Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Для самаркандских попрошаек наступила золотая осень

29.09.2009 13:15 msk, Максим Исаев

Узбекистан Общество
Для самаркандских попрошаек наступила золотая осень

Фото © автора

В Самарканде сейчас - пик туристического сезона. Восточная экзотика для тысяч гостей древнего узбекского города - это не только голубые купола средневековых медресе и мечетей, взметнувшиеся ввысь минареты, старогородские улицы и базары. Местный колорит пестрит еще одной достопримечательностью - многочисленной армией попрошаек-люли, представителей одной из ветвей цыганского этноса, которые встречаются преимущественно в Средней Азии.

Сбором подаяний у люли традиционно промышляют женщины и дети. Смуглые от рождения, одетые в несвежие платья и юбки, с грудными детьми на руках, в сопровождении оравы малолетних потомков люли без всяких комплексов входят в контакт с представителями иностранных государств.

Люли на самаркандских улицах
Люли на самаркандских улицах. Фото автора

«Язык международного общения» для люли – невнятные бормотания. Заморские гости реагируют на приставания местных попрошаек больше с любопытством, нежели с раздражением. Некоторые желают непременно сфотографироваться в компании экзотичных туземцев. Те охотно позируют перед дорогими фотокамерами, но только после того, как получат вознаграждение.

Не пропускают просители милостыни и совершающих экскурсии соотечественников. Вымогая подаяние, они шепчут что-то наподобие молитвы или окуривают «клиентов» вечно дымящимися в специальных чашках благовониями, суля божью милость. При этом люли, хоть и формально считаются мусульманами, в быту особого религиозного рвения не проявляют. Они, как правило, не совершают намаза и не знают даже основ Корана. Религиозный антураж используется не более как психологический прием, который помогает собирать наличность у суеверных прохожих.

Люли – среднеазиатские цыгане
Люли – среднеазиатские цыгане. Фото автора

Попрошайничество для представителей слабого пола этой народности уже давно стало профессией, которая передается из поколения в поколение. По одной из легенд, у люли издревле существовал обычай «торба» (сума), когда во время свадьбы старуха клала переметную суму на плечо невесте, которая, в свою очередь, давала клятву содержать своего мужа сбором подаяний. Говорят, что эта традиция существует и по сей день. Вот и получается, что к историческим памятникам Самарканда люли ходят как на работу.

Для облегчения чужих кошельков активно используются и дети. Надо сказать, что юная поросль порой бывает так настойчива в выклянчивании денег, что преследует потенциальную жертву довольно долго.

Люли на самаркандских улицах
Люли на самаркандских улицах. Фото автора

В последнее время профессиональные попрошайки пытаются придать своему бизнесу более цивилизованный вид. Немало женщин-люли уже не протягивают прохожим руки, а пытаются продавать им всевозможные амулеты, вышивки и тому подобное.

Осенью и весной, когда в Самарканде наблюдается пик туристического сезона, значительная часть попрошаек обитает там, куда чаще всего приходят путешественники, - у всевозможных местных достопримечательностей. Когда волна туристов идет на убыль, семейства люли чаще всего можно встретить в центральной части города, преимущественно у парков. Здесь объектами охоты становятся, как правило, влюбленные пары. Попрошайки делают ставку на то, что парням будет неудобно отказать просящему ребенку перед девушкой и… не ошибаются. Часто попрошаек можно увидеть и у местных ЗАГСов, где им также что-то да перепадает.

Люли – среднеазиатская молодая женщина-цыганка
Люли – среднеазиатская молодая женщина-цыганка. Фото автора

Если заглянуть в виртуальный календарный план работы самаркандских люли, то наверняка окажется, что как наиболее урожайные отмечены дни, когда проходят студенческие сессии или вступительное тестирование. В такие дни у высших учебных заведений дежурят усиленные бригады попрошаек, которые, бормоча молитвы, желают студентам и абитуриентам всяческих благ на экзаменах или зачетах.

Еще один прием добывания средств, используемый цыганами, - визиты в дома и квартиры самаркандцев. Непрошеные гости, как правило, просят хлеба, но эта просьба - лишь крючок, с помощью которого они рассчитывают снять более жирный улов. Цыгане - прекрасные психологи и легко могут внушить доверчивому человеку, что он болен и его нужно отчитать молитвами. В такие сети попало немало самаркандцев, которые словно под гипнозом несли незваным «лекарям» деньги, ценности, дорогую одежду и так далее.

И все же самаркандским люли подобная практика не свойственна. Также, в отличие от своих европейских сородичей, среднеазиатские цыгане не занимаются гаданием. Их конек - попрошайничество, которое дает им возможность не только выживать: у некоторых, на первый взгляд, нищих и убогих женщин - полный рот золотых зубов.

Люли – среднеазиатская девочка-цыганка
Люли – среднеазиатская девочка-цыганка. Фото автора

Максим Исаев (Самарканд)