Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Азиатский банк развития согласился с политикой Узбекистана и дал более миллиарда долларов

04.05.2010 16:28 msk, Мария Яновская

Экономика Узбекистан
Азиатский банк развития согласился с политикой Узбекистана и дал более миллиарда долларов

На фото: Президент Узбекистана Ислам Каримов выступает с приветственным словом к участникам Форума АБР в Ташкенте

1-4 мая 2010 года в Узбекистане прошло 43-е ежегодное заседание Совета управляющих Азиатского банка развития (АБР). Официальный Ташкент событием удовлетворен абсолютно: в рамках заседания было подписано четыре кредитных соглашения на общую сумму свыше 1 миллиарда 150 миллионов долларов. Как заметил на открытии заседания президент Узбекистана Ислам Каримов, «фактически Азиатский банк удвоил свой кредитный портфель в нашей стране»: с 1996 года АБР уже выделил Узбекистану кредиты в 1 миллиард 200 миллионов долларов. Это успех.

Ташкент сделал все, чтобы получить эти кредиты. Подогнал банковскую статистику, резко и внезапно снизив вдвое процентные ставки по депозитам. Ради создания благоприятной статистики по темпам инфляции, в стране был создан тотальный дефицит наличных денег, и теперь почти всем бюджетникам перечисляют зарплату на карточки, снять с которых деньги практически невозможно. Перед заседанием АБР власти Узбекистана «надавили» на черный рынок валюты, снизив неофициальный курс сума: необходимо было продемонстрировать, что никакого «черного» курса в стране нет, а с конвертацией и привлечением иностранных инвестиций все в порядке.

Кроме того, власти Узбекистана сделали все, чтобы Форум АБР прошел в тихой, дружественной обстановке. Чтобы ни один возмущенный голос не дошел до слуха высоких международных доноров.

Деньги любят тишину

Активисты Правозащитного альянса Узбекистана (ПАУ) решили в день открытия Форума АБР в Ташкенте устроить пикет возле Международного бизнес-центра, где проходило заседание Совета управляющих АБР. Однако, как передает Uznews.net, правозащитники были заблокированы в своих домах сотрудниками правоохранительных органов Узбекистана. К дому правозащитника Ахромходжи Мухитдинова, живущего в Янгиюльском районе Ташкентской области, подъехали машины с работниками МВД в гражданской одежде, которые настоятельно рекомендовали правозащитнику никуда не ехать. Когда лидер ПАУ Елена Урлаева попыталась выйти из дома с мужем и ребенком, сотрудники правоохранительных органов посадили их в машину и доставили в парк Хамида Олимджана, где предложили вместо пикета покататься на каруселях.

Как рассказала Елена Урлаева, «мы хотели призвать банкиров 67-и стран, принимающих участие в заседании Азиатского банка развития, не давать кредит в 1 миллиард 140 миллионов долларов Узбекистану, где грубо нарушаются права и свободы человека. А если такой кредит все-таки будет дан, то сделать его прозрачным и подотчетным для населения республики».

Пикет не состоялся.

Но был отменен не только пикет правозащитников – на период работы Форума было перекрыто автобусное сообщение между Ташкентом и другими городами Узбекистана. Столица на несколько дней превратилась в закрытый город.

Кроме того, проезд на Форум был оплачен Ташкентом только тем лицам, чье присутствие власти Узбекистана посчитали целесообразным. В результате, по данным Узметроном.com, в Ташкент для участия в заседании совета управляющих АБР прибыло менее тысячи зарубежных гостей, а не три тысячи, как было заявлено ранее.

Напомним, что 28 апреля 2010 года Форум НПО по АБР объявил бойкот Форуму АБР в Ташкенте. «Решение Азиатского Банка Развития провести свою ежегодную встречу в Ташкенте является не только непрозрачным, но и одобряет оказываемое узбекскими властями давление на права человека и на свободу людей выражать свое мнение», - сказал исполнительный директор Форума д-р Авилаш Роуль.

В заявлении «Форума НПО по АБР» говорилось, что в Узбекистане «политические права и инакомыслие ограничены, а иногда даже подавляются силой». Как сказала представитель Центра развития гражданского общества в Таджикистане Парвиз Умарова, «в Узбекистане нет активного гражданского общества, невозможно выносить общественное мнение как на ежегодное совещание, так и за его пределами».

Однако АБР сделал вид, что не заметил бойкота, и никак не отреагировал на заявление Форума неправительственных организаций.

Когда вокруг тишина, ничто не мешает кивать, слушая о грандиозных экономических достижениях Узбекистана.

Удивительные успехи в экономическом строительстве

Азиатский банк развития создан в 1966 году. В него входят 67 государств, в том числе 48 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также развитые стран Европы, Канада и США. Банк осуществляет финансирование проектов развития и регионального сотрудничества. Претендовать на заёмные средства от АБР могут как правительства стран-участниц, так и юридические лица. Другими инструментами АБР в оказании помощи своим странам-членам, помимо кредитов, являются техническое содействие, гарантии и покупка акций. Узбекистан является членом АБР с 1995 года.
АБР – главный (если не единственный) донор экономики Узбекистана, и как любой международный финансово-кредитный институт, он предъявляет жесткие требования к монетарной политике государства-заемщика. Под требования АБР власти Узбекистана «подогнали» не только банковский сектор, но и основные экономические показатели.

Из речи Ислама Каримова об успехах: «В 2009 году Узбекистан принял Программу по реализации важнейших проектов модернизации, технического и технологического перевооружения на 2009-2014 годы, в которую включены более 300 важнейших инвестиционных проектов общей стоимостью более 42,5 млрд. долларов. В 2009 году в общем объеме капиталовложений, инвестированных в экономику Узбекистана, доля внутренних источников составила 68 процентов, а в 2010 году этот показатель составит не менее 70 процентов (Это говорит о постепенном уходе иностранных инвесторов, которые бегут от рейдерства, невозможности конвертировать прибыль, полученную в сомах, и так далее. Подробней об этом читайте здесь – ред.). В 2009 году ВВП Узбекистана вырос на 8,1 процента, промышленное производство - на 9 процентов, объем инвестиций в экономику превысил 26 процентов, а прямые иностранные инвестиции возросли в 1,8 раза (Как эти данные сочетаются с ростом (в процентном отношении) инвестиций из внутренних источников, понять трудно – ред.). За истекший год создано свыше 940 тысяч рабочих мест. Экспорт продукции вырос на 2,4 процента, обеспечив значительное положительное сальдо внешней торговли и стабильный рост золотовалютных резервов. Обеспечен устойчивый профицит Государственного бюджета, внешний долг на 1.01.2010 года не превысил 10 процентов. По прогнозам авторитетных рейтинговых компаний и международных институтов экономический рост Республики Узбекистан в 2010 году может составить 8,5 процента».

Несмотря на сомнительные заявления о притоке иностранных инвестиций, УзА признает, что АБР занимает первое место среди международных финансовых институтов по кредитному сотрудничеству с Узбекистаном. Среди совместных проектов – строительство Узбекской национальной автомагистрали и «Программа мультитраншевого финансирования в сфере водоснабжения и канализации», которая осуществляется с 2009 года и оценивается в 300 миллионов долларов. В рамках предыдущего подобного проекта осуществляется прокладка трубопроводов и улучшается состояние соответствующего оборудования в 170 населенных пунктах Кашкадарьинской и Навоийской областей. Вообще же, как заявил И.Каримов, с 1996 года из выделенных Узбекистану Азиатским банком развития кредитных ресурсов в 1 миллиард 200 миллионов долларов уже выполнено 11 проектов стоимостью свыше 520 миллионов долларов и продолжается освоение по 15 проектам на общую сумму более 650 миллионов долларов.

По словам И.Каримова, за последние годы вновь построены более полутора тысяч колледжей и лицеев, в которых получили среднее техническое и гуманитарное образование свыше полутора миллионов молодых людей, «имеющих 2-3 специальности и владеющих знаниями иностранного, как правило, английского языка». Как сказал президент Узбекистана, расходы на образование за последние годы превышают 37 процентов госбюджета, а расходы на образование и здравоохранение превышают 50 процентов бюджета. «Становится ясным, каким огромным потенциалом квалифицированных кадров и человеческим капиталом располагает Узбекистан», - сделал вывод И.Каримов.

Простого перечисления цифр, которые демонстрировали экономический рост Узбекистана, президенту Узбекистана показалось недостаточно: необходимо было еще раз застолбить идею, что путь, которым идет Узбекистан, является самым верным. На открытии Форума АБР И.Каримов сделал программное заявление: «узбекская модель» развития и реформирования экономики, принятая в первые годы независимости, с 1992 года, «полностью себя оправдала». Это означает, что Ташкент не собирается что-то менять в своей экономической и социальной политике.

И.Каримов назвал пять основных принципов «узбекской модели», которые позволили Узбекистану подняться на небывалые высоты экономического развития: «Первое – деидеологизация государственной системы и обеспечение приоритета экономики над политикой. Второе – в переходный период от планово-распределительной системы к рыночной государство должно взять на себя роль главного реформатора. Третье – обеспечить верховенство закона, т.е. закон одинаков для всех. Четвертое – поэтапность и постепенность осуществления реформ. У нас говорят – не разрушай старый, не построив новый дом. Пятое – реализация сильной социальной политики в переходный период от одной системы к другой» (цитируем по УзА). И.Каримов говорил по-русски, так что цитата, полагаем, точна.

Ничего не вижу, ничего не слышу

Можно задаться вопросом: неужели эксперты АБР настолько доверяют узбекской официальной статистике, что позволили себе поверить в слова о «приоритете экономики над политикой», «верховенстве закона» и «сильной социальной политике»? Почему ни один эксперт, которого спрашивала «Фергана.Ру» и который мало-мальски знает ситуацию в Узбекистане, не высказал доверия к узбекским официальным данным, а эксперты АБР готовы поверить Ташкенту на слово? Почему эксперты АБР, принимая решение о предоставлении немалого кредита, не интересуются мнением независимых экспертов и наблюдателей?

Но это риторические вопросы.

Потому что заниматься Узбекистаном и не знать, не видеть, что происходит в республике, может только слепой и глухой – или тот, кто добровольно закрыл глаза и заткнул уши. Мы думаем, что эксперты АБР знают ситуацию в Узбекистане еще лучше, чем аналитики «Ферганы.Ру».

Однако АБР заинтересован в стабильности правящего режима в Узбекистане, видимо, полагая, что стабильность в Узбекистане во многом является залогом стабильности в регионе. АБР заинтересован и в продвижении своих проектов, невозможных без участия Ташкента (например, строительство ЛЭП Сурхан-Наибабад-Кабул, железной дороги Хайратон-Мазари-Шариф, проект строительства «трансафганского коридора» для железнодорожного транзита грузов из Центральной Азии к Индийскому океану, строительство международного мультимодального центра логистики на базе аэропорта Навои).

Кроме политики, в предоставлении кредитов Ташкенту есть и приятный бонус для тех, кто сидит на этих денежных потоках. Кредиты будут реализованы по совершенно непрозрачным финансовым схемам, и возможность «откатов» и нецелевого освоения средств тоже может быть аргументом в пользу предоставления кредитов Ташкенту.

И поэтому Ташкент мог бы и не стараться, не давая правозащитникам провести пикет в день открытия Форума АБР или закрывая Ташкент от приезжающих из областей. АБР все равно никого бы не услышал и ничто не принял бы во внимание. Решения о кредитах не принимаются в день Форума, они принимаются по зрелом размышлении и задолго до совместных заседаний.

Заседание в Ташкенте подтвердило, что АБР заинтересован в сохранении статус-кво в Узбекистане не меньше, чем правящий режим.

Мария Яновская