Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Вопрос сохранения исторической площади Регистан в Самарканде - из разряда вечных

18.05.2006 00:44 msk, Диер Согдиев

История
Вопрос сохранения исторической площади Регистан в Самарканде - из разряда вечных

Фото © Фергана.Ру

При посещении главного архитектурного памятника старины Самарканда - площади Регистан - гид обратит внимание туриста на накренившиеся минареты и озвучит проблему оседания знаменитых медресе. Приглядевшись, можно легко убедиться в том, что пара минаретов действительно слегка накренились, вызывая ассоциацию с Пизанской башней.

СОРОК ДВА - ЧИСЛО ОПАСНОЕ

Проблема не нова: разным строениям на площади Регистан в среднем по пять сотен лет, и время потихоньку выполняет свою разрушительную работу. Реставрационные и исследовательские работы начались здесь еще в начале прошлого века. Особенно интенсивными они стали в пятидесятые годы. Постепенно восстанавливались подробности истории возведения, перестроек и ремонтов. Работы велись много лет, потому что размах их был колоссальным. Стягивались металлическими креплениями расходящиеся стены и давшие трещины купола, небольшими кусками вычищались и заменялись подпорченные годами кирпичи и штукатурка, восстанавливались своды, недостающие утраченные детали, реставрировались декоративные облицовки. А еще - выпрямлялись минареты.

Первым, еще в 20-х годах прошлого века, накренился, грозя вот-вот рухнуть, северо-восточный минарет медресе Улугбека. В 1922 году была проведена беспрецедентная акция: впервые в мировой практике минарет весом 400 тонн подняли на домкраты, выпрямили, повернули вокруг своей оси и поставили на место.

Сорок два года спустя, в 1964 г., акция повторилась - уже с юго-восточным минаретом: накренившуюся башню с примыкающими к нему пилонами весом около тысячи тонн за одни сутки с помощью мощных гидравлических домкратов приподняли над фундаментом и выпрямили.

Прошло еще 42 года. Сегодня крен наблюдается еще у одного минарета медресе Улугбека. Насколько это опасно? Каковы конкретные причины «падения» знаменитых самаркандских башен? Какие меры будут предприняты? Не придется ли повторять опыт прошлого века? Все это выяснится после проведения намеченных на май-июнь сего года специальных исследований и обсуждений с участием специалистов-историков, архитекторов и реставраторов. А пока ведутся наблюдения не только за минаретами, но и за самими медресе, особенно, Тилля-кори, которое, по мнению специалистов, наиболее подвержено оседанию.

Площадь Регистан в Самарканде. Фото ИА Фергана.Ру
Площадь Регистан в Самарканде. Фото ИА Фергана.Ру

СЕРДЦЕ СЛЕДУЕТ БЕРЕЧЬ

Помнится, до середины 80-х годов прошлого века улицы Регистанская и огибающая Регистан Ташкентская были полны народа и всевозможного транспорта. На самой площади проводились различные праздничные торжества, толпы туристов собирала грандиозная цветомузыкальная звукопанорама, величественные звуки которой разносились по всей округе: "Я - Регистан, сердце Самарканда..." Рядом с площадью располагался кинотеатр имени Навои, частенько собиравший со всего города поклонников индийского кино. Неподалеку был ресторан "Юбилейный", улицы были уличных продавцов лепешек, жареной рыбы и всякой всячины. Все это, по мнению экспертов, губительным образом сказывалось на состоянии Регистана, в связи с чем власти приняли серьезные меры. Проезд автомашин по улице Ташкентской был запрещен, а чтобы людям, направлявшимся к Сиабскому базару, облегчить путь, запустили повозки с осликами. Праздничные мероприятия проводятся теперь на специально построенной для этого площадке. Исключение делается только для особо торжественных случаев, вроде международного фестиваля "Шарк тароналари". Кинотеатр и ресторан снесены, в магазинчиках по Ташкентской сегодня торгуют только национальной обрядовой одеждой и сувенирами, которые могут представлять интерес разве что для туристов. По сравнению с восьмидесятыми годами прошлого века сегодня район обезлюдел. Зато для площади Регистан такое положение во благо: ее минареты не сотрясает транспорт, а медресе не пропитываются влагой и запахом жареной снеди.

ПОТЕНЦИАЛ РЕГИСТАНА МНОГО ДУХОВНЕЕ СУПЕРМАРКЕТА

Заглянув в аккуратные дворики медресе, сразу попадаешь в поле зрения многочисленных продавцов сувениров, расположившихся в маленьких кельях. Лишь в одном из залов можно увидеть экспозицию музейного характера. В связи с этим видится справедливым замечание сотрудника НИИ искусствознания Академии Художеств Узбекистана А.В. Арапова, сделанное им на международной научно-практической конференции «Проблемы реставрации и использования памятников архитектуры»: «В советские годы многое сделано для восстановления Регистана как шедевра архитектуры, но было утрачено его духовно-образовательное значение. Парадоксально, но медресе Улугбека, роль которого в мировой культуре сопоставима с ролью ведущих университетов мира, востребовано сегодня только как туристический "супермаркет". То же и два других медресе. Духовный потенциал Регистана много выше статуса декоративного символа прошлого... Здесь, например, мог бы расположиться музей средневековой архитектуры Мавераннахра». Или любой другой, добавим мы. Действительно, это сделало бы посещение площади Регистан значительно более содержательным и познавательным даже для туристов.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

«Регистан» означает в переводе «песчаное место». Она возникла в самом центре города, куда от городских ворот сходились шесть основных радиальных магистралей. При Улугбеке площадь служила общественным и торгово-ремесленным центром. Она была удобна и в стратегическом отношении: отсюда легче было руководить боями.

С трех сторон площадь замыкают здания трех медресе: Улугбека (1417 - 1420), Шер-Дор (1619 - 1636), Тилля-Кари (1647 - 1660). Бывшее в свое время высшим духовным учебным заведением, медресе (духовный университет) Улугбека первоначально имело пятьдесят худжр-келий, в которых проживали обучавшиеся в медресе свыше ста студентов. Это медресе отличалось от других учебных заведений не только размерами, но и программой преподавания. Кроме обязательных богословских предметов изучались светские науки, звучали лекции по математике, астрономии, философии, литературе. Для преподавания приглашались крупнейшие ученые того времени: астроном Казы-заде Руми, которого называли «Платоном своей эпохи», математик Али Кушчи. Здесь, по преданию, жил и учился знаменитый поэт Джами, а некоторые курсы по математике читал сам правитель Самарканда Мирзо Улугбек.

С перемещением в XVI веке столицы государства в Бухару сохранность зданий самаркандского Регистана, очевидно, не очень волновала правителей. Сооружения обветшали, и в XVII в. все здания, кроме медресе, были разобраны и заменены другими. Этот новый этап строительства был связан с именем ставшего наместником Самарканда крупного военачальника Ялангтуш-Баходура, известного еще и под именем «Маленький Тимур». Именно он возвел медресе Шер-Дор, получившее такое название от изображенных на его портале тигров и ланей в лучах восходящего солнца. Медресе построили напротив медресе Улугбека, зеркально отразив всю композицию его главного фасада. С севера площадь Регистан замкнуло построенное по заказу Ялангтуша на месте караван-сарая медресе Тилля-Кари ("вызолоченное"), названное так благодаря интерьеру купольного зала мечети. Медресе Тилля-Кари призвано было совместить функции медресе и джума-мечети (соборная мечеть), соответственно, двор должен был вмещать большое количество молящихся.

Соединение на одной площади сразу трёх монументальных медресе не имеет аналогов не только в Средней Азии, но и за её пределами. После XVII века зодчество Самарканда больше не поднималось до высот, достигнутых в его исторических архитектурных ансамблях. И главная задача сегодняшних специалистов - сохранить от разрушения оставшиеся памятники истории и культуры.