Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Если светская оппозиция разгромлена, выражением недовольства становится террор

08.04.2004 09:52 msk, Евгений Пахомов

Еще недавно узбекские власти убеждали всех, что с радикальным исламизмом покончено. Однако события прошлой недели показали, что это не так: гремели взрывы, по стране прокатилась серия вооруженных столкновений. На момент подписания номера, по официальным данным, погибло около 40 человек и более 50 получили ранения. Хотя ни одна из террористических группировок не взяла на себя ответственность за взрывы, Ташкент сразу заявил, что за терактами стоят исламистские группировки "Хезб ут-Тахрир" и ИДУ - Исламское движение Узбекистана (по некоторым данным, недавно переименованное в Исламское движение Туркестана). Лидер ИДУ Тахир Юлдашев, по сообщениям пакистанской прессы, еще недавно командовал боевиками в пакистанской Зоне племен (см. материал "Аль-Каеда" где-то рядом). Выбитый из горного Пакистана лидер ИДУ, мол, решил перенести священную войну в родной Узбекистан.

Однако на самом деле точно сказать, кто именно стоит за волной террора, невозможно. В закрытой стране, где поток информации строго дозируется, официальные сообщения о причастности к терактам ИДУ или "Хезб ут-Тахрир" были восприняты многими с сомнением. К тому же если ИДУ всегда придерживалось радикальных методов борьбы, то группировка "Хезб ут-Тахрир" никогда не была замечена в террористической деятельности. В Узбекистане сразу заговорили, что теракты могли стать следствием внутриполитических разбо-рок. Президент стра-

ны Ислам Каримов - выходец из так называемого самаркандского клана. В 1989 году его, тогдашнего первого секретаря Кашкадарьинского обкома партии, выдвинул в первые секретари ЦК Компартии республики Горбачев, активно боровшийся с "феодальными замашками" среднеазиатских князьков. Другие кланы, прежде всего ташкентские и ферганские (из них ранее формировалась элита республики), были недовольны. Представитель не слишком влиятельной группировки, Каримов был вынужден защищаться. Он начал формировать новый "клан", набрав в окружение молодых и амбициозных выходцев из разных областей, для которых карьерный рост без его помощи был невозможен. Благодарные выдвиженцы в свою очередь принялись формировать культ личности любимого вождя. Всякая оппозиция в стране раздавлена и дезорганизована. Всякое несогласие с властью преследуется.

Уровень жизни в Узбекистане весьма низок, а коррупция чиновничества давно превысила норму советских времен. Проблема, однако, в том, что пока в стране не видно конструктивной силы, способной сплотить недовольных. Как сказал "Еженедельному Журналу" источник, близкий к узбекской оппозиции, "народ радуется, что нашелся хоть кто-то, кто бросил вызов этой власти". Наш собеседник не исключил, что к терактам имеют отношение исламисты, но, вероятно, с ними вместе действуют и другие силы: "Люди объединяются против Каримова". В любом случае Узбекистан еще раз продемонстрировал старую истину: если нормальная и светская оппозиция разгромлена и загнана в подполье, то выражением недовольства неизбежно становятся радикализм и террор. Но от террористических методов "борьбы с диктатурой" страдают прежде всего простые люди, режим же получает дополнительные козыри для укрепления собственной власти.

Еженедельный Журнал N13, 05.04.2004, с. 6