Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Сладкая жизнь — тоже под контролем монополистов

22.12.2011 16:48 msk, Фергана

Экономика Узбекистан
Узбекистан: Сладкая жизнь — тоже под контролем монополистов

Сладкая жизнь в Узбекистане стоит дороже, чем у соседей. Цена на сахар колеблется от полутора до двух долларов за килограмм: от 4200 сумов за кило местного - до 6000 сумов за то же количество российского продукта ($1=1791 сумов по официальному курсу, 2840 сумов — по реальному). Но российский сахар еще надо найти, он редко бывает в открытой продаже. Для сравнения: в соседнем Кыргызстане кило сахара обойдется не более чем в полтора доллара.

Зимой спрос на сахар снижается, зато когда на рынках появляются ягоды и фрукты, возникает сахарный бум. «На базаре Урикзор в такую пору люди бьются за сахар, выстаивают огромные очереди. Мешки продают по записи, часто бывают драки», - сообщили «Фергане» узбекские торговцы.

Казалось бы, на рост потребительского спроса рынок должен оперативно отвечать увеличением предложения, и это очевидно любому предпринимателю. Но не в Узбекистане: здесь предпочитают искусственно создавать дефицит сахара, чтобы не снижать цены, объяснил мне владелец небольшого магазина в Ташкенте, который уже пытался самостоятельно закупать сахар за рубежом. Его попытки оказались безрезультатными. «Сахар входит в десятку самых покупаемых товаров, иметь его в своем ассортименте очень выгодно. Но для меня он так и остался мечтой», - посетовал собеседник.

Предприниматель рассказал, что недавно, решив самостоятельно привезти сахар из Белоруссии, договорился с одним из белорусских сахарных заводов о закупке 56 тонн сахара.

«Стоимость килограмма составила 0,56 центов. С учетом транспортных расходов, — сахар собирались привезти на «Камазе» - мы бы доставили его по цене 2400 сумов за килограмм, вагонами возить намного дешевле – обошлось бы по 2000 сумов. Мы с друзьями наскребли денег, дело оставалось за малым – подсчитать таможенные издержки на импорт», - рассказывает предприниматель.

За советом он обратился к знакомому, работающему в отделе импорта железнодорожной компании. «Что везете? Сахар? Забудьте об этом. Все, кто пытался его привозить, теперь сидят в тюрьме по религиозным мотивам», - ответил таможенник.

Насколько обоснованно его предупреждение - неизвестно, но предприниматель прислушался к нему и больше не пытался выйти на поставщиков: сидеть ни за что ему не хочется.

«Продавцы и владельцы торговых точек говорят, что вагоны с сахаром по дороге в Узбекистан пропадают, их не пропускают. Монополия поставлена на широкую ногу, и «чужой» сахар здесь не приветствуется», - объяснил собеседник «Ферганы».


Мешочек сахара из России

Баходир-шакарчи

По словам нашего знакомого предпринимателя, для того, чтобы купить хорезмский или российский сахар, необходимо иметь связи с группировкой некоего Баходира-шакарчи (сахарщика), занимающейся реализацией сахара на ташкентском рынке «Урикзор».

«Есть узкая группа людей, которые закупают сахар, это люди Баходира-шакарчи. Оптовая цена при прямой закупке у него - 3800 сумов. Если в переговоры вовлечены его доверенные люди, он даст товар под реализацию. Неважно, как вы его продадите - по документам или без. Пока деньги Баходира-шакарчи у вас, никто не посмеет вас тронуть: ни налоговая инспекция, ни другие службы. Ясно, насколько влиятельный этот человек?», - усмехнулся мой собеседник.

Как я понял, личность Баходира-шакарчи ташкентцам знакома. По слухам, он, как и многие крупные предприниматели Узбекистана, работает под прикрытием влиятельной президентской дочки - Гульнары Каримовой. Кроме монополии на торговлю сахаром, ему приписывается владение сетью супермаркетов «Dunyo» - второй по величине после «Корзинки». Также мне сообщили, что этот человек построил большой особняк в Вузгородке, недалеко от станции метро Беруни. Я отправился туда.

Частный сектор начинается у автобусной остановки Хувайдо (ориентир Узкургазмасавдо, бывший дворец «Юбилейный»). Прохожие с готовностью указывали мне дорогу. Похоже, здесь каждая собака знает, где находится дом Баходира-шакарчи. Немудрено — недостроенный особняк был единственным, имевшим три этажа, остальные дома — одноэтажные.


Особняк Баходира-шакарчи

Двое прохожих заметили, что я фотографирую особняк, и, проходя мимо меня, тихо сказали: «Не снимайте, если не хотите попасть в черный список».

Узбекский сахар дорог и несладок

Потребность населения Узбекистана в сахарном песке покрывается за счет двух заводов — в Хорезме и Нукусе - и импорта. Сегодня на рынках республики преобладает большей частью хорезмский сахар, российского производства появляется редко и он дороже, что объясняется различными налогами и таможенными пошлинами: импортируемый товар дорожает примерно на 70 процентов за счет пошлин плюс 20 процентов надбавки, устанавливаемой местными торговцами. Таким образом, населению приходится платить почти в два раза больше реальной цены товара.

Один из ташкентских экономистов прокомментировал ситуацию следующим образом: «Узбекистан - импортозависимое государство, сахар тоже поставляется из других стран. В 1998 году правительство решило локализовать этот рынок, построив в Хорезме завод по переработке сахарной свеклы - СП ОАО «Xorazm shakar» («Хоразм шакар»). Но отмечу, что проекты конца девяностых были ориентированы в основном на «откаты» и часто были неосуществимы. Так и эта идея оказалась провальной в плане климатической и экономической неспособности выращивать сахарную свеклу».

Завод «Xorazm shakar», крупный производитель сахара в Узбекистане, изначально проектировался с расчетом на переработку сахарной свеклы, которую планировалось выращивать в республике. Но из-за низкой урожайности корнеплода предприятие было законсервировано. В 2002 году узбекско-австрийско-американское СП «Шакар инвестмент» осуществило проект по переводу мощностей завода на переработку тростникового сахара-сырца. В марте 2006 года австрийская SEID Нandelsgesellshaft mbH приобрела 99,43 процента госактивов ОАО «Хорезм-шакар» стоимостью $17,6 млн., остальные 0,57 процента акций принадлежат физическим лицам и менеджменту предприятия.

В 2008 году производство сахара-сырца на хорезмском заводе увеличилось почти на 48 процентов по сравнению с предыдущим годом и достигло 254,2 тысячи тонн. В настоящее время мощности технологической линии по переработке сырья составляют 1 тысячу тонн сахара в сутки. А в июле 2009 года было объявлено о запуске второго завода по производству сахарного песка - «Нукус Хукамо», мощности которого рассчитаны на выпуск 13 тонн продукции в сутки.

В 2008 году, когда возник сахарный кризис и на мировом рынке стали расти цены, это грозило резким подорожанием хорезмского сахара, а его производство могло стать невыгодным из-за высоких таможенных пошлин. Тогда правительство страны предоставило заводу «Хоразм шакар» ряд налоговых и таможенных льгот для закупки сырья и оборудования. Срок действия льгот был ограничен 1 октября 2008 года, но потом продлевался — сначала до 2009 года, потом до 2010-го. «Это подразумевало повышение конкурентоспособности производимого товара на внутреннем рынке. Когда ты владеешь единственным заводом в стране, это всегда интересно», - комментирует ташкентский экономист.


Сахар на Фархадском рынке

Годовая потребность населения страны в сахаре оценивается в 650.000 тонн. По данным Госкомитета статистики Узбекистана, с января по сентябрь 2011 года «Хоразм шакар» произвел 245.483 тонны сахара-песка и реализовал 244.574 тонны. Об успехах «Нукус Хукамо» не сообщается. Остальной объем закупается на мировом рынке.

Экономист отметил, что о потребности в 650 тоннах сахара в год заявлялось еще в конце 1990-х, когда население Узбекистана составляло 24,5 миллиона человек. С тех пор количество жителей страны увеличилось приблизительно на пять миллионов, соответственно выросли и потребности, однако Госкомстат продолжает оперировать практически теми же данными.

«Хорезмский завод покрывает лишь треть потребностей этого рынка, - считает собеседник «Ферганы». - Эта треть не может влиять на ценообразование. Чтобы ситуация изменилась, нужно открыть рынок, снизить импортные пошлины, обеспечить свободную конвертацию валюты. Любой импортозависимый продукт упирается в эту пирамиду. В любом сегменте есть всего одна-две компании, у которых есть доступ к валюте. Это всегда монополисты».

Очевидно, что в ближайшее время ситуация не изменится. Узбекский сахар по качеству уступает российскому, но из-за нежелания властей создавать реальную конкурентную среду население и мелкие предприниматели не имеют доступ к более выгодным предложениям, в связи с чем им приходится покупать не самый качественный продукт по высоким ценам.

Александр Бенуа

Международное информационное агентство «Фергана»