Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Нур Омаров и Досмир Узбеков: Отток трудоспособных граждан из Кыргызстана - прямая угроза национальной безопасности страны

31.10.2006 13:24 msk, Фергана.Ру

Миграция  Кыргызстан

Дня не проходит, чтобы в российской прессе не поднимался вопрос о миграции. Огромная Россия испытывает демографический кризис и превращается в страну-реципиент, которой не хватает собственных рабочих рук. Обнищавшее после развала СССР «ближнее зарубежье» со своей увязшей в кризисе экономикой, к сожалению, еще долго будет оставаться донором трудовых мигрантов.

Среди стран-доноров есть и Киргизия. Поток киргизстанцев, желающих найти работу в Казахстане и России, растет с каждым годом. И если, в данной ситуации, одна страна получает дополнительный источник решения экономических и демографических проблем, то другой остается лишь сожалеть об опустевших приграничных территориях, уменьшении численности активных граждан трудоспособного возраста, оттоке из страны квалифицированных специалистов...

Есть ли альтернатива трудовой миграции в Россию и можно ли остановить поток уезжающих на заработки граждан Кыргызстана? Об этом специальный корреспондент ИА «Фергана.Ру» беседует с заместителем председателя Госкомитета по миграции и занятости Кыргызстана Досмиром Узбековым и доктором политических наук Нуром Омаровым.

Фергана.Ру: - Трудовая миграция в Кыргызстане стала красноречивым показателем как экономического состояния страны, так и социальной защищенности граждан. Что страна приобретает или теряет в результате внешней трудовой миграции?

Досмир Узбеков: - Миграционный процесс сложен и неоднозначен. Люди выезжают за рубеж не в туристических целях, а в поисках работы. Все потому, что в нашей стране уровень безработицы достаточно высок. По официальным данным, в 2006 году он достиг 10 процентов, в прошлом году он был немножко ниже - 9,7 процентов. Люди вынуждены искать себе работу за пределами нашей страны. В настоящее время до полумиллиона граждан Кыргызстана, по нашим данным, находятся за рубежом, в первую очередь, - в России, в Казахстане, есть и в странах дальнего зарубежья. Госкомитет в своей работе старается, по возможности, легализовать этот процесс, сделать его законным с тем, чтобы наши граждане, работая за рубежом, имели трудовые контракты, работали легально, были зарегистрированы в местных органах правопорядка и имели возможность получать заработанные деньги законно, при этом были защищены в своих правах и свободах. Важно, чтобы они имели нормальные условия для жизни – коммунальные, жилищные и так далее.

Это целый комплекс проблем, над которым работает правительство в лице Комитета по миграции и занятости. В этом плане в рамках ЕврАзЭС, СНГ, ОДКБ, то есть международных сообществ, в которые входят Кыргызстан, Казахстан и Россия, мы заключаем соглашения по защите прав и свобод трудовых мигрантов. Кроме этого, мы заключаем соответствующие двусторонние межгосударственные договора, в частности, с Россией и Казахстаном. Так, во время недавнего визита президента Курманбека Бакиева в Казахстан был подписано соглашение о социальной защите трудовых мигрантов.

Те же процессы происходят и в отношениях с Россией. По нашей просьбе третьего сентября сего года президент России Владимир Путин подписал дополнительный протокол к соглашению между нашими странами о защите трудовых мигрантов, который отменяет депозит со стороны работодателя за въезд мигранта, что значительно облегчит процедуру регистрации киргизских трудовых мигрантов. Более того, недавно Госдумой России в третьем чтении принято два закона об упрощении процедуры регистрации трудовых мигрантов, которые, я надеюсь, вступят в силу с 15 января следующего года и значительно облегчат легализацию приезжим. Мы долгое время этого добивались, потому что сейчас регистрация возможна только по месту жительства, а, как вы сами понимаете, не многие граждане согласны прописать у себя гостя из другой страны. Этот момент был практически непреодолим для наших мигрантов. Теперь же, я надеюсь, пункт о возможности регистрации по месту пребывания, будь то строительный вагончик или общежитие, принципиально изменит саму ситуацию с трудовой миграцией из Кыргызстана. А в настоящее время, к сожалению, только порядка 7,5 процентов трудовых мигрантов из нашей страны официально зарегистрированы, остальные работают нелегально.

Но надо заметить, что невозможно с налета сделать всех трудовых мигрантов в России легальными: процесс этот нарастал в течение 10-15 лет, и трудовые мигранты, живут там не по киргизским законам, а по российским. А менять российские законы нам не под силу. Если там сказано, что человека надо зарегистрировать в квартире, значит, он должен быть зарегистрирован в чьей-то квартире и с этим мы ничего не можем сделать. И человек не может зарегистрироваться в силу объективных причин: он работает на стройке и живет в вагончике. И всё. До сих пор система регистрации трудовых мигрантов в России была практически непреодолимой. Правда, некоторым удалось получить регистрацию в результате проведенного федеральной миграционной службой (ФМС) России эксперимента по так называемой миграционной амнистии. Но такая легализация проводилась короткое время, не во всех в областях, и, соответственно, не многие получили эту возможность.

Но в России сегодня наблюдается демографический кризис, а экономика развивается, стране нужны рабочие руки, поэтому были приняты два закона в области миграционной политики. Но механизма реализации этих законов пока нет, правительство России еще их не выработало. Только после принятия соответствующих решений мы сможем сказать, кто конкретно сможет легализоваться в России, а кто нет.

К сожалению, в настоящее время получить российский паспорт легче, чем зарегистрироваться как трудовой мигрант. Поэтому могу сказать точно, что в прошлом году Кыргызстан потерял 39 тысяч граждан, которые получили российское гражданство. В этом году желание выехать связано еще и с принятой в России Программой по возвращению соотечественников и оказываемой в ее рамках помощи переселенцам, которые хотят остаться в России навсегда. Но этих людей я хочу предостеречь – один переезд равен двум пожарам. Прежде чем переехать, надо хорошо подумать. Да, там зарплата выше, но и зима - полгода. Тем более что, как правило, эта переселенческая стратегия охватывает отдаленные, северные районы России.

Фергана.Ру: - Тем не менее, в прошлом году в Россию выехало около 25000 граждан Кыргызстана, а в этом году заявки подали более 60000 граждан...

Нур Омаров: - Да, это действительно серьезная проблема. И здесь, разумеется, есть не только позитивные моменты. Кстати, высокие чины, на мой взгляд, необоснованно восхищались этим феноменом, заявляя, что существует масса плюсов: снимается социальная напряженность, в бюджет вливаются финансовые средства и так далее. Но я думаю, что это носит кратковременный эффект. На самом деле, проблема гораздо серьезнее. Отток трудоспособных граждан за рубеж - это прямая угроза нашей национальной безопасности и, вообще, будущему республики. Есть официальные данные - 500 тысяч граждан работают за пределами Кыргызстана, но реальная цифра гораздо весомее - на выезде находятся порядка миллиона людей. То есть 500 тысяч в России, примерно 200 тысяч в Казахстане и в других странах. Существует серьезная опасность, что этот миллион из наших пяти с небольшим миллионов человек навсегда останется в этих странах, поскольку там им лучше, да и благодаря нашему Госкомитету по миграции для них создаются идеальные условия, чтобы остаться за рубежом. Я думаю, что через 10-15 лет в Кыргызстане будет серьезный кризис трудовых ресурсов. Это во-первых. Появится серьезная проблема в социальной сфере, потому что практически все эти люди будут оставлять свои средства в странах пребывания, а в нашу республику в этом смысле будет поступать мало денег. Проблема есть еще и в том, что отток преимущественно идет с юга республики, там идет практическое опустение приграничных районов. Благодаря тому, что в соседних странах, в частности, в Узбекистане и Таджикистане, налицо серьезный демографический дисбаланс, и их население все активнее перемещается на территорию Кыргызстана, каждый год мы теряем десятки квадратных километров нашей страны. В общем, возникает огромное количество разного рода угроз. И правительство должно направлять усилия не на поощрение этого процесса миграции, как это происходит сейчас, а на сдерживание его путем создания в кризисных регионах новых рабочих мест и практической реализации программ социально-экономического развития.

Фергана.Ру: - С какими странами у нас сегодня существуют соглашения по предоставлению рабочих мест для граждан Кыргызстана?

Досмир Узбеков: - Пока только с Россией и Казахстаном. Мы ведем переговоры с Канадой и Южной Кореей, но переговорный процесс пока находится на начальной стадии.

Фергана.Ру: - Ведется ли учет нелегальных трудовых мигрантов, выезжающих за пределы Киргизской Республики?

Досмир Узбеков: - Всего трудоспособного населения у нас около 2,5 миллиона человек, из них 1,8 миллиона трудятся на территории Кыргызстана. Хочу заметить, что сам термин «нелегальный мигрант» - неправильный. Нелегальный мигрант – тот, кто въехал нелегально - либо без паспорта, либо без визы. Поскольку между Кыргызстаном и нашими партнерами по миграции действует безвизовый въезд, то трудящиеся граждане въезжают совершенно легально и легально находятся на территории этих стран. Многие просто работают, не будучи зарегистрированными в качестве трудовых мигрантов, поэтому их труд является незаконным. Но находятся они там совершенно легально.

Нур Омаров: - Что касается их статуса, тут, конечно, можно многое оспорить. Потому что, законно пересекая границу, они потом уже становятся нелегалами фактически, выпадая из правового поля, поскольку не регистрируются. Даже из официально выехавших на заработки в Россию около 300 тысяч киргизстанцев только порядка 42 тысяч зарегистрированы. Вот и все комментарии к деятельности наших чиновников.

Фергана.Ру: - Каковы основные причины выезда граждан Кыргызстана в поисках работы за рубеж и что государство должно сделать для регулирования внешней трудовой миграции?

Досмир Узбеков: - Причины совершенно очевидны. Это, прежде всего, упадок сельского хозяйства из-за развала колхозов, на месте которых не были созданы конкурентоспособные частные фермы. Я говорю об этом в первую очередь, потому что наши трудовые мигранты, в основном, из сельской местности. Есть небольшие семейно-земельные участки, но поскольку семьи, как правило, многодетные, то они не могут прокормить себя на этих полях. Добавьте к этому ликвидацию после развала Советского Союза многих тысяч предприятий, мы потеряли огромное количество рабочих мест. Естественно, главная причина - незанятость, безработица и низкий уровень жизни.

Сейчас мы проводим переговоры с Южной Корей о предоставлении квоты для трудовых мигрантов из Кыргызстана. Всего восемь лет назад Южная Корея была поставщиком трудовых мигрантов для других стран, а сегодня наоборот - мигранты едут туда трудиться. Все потому, что экономика этой страны заметно выросла.

Мы стараемся направить миграционный процесс в законное русло. Стремимся развивать конкурентное поле для частных компаний, которые отправляют трудовых мигрантов за рубеж. Чтобы человек не сам ехал за границу вслепую и искал себе рабочее место, а чтобы некая фирма заранее договаривалась с работодателями, заранее готовила им жилье, нормальные условия для жизни, подписывала контракты, когда мигрант находится еще на территории Кыргызстана, и лишь после этого вывозила людей за рубеж. Опыт работы с такими контрактами уже есть. В 2005 году более 3000 трудовых мигрантов было отправлено работать через подобные компании в Казахстан, Россию, Саудовскую Аравию, Турцию. Я всегда сравниваю в этом смысле миграцию с туризмом. Государство же не занимается вопросами отправки туристов, это делают частные компании. Поэтому в вопросах трудовой миграции мы развиваем компании, которые профессионально занимаются отправкой трудовых ресурсов.

Нур Омаров: - Разумеется, этот процесс можно и нужно регулировать. Причины резкого оттока населения рождены, в первую очередь, системными проблемами в нашем управлении. В немалой степени в этом повинна коррупция, высокий уровень которой, в конечном счете, приводит к деградации экономики. Что касается непосредственного регулирования процесса миграции - оно возможно. Но здесь, опять же, вопрос надо ставить шире того уровня, на котором он рассматривается чиновниками Комитета по миграции. Понятно, что у них одна функция - обеспечить правовое пребывание трудовых мигрантов за границей. И все. Мне кажется, тут нужен комплексный подход, потому что трудовая миграция, и вообще внешняя миграция - это широкое явление, которое вызывается социально-экономическими, политическими, правовыми причинами, здесь необходима целенаправленная работа по созданию рабочих мест в депрессивных регионах. К примеру, месторождение Джеруй, цементный комбинат на юге республики, - работа по их организации практически свернута, по крайней мере, затруднена, а ведь это действительно реальные рабочие места, которые могли бы остановить отток трудовых мигрантов из страны.

Фергана.Ру: - Насколько наши граждане конкурентоспособны на внешнем трудовом рынке и какие профессии там наиболее востребованы?

Досмир Узбеков: - Я замечу, что образовательный уровень наших мигрантов в большинстве своем недостаточен. К сожалению, это уровень средних школ сельской местности. Некоторые практически не знают русский язык и им в России вообще делать нечего. Поэтому наша трудовая миграция и занимает самые низкие слои трудовой иерархии. Комитет по миграции и занятости собирается обратить внимание на образование и заняться профессионально-техническим обучением наших трудовых мигрантов с учетом вакансий, которые нужны в России или Казахстане. Потому что квалифицированный, имеющий профессию мигрант получает в три-четыре раза больше, нежели неграмотные рабочие.

Нур Омаров: - Я считаю, наши мигранты действительно конкурентоспособны. В первую очередь за счет своих трудовых навыков, за счет трудолюбия. Я думаю, что наша киргизская диаспора за рубежом не росла бы из года в год, если бы люди не были конкурентоспособными. Они вполне образованны, прекрасно владеют, в большинстве своем, русским языком, и в этом смысле они ничем не уступают представителям других национальностей. В Казахстан, в основном, выезжают трудящиеся в области сельского хозяйства и строительства, в Россию - более широкого охвата: в сфере общественного питания, услуг, строительства, науки, образования и так далее. Но нужно учитывать, что России и Казахстану, по большому счету, не нужны высокооплачиваемые мигранты. Необходимы разнорабочие, строители, то есть люди со средним и профессионально-техническим образованием.

Фергана.Ру: - Какова стратегия государства в сфере внешней трудовой миграции и какие шаги им предпринимаются для легализации наших граждан за рубежом?

Досмир Узбеков: - Шаги, прямо скажем, недостаточные. Прежде всего, из-за процедуры регистрации. В Казахстане этот процесс проходит намного легче: с этой страной у нас есть соглашение по защите работающих в сельском хозяйстве, недавно подписано соглашение о защите трудовых мигрантов. Но частные предприниматели никак не защищены, потому что казахская сторона не пошла нам навстречу в подписании договора, касающегося индивидуальных трудовых мигрантов –предпринимателей. В России же основная проблема сегодня - это процедура регистрации. Мы просим эту страну разрешить нашим гражданам находиться там 90 дней без регистрации, чтобы человек мог оглядеться, найти работу. С Казахстаном эта проблема решена: с пересечением границы наш гражданин может в течение трех дней находиться там без регистрации, а вот Россия на такой шаг не идет. Мы неоднократно ставили этот вопрос перед Россией, но пока утвердительного ответа не последовало. Напомню, что такая процедура вводилась для граждан Украины, но Россия посчитала этот опыт неудачным.

Фергана.Ру: - Какие меры предпринимаются для возвращения трудовых мигрантов на родину?

Нур Омаров: - Я думаю, что нам нужно, в первую очередь, развивать социально-экономические сферы. Должны быть созданы условия для возвращения трудовых мигрантов в виде создания преференций, преимуществ при создании малого и среднего бизнеса на те средства, которые они зарабатывают за рубежом, а также в виде физической, юридической и моральной поддержки наших граждан, работающих за рубежом. Я тесно работаю по миграции уже более 10 лет, и могу утверждать, что есть ситуации, когда человек, три года живущий и работающий в России или Казахстане, адаптируется там и у него пропадает всякое желание возвращаться на родину. Поэтому необходимы действенные механизмы привлечения выехавших людей на родину. Той же возможностью создания малого и среднего бизнеса. Но есть серьезная проблема – коррупция, которая всему мешает и тормозит этот процесс. Пока она не будет искоренена, ничего не сдвинется с места.

Досмир Узбеков: - Сложная процедура регистрации, а точнее, условия, на которых трудовой мигрант имеет право зарегистрироваться в России, сегодня вынуждают многих мигрантов искать более простые пути. Один из таких путей - получение российского гражданства. В связи с этим правительство Кыргызстана разрабатывает законопроект о сохранении гражданства Киргизской Республики за трудовыми мигрантами, получившими иное гражданство. А в настоящее время наше законодательство не позволяет иметь двойное гражданство. Что еще можно предпринять? Наверное, призывы к патриотизму не помогут, потому что экономика и жизнь диктуют свои условия.