Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Британский ансамбль «Between The Notes» создал в Узбекистане новый музыкальный жанр

12.04.2006 09:07 msk, Сид Янышев

История
Британский ансамбль «Between The Notes» создал в Узбекистане новый музыкальный жанр

Фото © автора

В Узбекистане завершились гастроли известного британского ансамбля «Between The Notes» во главе с культовым виолончелистом, композитором и дирижером Мэтью Барли. Выступления коллектива проходили в рамках проекта Британского совета. Его целью явилось создание нового музыкального жанра, лишенного налета элитарности, присущего современной классической музыке, и одинаково интересного как профессиональным музыкантам, так и самой широкой аудитории. Организаторы стремились изменить представление слушателей о современной классической музыке и положить начало сотрудничеству ведущих экспериментальных музыкальных коллективов Узбекистана и Великобритании.

Три концерта, проведенные музыкантами «Between The Notes» совместно с двумя узбекскими коллективами, повергли ташкентцев в состояние необычайной эйфории и восторга. 5 апреля в столичном ночном CLUBе британские исполнители сыграли совместную программу с группой «Циклон», а 7 и 8 апреля в ГАБТе им. А.Навои – еще более разнообразную программу вместе с молодым, но уже известным далеко за пределами республики ансамблем современной музыки «Омнибус». Также в рамках проекта Мэтью Барли провел мастер-класс для студентов музыкальных учебных заведений Ташкента.

Если говорить о концерте в CLUBе, то это было необычное, но весьма удачное совмещение клубной музыки и современной классики – первый в истории узбекской музыки подобный эксперимент. После проведенного в феврале Британским советом фестиваля альтернативной музыки «Создавая легенды» музыканты из «Between The Notes» получили записи узбекских групп, принявших в нем участие. Они выбрали для совместного проекта наиболее понравившийся коллектив. Им оказался «Циклон», играющий электронную музыку.

Следует отметить, что никаких совместных с ташкентской группой репетиций не было, равно как во время выступления не было на сцене и узбекских музыкантов, за исключением одного, стоящего у монитора компьютера и включающего в нужный момент заранее записанные треки «Циклона». По словам самого Мэтью Барли, они в своем выступлении «использовали записанные фонограммы ташкентских музыкантов, чтобы под их гармонии совершенно самостоятельно импровизировать».

Никто из музыкантов определенно не знал, когда закончится очередная композиция. Как в джазовых импровизациях (хотя общая стилистика концерта более всего напоминала современный минимализм), с совершенным чутьем и слаженностью, исполнители время от времени уступали друг другу дорогу, уходя при этом в тень. И лишь когда наступало пресыщение данной темой, Барли поднимался со своего стула и отмахивал коду (финал).

На фоне этого выступления еще более насыщенной оказалась программа «Between The Notes» совместно с «Омнибусом», подготовленная за последние два месяца. В ГАБТе им. А.Навои прозвучали произведения современных классических композиторов, включая и узбекских: Альфреда Шнитке, Золтана Кодая, Джахонгира Шукурова, Аброра Зуфарова, Всеволода Юденича, Мэтью Барли и музыкантов «Омнибуса». Причем в половине случаев это были совместные произведения, так же как и в CLUBe построенные на импровизации.

По словам руководителя «Омнибуса» Артема Кима, «основной идеей сотрудничества с британцами стал поиск новой концепции концертов классической и современной музыки». И надо сказать, это им удалось. Концерт не был традиционен, прежде всего, по своей форме. Это не было выступлением с выходом музыкантов, затем игрой под дирижерскую палочку и поклоном. Барли, взявший на себя роль ведущего, предварял каждую композицию рассказом о произведении и работе над ним. Он также заявил, что «Between The Notes» играет музыку почти всех существующих в мире направлений, за исключением, разве что, американских «кантри» и «вестерн». «Не потому что не умеем, а потому что не любим», - добавил музыкант.

Оригинальным было и световое решение концерта, придуманное ташкентским актером, режиссером и художником Степаном Николишиным. Кроме того, в начале второго отделения зрители увидели небольшой документальный фильм актера театра «Ильхом» Николая Леонова – о работе над данной программой.

В процессе выступления то и дело возникало ощущение, что музыканты из числа виолончелистов, в частности, Мэтью Барли и Всеволод Юденич, пытаются представить свой инструмент во всех его проявлениях. Так, в их совместном произведении «Гонки по вертикали» к виолончели Юденича была подключена гитарная «примочка», и инструмент звучал, как электрогитара в хард-рок-группе. А в импровизации в соавторстве с Аброром Зуфаровым для сато, виолончели и камерного оркестра Барли то и дело вытягивал из своего инструмента звуки узбекского национального инструмента сато.

Однако более всего воображение слушателей поразила финальная пьеса, названная музыкантами по имени британского ансамбля - «Between The Notes» («Между нотами»), напомнившая лучшие образцы арт-рока. Музыканты обоих ансамблей создали ее всего за 4 дня. Пьеса явила собой симбиоз совершенно, казалось бы, несовместимых ритмов и размеров. Весь исполнительский состав был поделен на несколько групп, каждая из которых играла в своем размере: одни, к примеру, на 3/4, другие – на 6/8, третьи – 4/3.

Заканчивая концерт, участники сыграли на бис отрывок из этого же произведения, и дирижер Барли вовлек в его исполнение зрителей (а их был полный зал). Без предварительной договоренности, неожиданно повернувшись к публике лицом, он, не останавливая игру музыкантов, жестами разделил зал на две половины и отхлопал в ладоши партию каждой из них, после чего все зрители, наделенные, таким образом, ролью перкуссионистов, стали дружно отхлопывать в заданном темпе. В эти минуты Мэтью Барли очень живо напомнил собой Моцарта из фильма Милоша Формана «Амадей» - юного, гениального хулигана.

В заключение хочется добавить, что цель проекта – создание нового жанра – была достигнута, а ансамбль «Between The Notes», перед приездом в Узбекистан посетивший с гастролями 48 стран мира, и в этой республике оставил всеобщее ощущение чего-то непревзойденного ранее, к чему стоит стремиться.