Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Доклад RSN: «Иметь дело с узбекским хлопком значит испортить репутацию»

06.06.2012 19:01 msk, Подготовила Мария Яновская

Узбекистан Хлопок
Доклад RSN: «Иметь дело с узбекским хлопком значит испортить репутацию»

Опубликован доклад «From the field: Travels of Uzbek Cotton Through the Value Chain» («С поля: Путешествие узбекского хлопка по ценовой цепи»), подготовленный Валентиной Гурней (Valentina Gurney), менеджером Responsible Sourcing Network (RSN) по хлопковым программам, под редакцией Патрисии Юревич (Patricia Jurewicz), директора RSN, и Алины Шляпочник (Alina Shlyapochnik).

Докладом «From the Field» начинается серия отчетов, предназначенных для тех производителей или трейдеров, которые бы хотели больше знать о производстве или характеристиках узбекского хлопка, использовании принудительного и детского труда для его производства, и того, что нужно сделать, чтобы остановить применение детского труда. Цель отчетов - раскрыть всю цепочку создания стоимости хлопковолокна. Следующий доклад - «To the Spinner» («К прядильному станку») - должен выйти к концу 2012 года.

«Фергана» предлагает краткий пересказ основных тезисов доклада. Полный текст доклада можно прочесть здесь.

Миллионы детей во всем мире заняты в производстве хлопка. Узбекистан входит в список стран, составленный Департаментом труда США, где используется детский труд, - но Узбекистан является единственной страной, где правительство организовывает сбор хлопка ценой принудительного детского труда и зарабатывает на этом более одного миллиарда долларов в год.

Среди заявленных целей RSN - отслеживать все нарушения прав человека или экологии на пути превращения сырья в товар и прихода этого товара на рынок. Организация использует все свое влияние для разрешения возникающих конфликтов, - в данном случае, например, для запрета рабского детского труда.
В 2011 году Узбекистан занял шестое место в мире среди производителей хлопка и пятое - среди экспортеров. В 2010-2011 годах продажа хлопка составила 11.3% экспортных доходов государства.

Выращивание хлопка фермерами находится под полным государственным контролем. Фермеры не имеют права отказаться выращивать хлопок, на них возложены договорные обязательства выращивать хлопок и сдавать урожай государству по госраценкам, которые в три раза ниже рыночных. 75% обработанного хлопковолокна идет на экспорт, принося прибыль государству: сами фермеры уже давно не борются за свои права.

Местные нормы на урожай хлопка устанавливают центральные власти. 90% всего хлопка собирается вручную. Премьер-министр и хокимы (главы местных администраций) устанавливают нормы по сбору хлопка и для учащихся: школы закрываются с сентября по ноябрь, и правоохранительные органы обеспечивают сбор урожая. В среднем, от полутора до двух миллионов детей из сельской местности, иногда с семи лет, но чаще всего с одиннадцати, привозятся на автобусах на поля, где они находятся полный рабочий день, собирая хлопок. Дети не обеспечиваются достаточным питанием и чистой водой, им не гарантирована безопасность и не предоставляется медицинское обслуживание.

Наблюдается устойчивое сокращение объемов экспорта хлопковолокна за последние 20 лет. Узбекистан сегодня экспортирует приблизительно 600 тысяч тонн ежегодно (против 800 тысяч тонн в 1990-е годы). Снижение объема вызвано засолением почв из-за экологической катастрофы Аральского моря, устаревшими методами ведения сельского хозяйства и разрушающимися ирригационными системами. Одновременно с этим Узбекистан развивает собственную текстильную и швейную промышленность, что тоже влияет на сокращение экспортного объема хлопка.

Узбекистан продает на экспорт хлопковолокно среднего или высшего сорта. Узбекский хлопок известен низким содержанием мусора, натуральным белым цветом, высоким качеством. Этот хлопок может быть использован для производства широкого ассортимента качественной продукции, от трикотажа до хлопчатобумажных полотенец и джинсов.

Весь экспорт хлопка находится под государственным контролем и осуществляется государственными торговыми компаниями под надзором Министерства Внешних экономических связей и Департамента по инвестициям и торговле.

Некоторые из крупнейших европейских торговых компаний, торгующих хлопком, например, Paul Reinhart AG, Cargill Cotton, Ecom Agroindustrial Corp. Ltd., или Plexus Cotton Ltd., имеют тесные связи с узбекским правительством и открыли представительства в Ташкенте. За последние пять лет местное текстильное производство увеличило свои объемы более чем в два раза за счет инвестиций и сниженных налоговых ставок, таким образом, по данным доклада, экспорт готовой текстильной хлопчатобумажной продукции в 2011 году принес Узбекистану $550 миллионов по сравнению с $280 миллионами в 2004-ом.

Экспортируя хлопок, Узбекистан использует разветвленную сеть железнодорожных и автомобильных дорог, чтобы поставить товар в порты Латвии, Грузии, Турции и Ирана. Порт Бандар Аббас (Иран) соединяет Узбекистан с ОАЭ - и через Дубайский Хлопковый Центр (Dubai Cotton Center) хлопок идет на азиатские рынки.

Бангладеш и Китай являются основными импортерами узбекского хлопка, к ним уходит 70% экспорта. Значимыми импортерами для Узбекистана являются Турция, Германия, Италия, Южная Корея, Иран, Пакистан, ОАЭ и Россия.

Авторы доклада предупреждают: любая компания, которая занимается производством или продажей хлопкосодержащих товаров, может оказаться причастной к распространению узбекского хлопка. Поскольку производство узбекского хлопка связано с социальными и экологическими рисками, то наличие узбекского хлопка в товаре может серьезно повредить репутации компании. Узбекское хлопковолокно может быть спрятано: его часто смешивают с хлопковолокном более низкого качества, произведенным в другой стране, чтобы улучшить качество хлопковой пряжи, используемой в широком производстве товаров массового потребления.

Авторы доклада дают ряд рекомендаций для компаний, которые находятся в «группе риска» по контактам с узбекским хлопком, и объясняют, что нужно сделать, чтобы минимизировать распространение узбекского хлопка и внести свой вклад в борьбу против принудительного детского труда в Узбекистане. Начинать необходимо с того, чтобы больше узнать об этой проблеме; поддерживать все публичные заявления по поводу узбекского хлопка и детского труда; сформулировать политику компании в этом вопросе и привести ее в соответствие с деловой практикой; отслеживать, в какой стране, на самом деле, произведено хлопковолокно; участвовать в промышленных или многосторонних международных инициативах, которые могут воспрепятствовать широкому экспорту узбекского хлопка.

Полный текст доклада можно прочесть здесь (файл в формате PDF/Acrobat Reader, 3,5mb).

Международное информационное агентство «Фергана»