Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Очередная «потемкинская деревня»: В преддверии заседания АБР власти Узбекистана срочно сбивают курс доллара

23.04.2010 09:23 msk, Фергана.Ру

Экономика Узбекистан
Очередная «потемкинская деревня»: В преддверии заседания АБР власти Узбекистана срочно сбивают курс доллара

«Черный» валютный рынок столицы Узбекистана подвергся в четверг опустошительному набегу нарядов милиции, по указанию властей разогнавших нелегальных валютчиков. Ближе к вечеру некоторые из них, впрочем, вновь позанимали свои места, однако это произошло далеко не везде. В итоге оставшиеся валютчики сами не знали, по какому курсу им брать валюту. Так, на одном ташкентском базаре они скупали доллары по 1800 сумов, на соседнем, расположенном всего в нескольких сотнях метров от первого, по 1900. И в том и в другом случае продажи долларов они не вели.

Давление властей на нелегальный «черный рынок» происходит с целью экстренного повышения курса национальной валюты, резко падавшего с начала текущего года и десять дней назад достигшего уровня в 2.400 сумов за один доллар (то есть, межкурсовая разница достигла 50 процентов). Из-за прямого административного воздействия позавчера курс сума на «черном рынке» Узбекистана поднялся уже до уровня в 2.100 сумов за доллар. А в четверг произошло настоящее обрушение доллара. Ожидается, что в ближайшие дни власти «вколотят» курс национальной денежной единицы в узкие рамки официального курса Центробанка, составляющего сегодня 1563 сума за доллар.

Очевидно, что все эти меры предпринимаются перед 43-м ежегодным заседанием Совета управляющих Азиатского банка развития (АБР), которое состоится в Ташкенте меньше, чем через две недели - 3-4 мая. Наблюдатели считают, что власти Узбекистана сейчас делают все, чтобы запудрить мозги руководству Азиатского банка, показав, что никакого «черного» курса в стране нет, а с конвертацией и привлечением иностранных инвестиций все в порядке, следовательно, для получения Узбекистаном серии очередных кредитов существуют все необходимые условия. Однако после окончания заседания АБР обманывать будет уже никого не нужно и «черный» курс валюты вновь вернется на прежний уровень, а то и превысит его (напомним, что только за первые три месяца 2010 года курс сума обесценился на 15-14,6 процентов). Пока же обслуживавшие «черный рынок» Ташкента валютчики взяли вынужденную паузу: местные разошлись по домам, а областных выслали подальше от столицы (как московских проституток перед Олимпиадой-80).

Напомним, что сегодняшний Узбекистан – единственная страна бывшего Советского Союза, где до сих пор сохраняется «черный рынок» наличной валюты, а купить доллары или евро в официальных обменных пунктах практически невозможно. И официальный курс доллара, и курс доллара на «черном рынке» устанавливается в Узбекистане административным путем – по прямому указанию сверху. Из-за большой разницы в курсах валют - официальном и «черном» - в стране существуют большие сложности с конвертацией валюты, что делает инвестиционный климат совершенно не привлекательным. В то же время такое положение дает огромные возможности для извлечения прибыли людям из окружения г-на Каримова, кровно заинтересованным в том, чтобы оно сохранялось как можно дольше, в идеале – вечно.

Отметим, что надувание больших мыльных пузырей для обмана различных иностранных делегаций – обычная практика властей Узбекистана, уверенных в том, что они ловко всех провели. Например, в октябре 2008 года во время визита президента Латвии Валдиса Затлерса на одном из крупнейших рынков Ташкента – Алайском – был устроен настоящий коммунизм, когда высокий гость решил посетить этот базар (подробности - в статье «В честь президента Латвии в Ташкенте устроили очередную «потемкинскую деревню»). В честь президента Латвии, а также сопровождающей его делегации министров и предпринимателей с многолюдного рынка изгнали часть торговцев и всех покупателей. Представители властей велели торгующим срочно снизить цены до смехотворного уровня, и широко улыбаться, очевидно, изображая наступление обещанного «великого будущего».

За пять лет до этого нечто подобное происходило в мае 2003 года, когда в Ташкенте проходило XII ежегодное заседание Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). На него тогда съехалась масса народа - президенты Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Грузии, представители 59 государственных организаций, банкиры, бизнесмены, журналисты. Используя случай, власти Узбекистана опять-таки решили продемонстрировать заезжим иностранцам, как хорошо живет народ в Узбекистане. Для этого на двух столичных базарах - том же Алайском и Чор-су - на несколько часов был устроен уличный театр: торговцев спешно обрядили в белоснежные халаты и велели рядом с товаром поставить таблички, где крупными буквами были выведены цены, заниженные в 5-10 раз. Килограмм мяса на рынке Чор-су неожиданно подешевел до 250 сумов (на тот момент - $0,25), картошки - 30 ($0,03). Хмурые продавцы едва успевали отгонять набежавших было покупателей.

К сожалению, произвести благоприятное впечатление на западных бизнесменов не удалось: представители ЕБРР явились на рынок в сопровождении своих коллег, давно работающих в Ташкенте и прекрасно знакомых с реалиями местной жизни, так что итогами этого похода стали их откровенно издевательские ухмылки и усмешки. После отбытия иностранцев всё немедленно вернулось на свои места.

В последние годы подобная показуха стала вполне привычным явлением, и время от времени базары столицы потрясают известия об очередном «раздвоении» цен. Обычно этому предшествует слух, что тот или иной район города с инспекцией посещает высокое начальство. Конечно, не сам президент, а, скажем, премьер-министр Шовкат Мирзиёев или кое-кто рангом пониже. И всех торговцев продовольственных рынков заставляют возле своего товара выставлять таблички с ценами, которые примерно в два раза ниже реальных. Торговцы уже привыкли к такому маразму руководства страны и относятся к этому вполне спокойно. Надо поставить таблички – поставим. А если какой-нибудь покупатель сдуру попытается что-нибудь купить по этой цене, например, килограмм лука, то ему вежливо укажут, что столько стоит самый мелкий – размером с редиску, остальной же ровно в два раза дороже. То же самое - с мясом и с прочими продуктами. Через пару дней таблички с «коммунистическими» ценами исчезают, и торговля снова идет нормальным ходом, без всяких глупостей.

В этой связи очень примечателен рассказ одного из строительных рабочих, с которым автору довелось пообщаться пару месяцев назад. Он рассказал, что в городской резиденции президента Ок Сарой необходимо было срочно выполнить какие-то сантехнические работы. После тщательного досмотра его и нескольких его товарищей допустили туда, где они и работали до обеденного перерыва. Так вот, оказалось, что там есть неплохая столовая. А цены в ней такие. Большая палочка бараньего шашлыка – 300 сумов! Литровая бутылка минералки – 50 сумов! То есть, всё в 10 раз ниже, чем в любом другом месте. Коммунизм, построенный в одном отдельно взятом месте для одного отдельно взятого человека...

Возвращаясь к нынешней ситуации, обратим внимание на то обстоятельство, что, несмотря на стремительное снижение курса доллара, рыночные торговцы цены на свои товары снижать не спешат. Они прекрасно понимают, что такая «лафа» скоро закончится, и деньги за проданные товары им придется переводить в доллары не по установленному властями курсу, а по прежнему, который вскоре после отъезда управляющих АБР как минимум вернется к своему прежнему уровню в 2.300-2.400 сумов за доллар.

Соб. инф.