Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Киргизия в ожидании первой годовщины «революции»

20.03.2006 06:37 msk, Алишер Саипов (Ош)

Анализ
Киргизия в ожидании первой годовщины «революции»

По мере приближения первой годовщины событий 24 марта, названных «киргизской революцией», общественность горячо обсуждает вопрос о том, как этот день праздновать.

Совсем недавно президент Киргизии подписал указ «Об объявлении 24 марта народным праздником». Согласно этому указу, этот день объявляется выходным днем. Затем организационная группа, в которую вошли государственные чиновники и политики, приняла решение назвать 24 марта «Днем народной революции».

Но в народе события 24 марта прошлого года, когда бывший президент Аскар Акаев бросил Белый дом и бежал в Москву, а власть в Киргизии перешла в руки оппозиции, воспринимаются по-разному. Революция или государственный переворот? Этот вопрос становится предметом споров среди представителей общественности страны.

Служитель религии из южного киргизского города Ош, шейх Содикжон Камолуддин говорит, что слово «инкилоб» (революция) означает «изменение»: «Слово «инкилоб» взято из арабского языка. Арабское «инкилоба-янколибу» означает переход из одного качества в другое. Если мы назовем 24 марта "революцией", то под этим следует понимать переход нашей духовной и физической сущности на новый уровен. Эти изменения должны происходить во всей сущности народа. Если эти изменения не будут внедряться в жизнь, то от того, что сам президент призывает к этим изменениям, издает законы, результатов не будет».

Перемена власти в стране произошла при непосредственном участии народных масс. Волна акций протеста против несправедливых результатов выборов в парламент началась в Оше и Джалалабаде, но в итоге дошла до Бишкека.

По мнению предпринимателя из Оша Умарали Курбанова, народ был только средством для смены власти.

«События 24 марта все для себя называют по-разному. По-моему, в этот день руководство страны решило свои собственные проблемы. Кому-то нужна была власть, а кто-то должен был уйти. При этом народ стал исполнителем, а к власти пришли нужные люди», - считает он.

По словам предпринимателя, никакой разницы между политикой Аскара Акаева и действиями Курманбека Бакиева нет.

По мнению многих жителей республики после событий 24 марта в течение одного-двух месяцев наблюдалось "искусственное стремление к справедливости". В налоговой сфере, в системе внутренних дел пошли какие-то подвижки. Но потом все вернулось на свои места. Теперь все стало как при Акаеве, даже приняло худшую форму. Так, в основном, считают жители северных районов страны.

Оппозиционеры, пришедшие к власти на «волне революции», также не скрывают своего разочарования. Год назад народ, поверивший в обещания светлого будущего, поддержал оппозиционеров. «После революции проявился низкий уровень сознания нашего народа и отсталость страны. Я все же считаю, что 24 марта произошла революция: народ восстал против власти и победил. Но сейчас мы видим ту же картину, что была раньше. Участились заказные убийства, процветает коррупция. Ставки известны, а "дающие" и "берущие" – те же люди, что и раньше. Можно положительно оценивать лишь то, что после мартовских событий у молодежи возрос интерес к политике», - говорит член ошской группы молодых политиков «Сарбон» Бахром Азимов.

По мнению шейха Содикжона Камолуддина, после мартовских событий воодушевленная оппозиция начала среди населения политическую работу, вооружившись соответствующими призывами. Однако настоящий дух революции дошел не до всех: «Надежда и намерения изменить жизнь в лучшую сторону в соответствии с революционным духом, искоренить коррупцию, поднять уровень жизни есть и сейчас. Это поддерживают все. Все, начиная с руководителей страны и министров должны стремиться к этим изменениям. Однако, к сожалению, революционный дух, цели революции не дошли до всех слоев общества. Снова мы видим те же грезы, те же призывы и пустые слова. А жизнь продолжается по-старому. На самом деле никаких изменений не происходит».