Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: В Ташкенте прошел Седьмой Фестиваль видео-арта

05.04.2008 11:41 msk, Наталия Хон (Ташкент)

Узбекистан Культура и искусство 

В ташкентском музее кино 1 апреля прошел Седьмой Фестиваль видео-арта. Художественным руководителем и организатором сего события является режиссер Олег Карпов. На вопрос «Что же такое видео-арт?» он ответил «второй заповедью» видео-арта: «Это кино, вспомнившее, что оно когда-то было искусством».


Видео-арт обязан своим появлением изобретению в 1963 году первой мобильной видеокамеры и связан с именем американского режиссера Нам Джун Пайка. Интерес к этому жанру в Узбекистане появился в 2004-м году благодаря фестивалю в Казахстане, на который были приглашены и наши молодые режиссеры, а также программе «Сакральные места Центральной Азии». А в апреле 2007 года состоялся первый фестиваль видео-арта, названный «попыткой». С тех пор прошло еще шесть подобных мероприятий.

На Седьмой фестиваль было представлено четырнадцать работ, которые вызвали у публики эмоциональные дебаты и столкновения: «Великолепная десятка» и «25-й кадр» Дмитрия Донского, «Мастер и Маргарита» Аркадия Кабулова, «День грома» и «Янтра пестрых гор» Андрея Кудряшова, «БеZБашни» Виктора Павлова, дипломная работа Дильбека Тураева «Неаполитанский залив», «Сон Терминатора» Дмитрия Ахунбабаева, «Похитители» Умиды Ахмедовой и Олега Карпова, «Loneliness» Георгия Саркисова, «Судьба» Шавката Шарипова, «Lepper Lord» Ивана Маслова, «Mare Nostrum» Алексея Улько, «Contemporary art» Александра Барковского.

Особо жаркие споры возникли вокруг видео-работ Ивана Маслова «Lepper Lord» и Виктора Павлова «БеZБашни». Первое видео рассказало о социал-националистической идее Адольфа Гитлера и представлении его личности как героя, имеющего связь с магическими силами. Автор утверждает, что и сам имеет отношение к арийским корням, в нем, мол, течет и славянская кровь, и узбекская. Однако, думается, что художник очень сильно заблуждается, поскольку если бы Гитлер дошел до Средней Азии, он бы не спросил его предков, зороастрийцы они или нет. Он не понимает, что идея об избранности и чистоте расы нужна была фашистскому лидеру лишь для того, чтобы завоевать мир.

Согласно последней, десятой, заповеди видео-арта – «Хотите спорить, спорьте фильмами» – сразу после этого Маслова был прокручен ролик Дмитрия Донского «25-й кадр», посвященный жертвам фашизма.

Стоит отметить, что если у того же Ивана Маслова был все-таки видео-арт, то последняя часть термина, обозначающего данный жанр, полностью отсутствовала в фильме «БеZБашни». Это была съемка домашнего видео. Ребята хотели показать мир таким, каков он есть и каким его видит молодежь. А это, по мнению автора, - мир порнографии, безумных поступков, людей с лишенным чувством юмора, тупости и неприметности. В принципе, работа могла бы получиться, если бы авторы немного потрудились. Ведь любое искусство предполагает мастерство, а там, где его нет, есть дилетантство.

Интересной показалась работа дебютанта фестиваля Георгия Саркисова - «Loneliness». Избитая тема одиночества предстала перед зрителями в оригинальном видении автора и затронула каждого присутствующего в зале. Вспомнилась фраза писателя Сигизмунда Кржижановского о том, что «между Я и Мы – большие ямы».

Андрей Кудряшов представил слайд-шоу из очень интересных фотоснимков. Но все-таки надо делать некоторое различие между показом фотографий в установленной временной последовательности и видео-артом. Хотя момент спорный, как утверждает Олег Карпов.

Что касается видео Александра Барковского «Contemporary art» (современное искусство), в нем автор стебается над недетерминированными смыслами в видео-арте, на протяжении всего ролика задавая вопрос «В чем концепция вашего видео?». На самом деле в современном искусстве много мусора, творчества, которое не подводит к какому-либо эстетическому обобщению. Уж слишком часто мы сталкиваемся с эгоистичностью авторов, понимающих только себя в своем сомнительном искусстве, и не заботящихся о том, поймут ли их другие.

Профессиональный интерес вызвала работа Олега Карпова и Умиды Ахмедовой «Похитители» - как хорошее документальное видео.

Что же касается фестиваля в целом, то многие из работ были «сырыми», некоторые не входили в формат жанра «видео-арт», как, например, «Неаполитанский залив» - художественный короткометражный фильм Дильбека Тураева, достаточно заштампованный, но представляющий интерес как ученическая работа.

В заключение хотелось бы заметить, что фестиваль неплохо разбить на два или три дня, поскольку большой объем программы трудно охватить в один вечер. А также пожелать некоторым участникам: «Создавайте смелый и искренний ВИДЕО-АРТ. Шутки шутками, а никому из вас, наверное, не хотелось бы впоследствии прослыть слюнявым дилетантом».