Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Незрячий музыкант, лишившийся ног, продолжает играть и верит в свое будущее

Узбекистан: Незрячий музыкант, лишившийся ног, продолжает играть и верит в свое будущее

2 декабря в стенах Ташкентской и Среднеазиатской митрополии Московского Патриархата Русской Православной Церкви по благословению Владыки Владимира Русский культурный центр Узбекистана при содействии посольства России прошла презентация документального фильма о судьбе незрячего, лишившегося ног музыканта Руслана Шамсутдинова. Презентация состоялась накануне Международного дня инвалидов, провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году и ежегодно отмечаемого 3 декабря.

В фильме рассказывается о том, как Руслан Шамсутдинов, будучи незрячим от рождения, становится профессиональным музыкантом. Как уже думая, что победил судьбу, в 2004 году он попадает под колеса поезда метро – его случайно столкнула напирающая сзади толпа. Он выжил. И переломанный, лишившийся ног, с искалеченной правой рукой снова играет и участвует в концертах.

Мальчик родился с атрофией зрительного нерва. «Мы были в шоке, - рассказывает Лола Спартаковна, мать Руслана. – Ведь в нашей семье все дети зрячие». Отец не вынес испытания и ушел. Сердобольные знакомые предлагали отдать слепого ребенка в специализированный детский дом. Но мать не согласилась.

«Мое первое воспоминание из раннего детства – стихи, которые читала мама, - говорит Руслан. – Кушал ли, засыпал или просыпался, был ли на прогулке – всюду меня сопровождали стихи. Мама научила меня правильно слышать стихи, воспринимать поэзию. Второе воспоминание – мне четыре года, я один, без мамы, добираюсь до маленького бассейна, хожу вокруг него, гуляю, а затем благополучно иду домой. В тот момент я ликовал, я почувствовал себя свободным, ведь для меня это было первым самостоятельным шагом».

Учащиеся колледжа
Учащиеся колледжа. Фото © «Фергана.Ру»

Мама Руслана рассказывает, что после этого случая смогла побороть свой страх за сына, и когда он подрос, даже отпускала его на базар или в аптеку. И Руслан начинал еще больше верить в себя.

Потом была школа-интернат, ставшая для мальчика на девять лет вторым домом. «Мне открылся книжный мир, настолько захвативший меня, что я даже на уроках мог тайком читать интересные книжки», - вспоминает Руслан. В Республиканской библиотеке для слепых он стал завсегдатаем, перечитал кучу книг.

Руслан с благодарностью вспоминает всех своих учителей, которым хватило любви и терпения для работы с незрячими детьми. Он очень благодарен своему учителю по физкультуре Геннадию Александровичу Котову, которого все дети называли просто «дядя Гена». В интернате проводились соревнования по штанге, армрестлингу, прыжкам в высоту и другим видам спорта. Бывало, что школьная команда обыгрывала в футбольных товарищеских матчах зрячих ребят из других школ. Как объяснил Руслан, их команде был известен каждый сантиметр родного поля.

Во втором классе Руслан увлекся баяном, живой звук которого он впервые услышал на школьном утреннике. Первым учителем мальчика стал баянист Николай Иванович Бондарев. С тех пор увлечение музыкой стало смыслом жизни начинающего музыканта.

«В июне 1997 года мама привела Руслана к нам, - рассказывает бывшая в то время директором Клуба реабилитации и интеграции детей-инвалидов (КРИДИ), а ныне председатель Бектемирского отделения ТГО Узбекского общества инвалидов Лариса Григорьевна Россинская. – Для своего возраста он играл великолепно, и с тех пор стал участвовать во всех проводимых нами мероприятиях. Он как бы рос вместе с нашей организацией, росло и его мастерство».

В 2003 году Руслан блестяще сдал вступительные экзамены в музыкальный колледж имени Хамзы. «Руслан по своему характеру очень общительный, контактный, - говорит его педагог Михаил Маевский. - У него появилось много друзей, и я не чувствовал каких-либо ограничений в том, как он общался с товарищами».

«Мне сразу же понравился этот высокий, красивый и улыбчивый парень, - говорит директор колледжа Батыр Матъякубов. – Он всегда здоровался первым, узнавая нас по звуку шагов».

Учась в колледже, Руслан продолжал активно участвовать во всех мероприятиях КРИДИ. И когда в 2004 году был создан народный хор, он, 17-летний подросток, за два месяца подготовил совместную с хором программу из пятнадцати номеров.

Руслан был молод, талантлив, успешен. Перед ним открывались новые перспективы. Но 25 июля 2004 года Руслан оказался в метро без сопровождения. Пассажиры, спешившие в час пик, не обратили внимания, что перед ними слепой, и случайно вытолкнули его под приближающийся поезд. Упав, Руслан схватился за контактный рельс, находящийся под напряжением 825 вольт.

Он пришел в сознание через три дня. У него не было ноги, уха, части лица, врачи говорили о множественных травмах различных частей тела, переломах, тяжелых ожогах. У него было сотрясение мозга и разрыв сухожилий на правой руке.

«Когда мальчик поступил к нам, он был в тяжелейшем состоянии, мы думали, что он не выживет, - рассказывает врач ожогового отделения 1-й городской клинической больницы Робия Джуманиязова. – Все были в шоке от одного только его вида».

Руслан Шамсутдинов
Руслан Шамсутдинов. Фото © «Фергана.Ру»

Руслана удалось спасти. Он перенес восемь сложнейших операций, но в истерзанном и немощном теле этого человека жил несломленный дух, заставляющий его продираться сквозь тьму. Больные из других отделений приходили посмотреть на парня, который поет, чтобы заглушить боль и не плакать. «Приходили разные люди, приносили деньги, еду», - вспоминает мама Руслана.

Перевязки делали год под общим наркозом. Но воля Руслана к жизни была несокрушимой. «Если я выдержал боль во время перевязок, значит, мне дано было жить», - говорит Руслан. Вторую ногу по медицинским показаниям пришлось ампутировать. Но уже на третий день после операции он упросил соседа по палате вывести его на коляске во двор: «Мы гуляли – я был счастлив».

Но победить физическую боль оказалось проще, чем смириться с тем, что уже никогда не сможешь заниматься музыкой, а именно таким был приговор врачей, учитывая серьезные повреждения уха и правой руки.

Узнав о приговоре врачей, Руслан начал пить, чтобы заглушить душевную боль. Это продолжалось более полугода, а потом пришло осознание, что жить все-таки нужно. Он начал приспосабливаться к новым ограничениям. Стал помогать матери по хозяйству: убирать со стола, мыть посуду, стирать белье – не хотел чувствовать себя иждивенцем и инвалидом. Школьный учитель по физкультуре Геннадий Котов, дядя Гена, помог разработать специальный комплекс упражнений для укрепления мышц рук, живота и спины. Создатели фильма отсняли, как Руслан, отжимаясь на руках, без особого труда поднимает над полом тело, ставшее в два раза легче.

В 2006 году мама решила забрать документы Руслана из колледжа, но директор настоял на продолжении учебы. Три месяца он учился заново играть на баяне, стараясь разработать средний палец правой руки. Это было неимоверно сложно, но Руслан не сдавался - и победил. В сентябре он вернулся в колледж, к друзьям.

Педагоги Михаил Маевский и Анатолий Тихонов приезжали к Руслану домой. «Для хорошей игры на баяне необходимо заниматься не менее 4-5 часов в день, - говорит Маевский. – И я всегда поражался мужеству Руслана, отсутствию пессимизма. Мне всегда было легко с ним, и я чувствовал, что результат не за горами. Так и получилось - Руслан снова заиграл».

В день получения диплома, который стал днем его личной победы, Руслана поддержали все, кто верил в него и ему помогал. В этот день концертный зал колледжа был забит до отказа. А самое главное, что Руслан не остался за бортом жизни, как это часто случается с инвалидами. Сегодня он много работает, у него открылся еще один талант – пение, он записывает новые песни. Ему помогают многие старые и новые друзья.

«Я верю в свое будущее, не знаю, как оно сложится, но я в него верю», - завершают фильм слова Руслана.

Фильм делался четыре месяца. Деньги на фильм собирали по частям, вся финансовая работа лежала на Ларисе Россинской, работающей с детьми-инвалидами. Она находила средства и могла решить, казалось бы, неразрешимые организационные вопросы. «Фильм состоялся благодаря воле Ларисы Григорьевны», - говорит режиссер Наталья Нарзиева. Сама она рассказала, что для нее этот фильм знаковый, поскольку еще задолго до знакомства с Русланом она написала сценарий для художественного фильма о безногом музыканте. «История Руслана удивительно перекликается с моим первоначальным сценарием, – говорит Нарзиева. – Когда я его написала, еще не знала, где и как будет сниматься картина. И вдруг мне предложили снять фильм о Руслане. Это удивительно, и я вижу в этом знак свыше. Познакомившись с Русланом, я буквально с первых же минут забыла, что он инвалид, и в какой-то момент перестала его жалеть: он настолько силен духом, что ему могут позавидовать многие здоровые люди.

У нас было материала часов на девять, и, к сожалению, мы не смогли показать все, что хотели, в 26-минутном фильме, - продолжает режиссер. - Можно сказать, что мы лишь пробежались по жизни нашего героя. Несмотря на то, что Руслану из-за укороченного сухожилия на правой руке тяжело играть, его игру спасают большой талант и музыкальность. Думаю, этот фильм будет полезно посмотреть многим, и особенно неуверенным в себе здоровым людям, поскольку жизнь Руслана являет собой пример мужества, несгибаемой воли и жажды жизни вопреки всему».

После просмотра фильма Руслана поздравили его друзья из колледжа, выступившие в праздничном концерте, а также солисты вокального ансамбля «Орфей», выступил и сам виновник торжества. Руслан исполнил несколько инструментальных композиций и известные песни, которые вместе с ним пел весь зал.

Соб. Инф.