Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Киргизская оппозиция в поисках нового бренда

05.05.2007 00:35 msk, Санобар Шерматова

Кыргызстан Анализ
Киргизская оппозиция в поисках нового бренда

© Фото Германа Ломкова, специально для ИА «Фергана.Ру»

После бурных событий, связанных с разгоном апрельских митингов, в республике наступило непривычное затишье. Оппозиция занялась разбором ошибок и выстраиванием новой тактики. На этом будничном фоне ярким событием должно стать народное собрание - курултай, которое созывает Объединенный фронт. 5 мая в село Байтик должны съехаться жители разных регионов Киргизии, чтобы, как заявил один из руководителей партии «Ар-Намыс» («Достоинство») Эмиль Алиев, «обсудить политическую ситуацию в стране».

За этой общей фразой скрываются вполне конкретные цели, которые были обозначены руководителем Объединенного фронта оппозиции Феликсом Куловым на второй день после разгона митинга на главной площади столицы Кыргызстана. Выйдя из здания государственного Комитета нацбезопасности, куда он был приглашен для допроса по возбужденному уголовному делу, Кулов заявил, что будет работать над составлением такой программы, которая изменила бы общественное сознание в стране, и исключила бы разделение граждан на «юг» и «север». По его мнению, власть, призвав для разгона митинга провокаторов с юга, совершила политическую ошибку. «Люди считают, что их унизили южане», - заявил Феликс Кулов, имея в виду выходцев из северных районов, которые составляли большинство на митингах.

Обращение к широкому электорату с понятной объединительной идеей является, скорее всего, ответной реакцией на ту волну критики, которой подвергся Объединенный фронт и сам Феликс Кулов после неудачи апрельских митингов. Требование немедленной отставки президента Бакиева, с которым выступили организаторы акций, не получило поддержки в таком масштабе, который мог бы заставить президента и парламент пойти на уступки. Вместо ожидаемых пятидесяти тысяч человек (назывались даже цифры и 75 и 100 тысяч) на площадь Ала-Тоо в центре Бишкека в лучшие дни собиралось от силы 10-12 тысяч митингующих. Акцию не поддержали жители южных районов республики и города Бишкека. В результате вместо психологического давления на власти (и даже устрашения), митинги продемонстрировали очевидную слабость организаторов, после чего разгон акции стал неизбежен.

Разобщенность в стане лидеров оппозиции стала еще одним открытием. И хотя организаторы митингов публично отрицали появившиеся в прессе сведения о конфликтах внутри штаба, скрыть разногласия не удалось. Поэтому никто не удивился, когда сразу после разгона площадной толпы лидеры стали выступать с заявлениями не от общего блока, а от своих партий. Объединенная оппозиция распалась с такой же быстротой, как и появилась. И на курултае в Байтике бывшие союзники в полном составе, скорее всего, не появятся.

В этой ситуации поиск нового электората и новой политической идеи для Феликса Кулова становится актуальным как никогда. И вопрос, сохранится ли бренд «Объединенный фронт» в условиях, когда во фронте остается только партия «Ар-Намыс», основанная семь лет назад самим Куловым, имеет второстепенное значение. Возможно, от названия, имеющего отчетливый милитаристский оттенок, и потому не принятого многими, откажутся. В любом случае основной целью для бывшего премьера на ближайшие месяцы становится партийное строительство.

Тема разделения страны на север и юг, скорее всего, будет доминировать и в программных установках других политических сил. «Посягательством на единство нации» назвал действия власти лидер социалистической партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев. «Никогда еще кыргызский народ в своей истории не переживал такого территориального и ментального размежевания в сознании, покушения на чувство единства нации», - сообщал Текебаев в специальном заявлении, сделанном сразу после разгона митингов. И хотя оно местами грешило напыщенностью и откровенным перебором (заявление начиналось с обращения «Братья и сестры», и далее в нем говорилось о «крахе государственности киргизской нации» и ее исчезновении с карты мира), тем не менее, «территориальная» проблема, набирающая в последнее время особую остроту, была обозначена Текебаевым точно.

Оппозиция определилась и с тактическими целями. Лидеры движения «За реформы» и партии «Ак Шумкар», назвав действия властей по разгону митингов «необоснованно жестокими», потребовали от властей начать переговоры с целью продвижения системных реформ, создания коалиционного правительства и определения даты президентских и парламентских выборов. Власть промолчала, что, по мнению известной правозащитницы, лидера центра «Гражданское общество против коррупции» Толекан Исмаиловой является плохим симптомом. «Чем дольше длится затишье, тем больше усиливается конфронтация между властью и оппозицией», - заявила Исмаилова в интервью Бишкекскому пресс - клубу.

У власти был шанс снизить накал противостояния, начав конституционные реформы сразу после разгона митингов. Таким образом, она перехватила бы лозунги оппозиции, что значительно ослабило бы ожидаемое наступление оппонентов президента будущей осенью. Тем более что президент Бакиев в преддверии митингов заявлял о своей приверженности реформам, приглашая оппозицию к сотрудничеству в работе над подготовкой изменений в Основной закон страны. В то время, когда митингующие требовали отставки президента, часть оппозиционно настроенных депутатов вела кулуарные переговоры с сотрудниками президентской администрации о создании новой рабочей группы для подготовки такого варианта Конституции, который устроил бы все ведущие политические силы. При этом стороны договаривались взять тайм-аут на изменение Конституции до следующих выборов в 2010 году. Соответственно, особо оговаривались гарантии для президента и парламента сохранить свои полномочия на весь избранный срок.

Консультации были прерваны сразу после разгона митингов. Власть решила, что одержала над оппозицией победу. А с побежденными, как известно, договариваться не о чем.

В этой ситуации комментаторы прогнозируют новые кризисы, которые, вполне возможно, пройдут по более жесткому сценарию. По мнению известного политолога из Института стратегических исследований при президенте Киргизии Вячеслава Хамисова, «власти переживают сложный период… и продолжают терять рычаги влияния на население». Проблема, как утверждают местные комментаторы, еще и в том, что президентская власть не представляет собой единый центр принятия решений. Действующие вокруг президента различные группы имеют зачастую разные интересы, что резко снижает ее дееспособность.

Отсутствие реформ (или их имитация) неизбежно приведет к росту протестного потенциала. И тогда уже не важно, будут ли новые бренды оппозиции удачными или нет. Политика вновь переместится на площадь.

Об авторе: Санобар Шерматова - член экспертного совета РИА Новости. Статья написана специально для ИА «Фергана.Ру»