Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Импровизации на темы жизни Театра Движения ЛИК

23.12.2008 09:38 msk, Павел Кравец (Ташкент)

Узбекистан Культура и искусство 

Лилия Севастьянова
Лилия Павловна Севастьянова - художественный руководитель интегрированного Театра Движения ЛИК, Ташкент. Родилась в 1959 году в Ферганской области Узбекской ССР. Образование получила в Ташкентском государственном институте культуры и на стажировках в России, Франции, США. Основала Театр Движения ЛИК, которому в этом году исполнилось 26 лет. Коллектив участвовал в театральных и танцевальных фестивалях в разных странах, реализовал несколько международных проектов в Узбекистане. На счету Лилии Севастьяновой постановка 25 спектаклей, в том числе шесть – с участием людей с ограниченными возможностями. Осуществила постановку хореографии более чем для 30 спектаклей в различных драматических театрах. Помогает ставить Рождественские спектакли с маленькими послушницами Свято-Никольского женского монастыря в Ташкенте. Подробная информация о «Театре Движения ЛИК» на сайте театра.

В Ташкенте на сцене Узбекского Национального Академического драматического театра состоялся танцевальный спектакль «Импровизации на темы жизни» Театра Движения ЛИК Лилии Севастьяновой, в котором вместе с профессиональными актерами участвовали молодые люди с ограниченными возможностями. Благотворительный спектакль был приурочен к Международному дню инвалидов и представлен в рамках поддержанного Программой по культуре и искусству Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству проекта Театра Движения ЛИК под названием «Популяризация спектаклей с участием людей с инвалидностью в детской и молодежной среде». Проект дает возможность зрителям познакомиться со всеми «особыми» спектаклями этого уникального в своем роде театра.

Театр Лик Лилии Севастьяновой
«Мне снится, что я хожу…». Виктория Гордиенко и Юлдуз Бобомухамедова (глухонемая)

Название спектакля - «Импровизации на темы жизни» - говорит само за себя. Казалось бы, невозможно показать танец незрячему человеку или объяснить не слышащему, как танцевать под музыку, а страдающий ДЦП не в состоянии повторить движения хореографа. Но побудить людей с особенностями развития выразить свои чувства, переживания, устремления посредством художественных жестов оказалось возможным.

Спектакль рассказывает о том, каким образом происходит такой творческий процесс, как из «говорящих», знаковых жестов, спонтанно рожденных в импровизациях, складывается хореография. Спектакль представлен в форме танцевального урока, где все участники выполняют пластические, танцевальные и ритмические упражнения. Но из этих общих упражнений рождаются живые портреты и диалоги, открывающие красоту и уникальность души каждого человека, независимо от его социального статуса и состояния здоровья.

Фото С.Абадурова
«Импровизации на темы жизни». Фото С.Абадурова

Во время спектакля зрители постепенно забывают – и в этом и заключается феномен театра, - что на сцене вместе с профессиональными актерами находятся люди с ограниченными возможностями, многим из которых в обыденной жизни даже простые движения даются с трудом. И если в начале спектакля еще отделяешь инвалидов от профессионалов, то к концу действа эта разница исчезает. На сцене они не играют, а живут. Пластика тел, музыка Баха, Пярта, Смирнова, Диаза, костюмы, свет, выхватывающий из бархатной темноты силуэты, - все это в совокупности создает ощущение, будто на сцене оживают гармоничные живописные полотна.

Вот только несколько отзывов зрителей о спектакле «Импровизации на темы жизни», которые, впрочем, можно было бы отнести и к другим постановкам этого удивительного театра:

«Великолепный, трогающий потаенные струны души спектакль. Это на грани фантастики», - Зульфия Расули, журналист. «Со сцены в зрительный зал идет такое единение и тепло, что хочется делать что-то хорошее», - Владимир – 18-летний студент, рокер, впервые попавший на подобное представление. «Это лучший спектакль в моей жизни», - Расул, 8 лет. «Как хорошо, что мы именно вместе пришли и все это посмотрели», - девушка 23 лет своей бабушке. «Правдивость танца, завершенность, искренность и глубина, поразили меня», - психолог. «Это нужно показывать всем и повсюду», - иностранный дипломат. «Будто в храме побывала», - зрительница средних лет.

Белые чайки над синим озером
«Белые чайки над синим озером»

В Театре Движения ЛИК действительно поражает все: состав, более половины которого – люди с ограниченными физическими или умственными возможностями, исключительно теплая атмосфера на репетициях, отсутствие психологических барьеров между инвалидами и их обычными сверстниками, нежные, будто родственные отношения друг к другу. Театр существует не как временный проект, но как постоянная труппа с глубоким и разнообразным репертуаром, состоящим из танцевальных спектаклей. Но особенно поражает тот сильный, добрый резонанс, который вызывают эти спектакли у зрителей. Люди порой еле сдерживают слезы, а чаще и не стараются их сдерживать. И слезы эти появляются не от жалости к инвалидам, а оттого, что душу переполняют светлые чувства.

На вопрос корреспондента «Ферганы.Ру», в чем секрет такого успеха театра у столь широкой аудитории, руководитель Театра Движения ЛИК Лилия Севастьянова ответила: «Думаю, главная причина состоит в том, что средствами искусства мы ищем то, что сознательно или бессознательно ищет каждый человек – высший смысл жизни. Еще, я убеждена, что театр с участием инвалидов по сути своей очень близок истинному назначению искусства. Он имеет в своей основе не придуманные ситуации и коллизии, а реальные конфликты и реальное преодоление, не внешнее блуждание в поисках трюков и формы, а внутреннее, глубинное стремление к преображению, совершенству, идеалу.

Импровизации на темы жизни
«Импровизации на темы жизни»

Дело еще и в том, что мы занимаемся по своей авторской системе и не переносим механически готовые театральные и танцевальные формы и приемы на работу с «особыми» актерами, не приспосабливаем их к готовым идеям, сценариям, придумкам. Каждый раз в творческом процессе идем от конкретного человека, от его индивидуальных дарований и особенностей и, в целом, от его жизни.

Встречая инвалидов на улице, многие, в первую очередь, замечают то, что отличает и отделяет здоровых людей от людей с ограниченными возможностями – будь то инвалидная коляска, физические и интеллектуальные особенности и так далее. Когда же на сцене в спектакле раскрывается внутренний мир того же инвалида, причем происходит это на языке красоты и гармонии, и зритель смотрит уже сквозь тело, сквозь различия, и видит душу, как она радуется или страдает, он соотносит это со своей душой. Таким образом, происходит единение людей, появляется интерес друг к другу, желание продолжить общение за пределами театра».

Театр Движения ЛИК, существующий с 1982 года, был создан как театр современного танца. Позже, участвуя во многих международных фестивалях и проектах, он стал известен далеко за пределами Узбекистана. В театре были поставлены десятки спектаклей: «Один вечер» (1991 г.), «Тайна» (1995), «Вокзал» (1997), «Прошение» (2000), «Рождение» (2001), «Встреча» (2003) и другие. Все спектакли создавались на основе импровизации. Именно многолетний опыт в области танцевальной импровизации и ориентация на духовную суть в искусстве позволили начать творческий диалог с инвалидами.

Импровизации на темы жизни
«Импровизации на темы жизни»

Последние шесть лет театр существует как интегрированный, объединяя почти сорок человек, более половины которых - молодые люди с ограниченными возможностями: на инвалидных колясках, с синдромом Дауна и олигофренией, с ДЦП, глухонемые и даже незрячие. В интегрированном составе театром были поставлены спектакли: «Мне снится, что я хожу…» (2004), «Праздник радуги» (2005), «Импровизации на темы жизни» (2006), «Белые чайки над синим озером» (2007), «Азимут» (2007) и другие.

- Сейчас я понимаю, что сама жизнь постепенно подводила меня к этой работе, - говорит Лилия Севастьянова. – В детстве я жила в маленьком поселке Ферганской области, и у моей подружки был дедушка, потерявший обе ноги на войне, он безвылазно сидел дома. Дети его боялись и старались обходить стороной. В то время инвалидов не было видно на улице, они словно были спрятаны. Жаль, что тогда нам никто не объяснял, что этим людям, так же, как и всем, нужно человеческое тепло, общение. Появлялись и другие вопросы, которые ставила жизнь и которые ждали своего разрешения. В 90-х годах я несколько раз посетила Францию, и меня поразило большое количество инвалидов на улицах, в музеях, театрах и так далее. Тогда эти люди воспринимались мной вне моего жизненного пространства. Поэтому, когда в Авиньоне один из «колясочников» обратился лично ко мне, для меня это было шоком, я вся внутренне сжалась и не знала, как себя с ним вести, как преодолеть свой страх.

Антон Авруцкий и Валерий Коган
Антон Авруцкий и Валерий Коган

Следующий знак судьбы был получен в 1996 году, и тоже во Франции. В группе моих стажеров в ателье «Танцевальной импровизации» среди здоровых людей оказалась девушка по имени Йоэль. Ее ноги были атрофированы, она передвигалась при помощи костылей. На занятиях Йоэль в окружении здоровых людей сидя выполняла различные упражнения. В итоге мы должны были показать небольшой спектакль, но меня отговаривали включать в него девушку, потому что незадолго до этого она играла в спектакле другого режиссера лесное чудовище, что усугубило болезненное впечатление. Но я предчувствовала, что с инвалидами должна быть работа другого рода и предложила Йоэль сольную сцену в финале нашего спектакля. Я попросила ее импровизировать на основе конкретных, реальных переживаний. Результат превзошел все ожидания. Следуя предложенной теме, девушка стала внутренне подниматься, руки потянулись вверх, костыли оторвались от пола и уже воспринимались не как костыли, а как крылья. И зритель, не замечая физического недуга Йоэль, летел вместе с ее душой. Внутреннее стремление девушки к душевному очищению, то есть подлинной свободе, воздействовало на окружающих сильнее, чем ее больное тело, которое, в свою очередь, испытало момент физической свободы.

Поразительный результат побудил Лилию Севастьянову продолжить поиски в этом направлении уже в Ташкенте. В конце 90-х годов она попыталась организовать реабилитационный центр, но тогда с этой идеей ничего не получилось. В 2000 году ее пригласили в ташкентский городской Клуб реабилитации и интеграции детей-инвалидов (КРИДИ) проводить занятия с детьми.

Праздник радуги
Праздник радуги

- Сначала это был просто танцевальный кружок, - вспоминает Севастьянова, – где с помощью специального тренинга, через образные, игровые упражнения я помогала ребятам разрабатывать опорно-двигательный аппарат, делать его более пластичным и послушным. Затем начала ставить для них танцевальные миниатюры. Позже начали возникать серьезные хореографические композиции, требующие помощи профессиональных актеров, как в творческом плане, так и в техническом, например, для того, чтобы перемещать ребят на колясках или направлять на сцене детей с умственной инвалидностью. Таким образом, стали возникать постановки, в которых совместно участвовали люди с инвалидностью и профессиональные актеры Театра Движения ЛИК. Первый большой спектакль мы поставили в 2004 году и назвали «Мне снится, что я хожу...», потому что людям с нарушенной опорно-двигательной системой часто снится, что они свободно передвигаются. До сих пор рождение этого спектакля я воспринимаю на уровне чуда, собственно, как и каждую нашу новую постановку.

Мне снится, что я хожу...
Фрагмент из спектакля Лилии Севастьяновой «Мне снится, что я хожу...»

На первые спектакли затянуть зрителей было очень трудно, поскольку само понятие «театр инвалидов» вызывало реакцию отторжения. В основном, приходили родители и знакомые, чтобы поддержать детей. Сейчас от зрителей нет отбоя, люди с нетерпением ждут следующие спектакли.

Фергана.Ру: - Действительно, после спектакля зрители буквально осаждают Вас с благодарностями и вопросами, и среди них появляются желающие заниматься в Вашем театре. Вы берете всех, кто к вам приходит?

Л.Севастьянова: - Двери театра открыты для всех, и поэтому коллектив разрастается, как говорят, не по дням, а по часам. Важно то, что, когда человек впервые приходит к нам, он попадает в уже существующую мощную творческую среду, в своеобразный поток, который его увлекает, активизирует и подтягивает к своему уровню. В совместных импровизациях профессиональные актеры помогают актерам с инвалидностью высказаться через движения и жесты, находя своему внутреннему состоянию художественный эквивалент. То есть наша импровизация – это реальные отношения, как бы «синхронно переводимые» на сценический язык. А наша хореография – это собранные в связку наиболее точные жесты и движения, родившиеся в результате такой импровизации. Драматургия также возникает на основе жизненных ситуаций, реальных сюжетов.

Например, история Валеры Когана, который в первых наших спектаклях танцевал в инвалидной коляске. Обычно большая часть репетиций проходит в свободной форме. Я предлагаю тему и кто-то выходит на импровизацию. Другие подключаются, если находят это созвучным своим переживаниям. При постановке «Импровизаций на темы жизни» во время одного из таких выходов актрисы Ольги Останиной Валера сам подъехал к ней, взялся за перекладину лестницы и стал подниматься, потянувшись к Ольге. Все остолбенели и оттого, что он встал, и от страха, что он может упасть (у Валеры тяжелая форма ДЦП). Актеры деликатно, как бы случайно, оказавшись рядом, стали вступать с ним в контакт, и получилось красивый мужской танец, в котором зажатое тело Валеры постепенно расслабилось и вытянулось. Так родился и его дуэт с актером театра Антоном Авруцким. Этот танец стал кульминацией спектакля, и всегда сопровождается несмолкаемыми аплодисментами зрителей. Поразительны истории и многих других ребят, особенно ментальных инвалидов, во время импровизации которых вдруг рождается красивый осмысленный танец.

Мне снится, что я хожу
«Мне снится, что я хожу…». Антон Авруцкий и Валерий Коган

Фергана.Ру: - Как часто Вы встречаетесь с аналогичными театрами других стран?

Л.Севастьянова: - Есть много замечательных особых театров, периодически они встречаются друг с другом на различных международных фестивалях. Мы тоже стали лауреатами двух международных фестивалей особых театров: «Протеатр 2007» в Москве и «Солнечная волна 2008» в Киеве. Значение таких поездок трудно переоценить, потому что для ребят это огромное событие: несколько месяцев радостного ожидания и подготовки к поездке, возможность знакомиться с работой своих коллег, с творчеством других театров, участие в совместных мастер-классах. В Киеве мы показали «Импровизации на темы жизни» на сцене муниципального Академического театра оперы и балета для детей и юношества, побывали в Киево-Печорской Лавре, музеях, театрах, зоопарке.

Когда мы уезжали из Киева, артисты одного из украинских особых театров на прощание сказали: «Вы уезжаете, а ваш спектакль остается, и когда через год вернетесь, увидите, какое влияние вы произвели на другие театры».

Многих поражает тот факт, что наш театр объединяет артистов с различными типами инвалидности. Как правило, особые театры образуются на базе школ-интернатов, медицинских центров. Поэтому в таких театрах чаще занимаются люди с одинаковой инвалидностью. Так, например, в Москве, Петербурге, Будапеште есть театры людей с синдромом Дауна. С венгерским коллективом мы поддерживаем связь, это высокопрофессиональный коллектив, так же, как и «Проект не слышащих актеров» из Москвы. Есть театры «колясочников». Но то, что в нашем театре занимаются такие разные люди, удивляет и зрителей, и специалистов.

Фергана.Ру: - Я слышал о Вашем опыте работы во французском госпитале «Сезам».

Л.Севастьянова: - В прошлом году во Франции семеро наших актеров участвовали в большом проекте «Резиденция узбекских артистов в ле Розье сюр Луар», организованном культурной Ассоциацией «Курант де Луар» при поддержке посольства Франции в Узбекистане. Каждый день у нас были встречи в школах, культурных центрах, мэриях городков в регионе Анжу - в красивейшем месте, славящимся средневековыми замками. Мы показывали спектакли и проводили занятия, в том числе, и в психиатрическом госпитале «Сезам», в результате которых родился спектакль с участием нескольких инвалидов. Он был показан в театре госпиталя, где все пациенты посмотрели его с большим вниманием. Дирекция с удивлением отметила, что такое бывает редко, так как обычно зрители не сидят на месте, а перемещаются по залу и разговаривают. Практика организации театров при подобных лечебных заведениях – обычное явление в Европе.

Во французском госпитале Сезам
Во французском госпитале «Сезам»

Фергана.Ру: - Как в сегодняшних условиях выживает Ваш театр, представляющий такое некоммерческое искусство?

Л.Севастьянова: - Замечательно то, что театр объединяет разных людей не только внутри себя, но и вокруг. Мы живем благодаря помощи многих как государственных, так и частных организаций, и просто добрых людей. Например, c авиабилетами в Киев нам помогло крупное СП в Ташкенте, а на фестиваль в Москву мы ездили благодаря финансированию Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана. По мере сил в поездках нам помогают Тимур и Малика Рашидовы из Ташкента, Анатолий Куликов из Москвы. Мы благодарим руководство ташкентских театров, которые предоставляют сцены для наших спектаклей, особенно республиканский ТЮЗ, где мы базируемся. Благодаря малым грантам Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству и Фонда поддержки ННОУз (негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана) наши ребята выступают на сцене в прекрасных костюмах в окружении настоящих театральных декораций, что помогает им чувствовать себя настоящими артистами. А столичное ГУВД бесплатно охраняет наши представления. Как видите, нам многие периодически помогают, за что мы бесконечно благодарны. Но вопрос о собственном, специально приспособленном для нас помещении очень актуален. Хотелось бы, конечно, получать и постоянную дотацию. Тогда мы могли бы организовать работу театра на профессиональной основе, так, чтобы люди с ограниченными возможностями не просто занимались в нем, а зарабатывали бы своим трудом: одни – актерами, музыкантами, другие – костюмерами, администраторами...

Белые чайки над синим озером
«Белые чайки над синим озером». Танцуют Саша Плотникова (больна прогрессирующей дистрофией мышц) и Евгения Земцова

Разумеется, одна я ничего не смогла бы сделать. Главные мои помощники – выросшие в театре актеры и педагоги: Ольга Останина, Виктория Гордиенко, Антон Авруцкий, которые все свои силы и время, остающееся от основной работы, посвящают нашему театру. Много у нас и совсем молодых ребят – старшеклассников и студентов, которые после учебы приходят в театр, чтобы заниматься и помогать своим сверстникам с особенностями развития. Творчество инвалидов необходимо популяризировать, особенно в детской и молодежной среде. Опыт показал, что, несмотря на наши опасения, школьники всегда очень внимательно и по-доброму воспринимают такие представления. Причем, если перед спектаклем они, шумно толкаясь, забегают в театр, то после представления становятся задумчивыми. А многие молодые люди благодаря этим спектаклям пересматривают свою жизнь, меняют шкалу ценностей, - отмечает Лилия Севастьянова.

Каждый спектакль Театра Движения ЛИК оставляет в душах зрителей ощущение очищения и возрождения, волшебства и света. И неудивительно, что с годами у театра появляется все больше поклонников всех возрастов. Попав на спектакль один раз, зрители обязательно возвращаются и приводят с собой близких людей. Многолетнюю работу театра по достоинству оценило жюри престижной театральной премии «Ильхом», наградив в этом году Лилию Севастьянову специальным призом «За честь и достоинство в искусстве».

Актриса театра ЛИК Ольга Останина и пациент госпиталя Сезам (Франция) во время импровизации
Актриса театра ЛИК Ольга Останина и пациент госпиталя Сезам (Франция) во время импровизации

Павел Кравец