Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: За кулисами Ташкентской биеннале

02.11.2009 12:28 msk, Александр Искандери

Узбекистан Культура и искусство 
Узбекистан: За кулисами Ташкентской биеннале

22 октября в столице Узбекистана завершилась V Ташкентская международная биеннале современного искусства, прошедшая в рамках фестиваля Art Week Style.Uz. В ней приняли участие более ста деятелей искусств из почти тридцати стран мира. К этому грандиозному форуму было приковано внимание многих СМИ, однако о не очень приятных моментах, которые несколько подпортили впечатление от биеннале, газеты умолчали. Так, некоторым зарубежным участникам праздник омрачили проблемы с визами, другим – с гостиницей. А присуждение Гран-при не художникам, а чиновнику – директору этого мероприятия, - вызвало недоумение участников биеннале и столичной общественности.

Сами организаторы в приватных беседах признавались, что далеко не все у них проходило гладко. Но, судя по рассказам зарубежных гостей, приезжавших в Узбекистан и ранее, таких «проколов» на мероприятиях подобного уровня еще не случалось никогда. Возможно, здесь сыграл роль «человеческий фактор» и некоторая «несогласованность» в действиях оргкомитета. Хотя, по словам организаторов, в их команде работали действительно опытные люди, имеющие за плечами не одно серьезное мероприятие. Но обо всем по порядку.

Биеннале проходила под эгидой фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана», Академии художеств республики, представительства ЮНЕСКО в Узбекистане и хокимията (мэрии) Ташкента. По словам организаторов, в связи с празднованием 2200-летия Ташкента было принято решение посвятить нынешнюю биеннале «проблеме урбанизма в ее антропологическом и культурно-философском аспекте», что нашло отражение в девизе выставки «Философия города: антропологический ландшафт» и позволило посредством изобразительного искусства выразить «духовную среду городов и жизнь горожан, их духовные критерии и ценности».

Главной позицией этого широкомасштабного проекта, по замыслу организаторов, должно было стать «выражение философии, мироощущения и нравственных коллизий современного жителя города независимо от того, где этот город находится – на Востоке или на Западе». Тему биеннале охватили художественные выставки, прошедшие в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана, Галерее изобразительного искусства, Выставочном зале культуры и искусства Узбекистана, Ташкентском Доме фотографии, Международном Караван-сарае культуры имени Икуо Хираямы, в галереях «Осиё» и «Ренессанс».


Работа из проекта «Туркестанский римейк». Фото ИА «Фергана.Ру»

По итогам биеннале авторитетное международное жюри определило победителей в различных номинациях. Гран-при был вручен за творческий проект «Туркестанский римейк» директору биеннале, академику Академии художеств Узбекистана, доктору искусствоведения Акбару Хакимову. Первое место присуждено художнику из Германии Акбару Бехкаламу, второе место поделили японский художник Нонки Нишимура и художник из Польши Иренеуш Соларек. Третье место заняла художница из Турции Сетеной Озбек.

Своими впечатлениями о мероприятии с корреспондентом «Ферганы.Ру» поделились его участники и гости. Мнения оказались различными: у одних - радужные и полные оптимизма высказывания, у других – полные критики.


Работа из проекта «Туркестанский римейк». Фото ИА «Фергана.Ру»

- Я принимала участие во многих биеннале по всему миру, – сообщила представитель Международной ассоциации художественных критиков (AICA), член жюри V Ташкентской Международной биеннале современного искусства Мария Тереза Бигуристайн Алкорта (Испания). – Прибытие на Ташкентскую биеннале представителей из многих стран, высокий уровень и актуальность представленных произведений современного искусства свидетельствует о высоком потенциале и престиже данного мероприятия.

- Была рада участвовать в таком большом культурном мероприятии, - говорит Жаннет Юнайт из ЮАР. - В ходе биеннале я лично убедилась в том, что узбекские художники ведут плодотворную творческую деятельность по направлениям современного искусства, а узбекское изобразительное искусство занимает достойное место в мировом художественном процессе. Диапазон охвата выставки, широкая география участников еще больше повысила авторитет Ташкентской биеннале в международном масштабе.

- Весьма удачно получилось, что Ташкентская биеннале вошла в арт-неделю, где были показы мод, выставки и ряд других сопутствующих мероприятий, - заявил арт-критик, представившийся Насриддином Ходжаевым. – Но с другой стороны, подбор экспозиций, авторов в корне не соответствует понятию биеннале. Я бы назвал это скорее фестивалем искусств, вернисажем или экспозицией. То есть, здесь отбор происходит не с учетом качества и значимости проектов, а по количеству авторов из стран-участников. Тем самым создается «фестивальный фон», когда все веселятся, хвалят друг друга и не происходит того серьезного диалога, который, как мне кажется, должен присутствовать на всех действительно серьезных биеннале. Таких, например, как Венецианская биеннале, Стамбульская или в Сан-Паоло. В то же время в средствах массовой информации были попытки выставить Ташкентскую биеннале как идущую по пути Венецианской. Но нынешнее мероприятие радикально отличается по принципу построения, подаче заявок, структуре, совершенно иной организации от биеннале в других странах. Соответственно, и уровень самих работ, по моему мнению, был большей частью не очень высоким. С другой стороны, все это было бы органично при условии структурирования, разделения по залам. Отсюда вывод: организаторы биеннале недостаточно знакомы со спецификой профессиональной экспозиции.


Работа из проекта «Туркестанский римейк». Фото ИА «Фергана.Ру»

Говоря об итогах биеннале, Н.Ходжаев сообщил, что всех – и местных художников, и гостей столицы, - шокировало известие о том, что директор биеннале сам же и получил главный приз.

- Это похоже на ситуацию, когда вы приглашаете гостей, ставите на стол торт, но никому его не даете и едите сами, рассказывая, какой он вкусный, - продолжает Н.Ходжаев. - Мне кажется, что это некорректно по отношению к гостям, к самой идее этого форума. Не знаю, что двигало жюри, когда они выбрали главным победителем автора творческого проекта «Туркестанский римейк», директора биеннале Акбара Хакимова. На мой взгляд, были представлены и более интересные проекты, например, световая мистерия поляка Иренеуша Соларека или фотопроект из Азербайджана и ряд других. Сам же «Туркестанский римейк», в котором, надо отдать должное, задействованы действительно неплохие художники, напоминает мне проект студентов художественных вузов, которые в перерыве между сессиями поехали в деревню и предложили жителям увеличить давно лежавшие на полках фотографии их родственников, изобразив их на полотнах. Идея проекта имела бы право на жизнь, будь она адаптирована к тому, что организаторы называют «проблемами урбанизма в их антропологическом и культурно-философском аспекте». То есть здесь необходимы какие-то месседжи. Необходимо пропустить через действительность этот творческий акт, поскольку биеннале должна, в первую очередь, представлять актуальное искусство. В данном проекте этого, к сожалению, не наблюдалось, что вылилось, в основном, в среднюю по качеству безликую живопись. Конечно, в «Туркестанском римейке» есть и хорошие работы, но художники оказались ведомыми своим куратором, и не стремились привнести то, о чем говорилось ранее. В целом же я бы не назвал этот проект настолько удачным, чтобы давать за него Гран-при. И это не только мое мнение.

- Гран-при был вручен директору биеннале как автору и куратору творческого проекта «Туркестанский римейк», в котором участвовало четырнадцать наших художников, а также художница из Голландии, - поясняет один из участников форума. - Думаю, что жюри учло ответственность Акбара Хакимова, его вклад в организацию мероприятия, руководителем которого он является. В то же время, недоумение участников и гостей оправдано – это нормальная реакция, поскольку в биеннале участвовали многие хорошие художники, и, по большому счету, это все же форум художников, а не его организаторов. Тогда награды должны были бы получить и все члены оргкомитета. Но здесь мы можем только догадываться, почему Гран-при был удостоен автор проекта, возможно, членов жюри покорило восточное гостеприимство... Ведь по логике эту высокую награду нужно было вручить именно лучшему художнику, а не чиновнику, что и смущает «народные массы», но отнюдь не умаляет в их глазах вклад Акбара Хакимова в организацию самой биеннале.

- По сути, биеннале - это заявка на событие глобального масштаба, чего, к сожалению, не наблюдается на Ташкентской биеннале. Но она все же нашла свое удачное место в рамках фестиваля Art Week Style.Uz. Может быть, для нее это действительно выход – не фигурировать самостоятельно, а быть частью этого праздника искусств, что более органично для данного мероприятия, - заключает арт-критик Н.Ходжаев.


Работа из проекта «Туркестанский римейк». Фото ИА «Фергана.Ру»

Польский художник Иренеуш Соларек, занявший на биеннале второе место, сейчас с улыбкой вспоминает первые дни своего пребывания в Ташкенте, но тогда ему и его коллегам было не до шуток.

- Несмотря на то, что я уже участвовал в четвертой биеннале два года назад, впечатлений и в этот раз было очень много и разных, – рассказывает Иренеуш Соларек. – Приехали новые люди, появились новые друзья. Такие мероприятия важны для нас, в первую очередь, с точки зрения общения, взаимопроникновения культур, обмена взглядами, опытом и новыми технологиями. Поэтому для нас было неожиданно и непонятно, почему на мероприятиях в рамках биеннале узбекских художников изолировали. Сложилось мнение, что их как бы оттесняли от зарубежных коллег. Организаторы представили нам обширную программу с множеством пунктов, но на деле она не была осуществлена. В основном, на всех мероприятиях нам приходилось общаться с официальными лицами.


Иренеуш Соларек. Фото ИА «Фергана.Ру»

- Неприятным моментом стало и то, что, когда мы прилетели, нашу коллегу из Дании задержали в ташкентском аэропорту из-за того, что у нее выявили проблемы с визой, которую должны были оформить организаторы, - продолжает Соларек. - Накануне биеннале они написали ей, что все будет сделано, что ей не о чем беспокоиться, и она, естественно, никак не ожидала такого казуса. Когда мы прошли паспортный контроль, ее задержали, забрали паспорт, и она шесть часов просидела в аэропорту без еды и воды. Потом приехали организаторы, познакомились с нами и… уехали.

Когда же датскую художницу, наконец, выпустили, и группа приехала в гостиницу «Узбекистан», а бедная, испытавшая стресс, уставшая с дороги женщина ушла отсыпаться, проблемы начались уже у Иренеуша Соларека, поскольку выяснилось, что в гостинице для него просто не забронировали место.

- Они спросили меня: «Кто вас пригласил? Какая организация?». Говорим, что мы иностранцы, приехали на биеннале, - рассказывает господин Соларек. - Тогда же одна американка пожаловалась нам, что у ее друга тоже были какие-то проблемы с визой, и его просто депортировали за тридцать минут до встречи с организаторами, отправив назад в Стамбул, откуда он прилетел. А ведь организаторы уверяли всех участников, что проблем с визами не будет. Пообщавшись с американцами, мы пришли к мнению, что ехать в Узбекистан без заранее оформленных виз, если не хотите осложнений, просто нельзя.

- Мы приехали тринадцатого октября и целых два дня были предоставлены сами себе, - продолжает художник. - Хорошо, что у меня в Ташкенте есть старые друзья, которые нам помогли. Забегу вперед и скажу, что по завершении биеннале состоялся банкет, на котором не было самих организаторов. Такое я видел впервые (смеется). Мы надеялись, что там будут узбекские коллеги, с которыми мы могли бы обменяться мнениями об итогах форума, но, видимо, их просто не пригласили. На банкете было человек тридцать иностранных участников, поели и благополучно разошлись. А ведь для нас, когда мы приезжаем на подобные мероприятия, очень важно общение, поскольку узбекские художники работают и думают иначе, чем мы. У них отличный от нашего язык искусства. И у нас могло бы быть хорошее, полезное и интересное общение. Хочу, чтобы меня правильно поняли, и рассказываю об этом в надежде, что это учтут организаторы престижного международного форума, куда мы по уже ставшей доброй традиции приезжаем раз в два года, и следующая биеннале пройдет без таких «накладок».

И.Соларек рассказал, что, приехав в гостиницу и не дождавшись официальных лиц, он с коллегами отправился в Галерею изобразительных искусств, где их хорошо встретили, им показали подготовленные для экспозиций залы. Художники принялись за работу, занимаясь сооружением своей композиции и днем, и ночью. Еще за три недели до поездки они прислали в Ташкент пятидесятикилограммовую посылку с двадцатью восемью километрами синтетической веревки, необходимой для инсталляции.

- Нам помогало много людей из галереи, местные коллеги – художники, искусствоведы. И все это время мы не видели организаторов, они возникли лишь, когда появились камеры и журналисты, - заметил И.Соларек.

В инсталляции Иренеуша Соларека, для которой выделили отдельный зал, была задействована замысловатая анимация, которая проецировалась на сверкающий в чернильной темноте огромный куб в два человеческих роста. Его грани состояли из тысяч свисающих с каркаса синтетических бечевок, отражающих свет и являющихся полупрозрачным экраном. Ими же было заполнено и внутреннее пространство куба, таинственно переливающееся в темноте под лучами стоящих с трех сторон у стен зала проекторов. В эту световую фантасмагорию органично вплеталась экспериментальная музыка американского композитора Джефа Гбурека.


Иинсталляция Иренеуша Соларека. Фото ИА «Фергана.Ру»

По словам автора проекта, работа символизирует нескончаемое вращение жизни большого города. А движущиеся световые элементы являют собой как бы отдельные, живущие своей жизнью существа. Более того, зрители, попадая в лучи света, сами становятся частью инсталляции – живыми экранами, придавая ей больший объем и выпуклость в «космическом» черно-бархатном пространстве зала.

По возвращении в Польшу Иренеуш Соларек планирует провести недельную выставку в Варшаве, а затем начать подготовку к фестивалю, где будут представлены работы узбекских художников. Правда, пока он не знает, сколько узбекистанцев примут участие в фестивале, поскольку успел познакомиться лишь с немногими из них.

- Идея фестиваля заключается в показе работ художников, фотографов, видеоартистов из Узбекистана, по той или иной причине не принимавших участие в официальных мероприятиях, не выставлявшихся ранее, «исключенных» из официоза, – поясняет художник. – Это не обязательно будут представители «андеграунда», но, возможно, и они тоже. Отсюда и название выставки – «Исключенные».

Вопрос упирается в финансирование проекта. В Кракове существует «Центр японских искусств и технологий – Дом манга», созданный польским режиссером Анджеем Вайдой. Иренеуш Соларек хочет обратиться за помощью в центр Вайды, который, как надеется художник, откликнется на его начинание.

- Это будет настоящий эксперимент, - говорит И.Соларек. – Я обращусь и в Министерство культуры Польши. Надеюсь, что проект будет осуществлен в следующем году.

Это не первый эксперимент господина Соларека. Он и раньше приглашал наших художников. Правда, приехать в Польшу тогда смогли лишь те немногие узбекские художники, кому удалось найти спонсоров в Узбекистане.

Говоря о выставочных залах узбекской столицы, польский коллега отметил, что их в Ташкенте достаточно, и в них действительно можно сделать много интересного. В городке Збоушинь (Zbaszyn), где он живет и в котором насчитывается всего девять тысяч жителей, о таких залах можно только мечтать. Иренеуш рассказал, что в его городе есть маленькая галерея, в которой постоянно проходят выставки, обновляющиеся не менее одного раза в месяц. А во время всевозможных фестивалей галерея полна работ представителей разных направлений. Поэтому для него было удивительно, что наши огромные залы не всегда используются на сто процентов, нет экспозиций, которые бы периодически обновлялись.

- У вас много залов, но, к сожалению, в них мало искусства, – говорит художник. – Ведь в Узбекистане столько по-настоящему талантливых художников, которых не представляют. Их проекты можно широко выставлять помимо биеннале, показывать иностранцам, продавать. Уверен, что многие работы ваших художников будут пользоваться спросом.

Покидая Узбекистан, Иренеуш Соларек сказал, что Ташкентская биеннале дала возможность ему и его коллегам-художникам еще раз взглянуть на свое творчество со стороны.

- Я получил больше знаний и представлений о Ташкенте, Самарканде, Бухаре, богатой истории, культуре и искусстве вашей страны. Мне удалось пообщаться с единомышленниками из различных уголков мира, с моими старыми и новыми узбекскими друзьями. По иронии судьбы, с последними из них, очень хорошими художниками, работы которых не были представлены на этом мероприятии, я познакомился уже после его закрытия. В целом же, Ташкентская биеннале оставила у меня очень яркие впечатления, - заключил Иренеуш Соларек.

Александр Искандери