Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Нищие, голодные и многодетные

30.11.2012 19:06 msk, Екатерина Иващенко

Кыргызстан Анализ Общество
Кыргызстан: Нищие, голодные и многодетные

Что ждет Кыргызстан через 17-20 лет? Такой вопрос возникает после посещения отдаленных киргизских сел, катастрофическое состояние которых ввергает в отчаяние. 66 процентов населения Кыргызстана проживает именно в сельской местности, и неполный список выявленных там проблем - это недоедание, алкоголизм, безработица, болезни, миграция дееспособного населения. Конечно, пока рано говорить о тенденциях, но «Фергана» попыталась выяснить, что мешает кыргызстанским женщинам заниматься планированием семьи, каким заболеваниям и по каким причинам подвержены матери и их дети и как сказывается на здоровье нации то, что почти четверть жителей хронически голодают?

* * *

По данным Национального статистического комитета Кыргызстана за 2012 год, 66 процентов всех жителей республики проживают в сельской местности. Из них мужчин и женщин почти поровну. Мои постоянные командировки как на юг, так и на север страны, только подтвердили одно нехорошее наблюдение, что люди в селах почти нищенствуют. В середине дня по селу могут разгуливать пьяные мужчины, которые находятся в самом дееспособном возрасте. Женщины в селах выглядят старше своих лет, так как измождены частыми родами. К 35 годам у них нет образования, потому что их рано выдали замуж, зато у каждой - по пять-шесть детей, полуголодных, плохо одетых. Эти женщины не знают, что такое планирование семьи, их мужья не работают. Рядом с детьми - одетые в какую-то рвань и ветошь дряхлые старики, которые уже смирились и ничего не ждут от жизни. А дееспособная и еще не спившаяся молодежь уезжает в города Ош и Бишкек на заработки. И зачастую именно эти люди, которые хотели бы получить образование, но вместо этого вынуждены работать, являются основными кормильцами своих семей. Однако их заработков все равно не хватает.

В магазинах таких сел может не быть муки (основного продукта сельских жителей), зато всегда есть более ходовой товар – водка. И ее может быть больше, чем всех остальных продуктов, вместе взятых. На водку у мужчин деньги находятся, а на продукты для своих полуголодных детей и жен – нет.


Ящики с водкой в сельском магазине. Фото © «Фергана»

По данным Всемирной организации здравоохранения, Кыргызстан занимает 107 место по уровню употребления алкоголя из 188 стран. Как сообщили «Фергане» в Республиканском центре наркологии, на начало 2012 года было зарегистрировано 41091 человек с алкогольной зависимостью, 10705 - с наркотической. За первое полугодие 2012 года в КР зарегистрировано 1810 новых случаев алкогольной зависимости. Выше среднереспубликанского уровня остаются показатели заболеваемости алкогольной и наркотической зависимостью в Чуйской области и городах Бишкек и Ош, что обусловлено высоким уровнем диагностики и функционированием специализированных служб. Исследований, какая часть населения страны страдает от алкоголизма, не проводилось.

Специалисты утверждают, что в сельской местности людей, страдающих алкоголизмом, гораздо больше, чем в городах. «В основном сельчане спиваются из-за безработицы. К тому же сельское хозяйство — не слишком прибыльное занятие: бывает, люди трудятся не покладая рук, выращивают овощи и фрукты, но в итоге получают за свой урожай гроши. Тогда наступает депрессия, а по мнению большинства, самый легкий способ выйти из нее — напиться и забыться», - цитировала газета «МК-Азия» от 22 ноября заведующую амбулаторно-диагностическим отделением Республиканского центра наркологии Эльмиру Исраилову.
Понятно, что государство обязано предоставлять своим гражданам какие-то социальные гарантии, обеспечивать рабочими местами и достойной заработной платой, образованием, а также качественным медицинским обслуживанием. Но часто проблема качества жизни людей в селах Кыргызстана - в самих жителях, зачастую не самых трудолюбивых, которые не работают, но при этом не желают даже просто прибраться в собственном доме; не могут найти денег на еду, зато всегда находят на водку; в этих женщинах, бесправных, малообразованных, которые рожают по пять детей и знать ничего не знают о контрацепции…

Совокупность всех этих проблем: алкоголизма, безработицы, семейного насилия, недоедания, отсутствия квалифицированной медицинской помощи и политики планирования семьи - приводит к тому, что в Кыргызстане может вырасти поколение людей, не обладающих крепким здоровьем и при этом слабо образованных…

Либо рожают каждый год, либо аборты

Из-за ограниченности бюджета Министерства здравоохранения Кыргызстана основным поставщиком контрацептивных средств в страну является Фонд в области народонаселения ООН (ЮНФПА). Фонд помогает государству совершенствовать направления здравоохранения, занимающиеся репродуктивным здоровьем, планированием семьи и безопасным материнством. Об осведомленности населения о возможностях контрацепции «Фергана» поговорила с региональным программным аналитиком по репродуктивному здоровью ЮНФПА Нургуль Сманкуловой.

Эксперт отметила, что в Кыргызстане превратно понимают формулировку «планирование семьи»: люди считают, что речь идет об ограничении рождаемости. Население надо информировать, что «планирование семьи» означает, что семья должна сама решать, сколько им нужно детей и когда.

«В Кыргызстане в силу менталитета супруг или свекровь просят женщину рожать каждый год, что изнашивает ее организм, тем более, что в нашей стране очень высокий уровень анемии. Такое частое рождение детей затрагивает многие аспекты жизни женщин. 1) После рождения ребенка женщина остается без места работы на какой-то период, семья теряет часть доходов; 2) женщина выпадает из привычного круга общения, потому что ей приходится сидеть с детьми; 3) если женщина рожает каждый год, то она теряет работу окончательно, а значит, и свои квалификационные навыки; 4) женский организм не отдыхает; кроме того, женщина дискриминирована: не она сама принимает решение, когда ей рожать, а ее заставляют рожать каждый год».


Возле сельского дома в Нарынской области. Фото © «Фергана»

«После каждых родов женщина должна «отдыхать» минимум два года, то есть в это время она должна предохраняться. За это время она сможет прокормить ребенка, выйти на работу (не потерять ее) и отдохнуть психически и физически. Поэтому тема планирования семьи - это право выбора, иметь ли детей и сколько; и права на индивидуальный выбор средства контрацепции. Например, мужчина не желает использовать презерватив, тогда женщина ставит спираль, потому что это ее право выбора. Но так как до совместного обсуждения супругами форм контрацепции наша страна еще не дошла, то женщины иногда применяют средства контрацепции втайне», - рассказывает Сманкулова.

«У кыргызстанских женщин нет выбора, они рожают, скажем так, случайно, - продолжает Нургуль Сманкулова. - По данным Республиканского медико-информационного центра, количество абортов среди подростков в возрасте 13-19 лет возросло с 2,7% в 2006 году до 3,5% в 2011 году. Низкая осведомленность девочек и девушек о возможностях контрацепции, а также отсутствие для всех подростков доступа к услугам Центров планирования семьи привели к тому, что почти один процент девушек в возрасте 15-17 лет в 2010 году рожали. А забеременевшая девочка подросткового возраста, как правило, вынуждена бросить школу и оказывается лишенной своего права на образование».

На вопрос, какие методы предохранения предпочитают кыргызстанки, Сманкулова рассказала о тех, что внедряют они. Так, южному региону чаще предоставляются инъекционные контрацептивы, один укол на три месяца. «Очень многие женщины находятся в отдаленных селах, или на джайлоо (удаленных пастбищах), поэтому им легче приехать в город и сделать один укол. На втором месте стоит спираль, которая ставится на три года. Люди используют и презервативы, но в самых отдаленных регионах осведомленность даже о таком методе контрацепции довольно низкая».


Жилой дом в Иссык-Кульской области. Фото © «Фергана»

Стратегическая оценка ЮНФПА по нежелательной беременности (2011 год) показала низкую информированность населения в вопросах планирования семьи и использования средств предохранения. Значительная доля кыргызстанок не предупреждают нежелательную беременность, а ликвидируют ее, отправляясь на аборт. «Общий уровень абортов в 2009 году был равен 104,5, а в 2011 году – 109,2 на 1000 женщин детородного возраста. Это очень высокие показатели, что свидетельствует о том, что аборты продолжают использоваться в качестве основного метода регуляции деторождения. Но это не полные данные: не все аборты, производимые в государственных медицинских учреждениях, регистрируются. А частных же клиниках статистика абортов вообще не ведется. Распространенным способом аборта является выскабливание (кюретаж), доступ же к безопасным методам аборта ограничен. А сравнительно низкое обеспечение населения средствами контрацепции (31,2% – в 2009 году; 30,1% – в 2010 году) свидетельствует о слабости программы по обеспечению продукцией по репродуктивному здоровью (ОПРЗ) и планирования семьи», - пояснила Сманкулова.

Из-за небольшого бюджета сотрудники ЮНФПА не могут выезжать в села и на местах проводить работу с населением, поэтому они акцентирует работу на беседах с врачами, которых информируют о новых методах контрацепции и новых технологиях в области планирования семьи. Но этого недостаточно, тем более что проблема квалифицированной помощи в сельской местности также стоит очень остро.


Жилой дом в Нарынской области. Фото © «Фергана»

От недостатка питания страдают женщины и дети

Как «Фергана» неоднократно писала, Кыргызстан испытывает проблемы с продовольственной безопасностью. В отдельных селах ситуация с продуктами питания вообще ужасающая. По данным Всемирной продовольственной организации ООН за сентябрь 2012 года, 25% населения Кыргызстана недоедает. А согласно Отчету ЮНИСЕФ и Всемирного банка за 2011 год «Ситуационный анализ улучшения экономических результатов путем расширения программ улучшения питания в КР», 22% детей в возрасте до 5 лет умирают из-за недостаточности питания.

О том, как недоставок питания сказывается на матерях и детях, «Фергане» рассказала специалист по питанию, заместитель директора по науке Национального Центра охраны материнства и детства Турсун Мамырбаева.

«Фергана»: Каким болезням подвержены кыргызстанские женщины и дети?

Турсун Мамырбаева: В 2009 году мы проводили исследование состояния здоровья женщин детородного возраста и здоровья детей до пяти лет. Так как здоровье напрямую зависит от питания, то исследование проводилось в контексте обеспеченности их питанием.

Самый важный период для полноценного развития ребенка – это внутриутробный, когда происходит закладка органов и развитие плода; если в этот период в организме женщины не хватает необходимых питательных веществ, то плод может умереть. А если не хватает каких-то отдельных витаминов или минералов, то это может сказаться на развитии отдельных органов. Второй критический период – первые три года жизни. С возрастом риски для здоровья уменьшаются, но в целом важны первые пять лет, когда закладывается фундамент для умственного, физического развития и здоровья на всю жизнь.

В этой связи три критерия: младенческая смертность (до одного года жизни), детская смертность (до пяти лет жизни) и материнская смертность рассматриваются как весомые показатели социально-экономического развития страны. У нас все эти три показателя высокие, и мы не можем считать себя развитой страной.

- То есть кыргызстанские мамы и дети недоедают?

- Да. В медицине различают два понятия: скрытый и явный голод. У нас, особенно среди женщин и детей, распространен скрытый голод - недостаток витаминов и микроэлементов в рационе питания и в организме. Самое распространенное заболевание при скрытом голоде – это железодефицитная анемия. Наше исследование показало, что у 25% женщин Кыргызстана есть железодефицитная анемия. Однако есть еще скрытый дефицит железа, при котором анемия не проявляется. Он встречается у 60% наших женщин, это очень высокий показатель. Когда скрытая форма усугубляется, то появляется анемия, которую мы можем диагностировать.

Нехватка железа в организме имеет неблагоприятные последствия. Женщины с анемией постоянно жалуются на головные боли, ухудшение памяти, иногда на одышку и быструю утомляемость. Это признаки того, что мозг и другие органы страдают от нехватки кислорода. При тяжелой железодефицитной анемии развивается сердечная недостаточность: у женщин одышка, они быстро устают, появляются отеки и т.д.

Также страдают анемией 26% детей до пяти лет, 40% детей до двух лет, а если смотреть процент скрытого дефицита железа, то он намного выше - 60%.

Важно, что и скрытый дефицит железа, и анемия (т.е. явный дефицит железа) несут одинаковую опасность как для плода, так и для здоровья женщины. В первые три года жизни закладывается фундамент для умственного развития, поэтому в этот период важно обеспечение его всеми питательными веществами. Дети с дефицитом железа отстают в интеллектуальном развитии, у них нарушается внимание и память, они плохо успевают в школе.

Также у 42% женщин наблюдается дефицит фолиевой кислоты, что может привести к гидроцефалии ребенка, спинномозговой грыже и другим пороками развития. Если раньше инфаркты и инсульты чаще случались у пожилых людей, то сегодня эти болезни «помолодели» - их жертвами становятся молодые люди 30-40 лет. Фолиевая кислота берется исключительно из продуктов питания, мяса и зелени. Зелень (укроп, петрушка и др.) у нас доступна, но ее не едят, так как не считают за еду: вместо пучка петрушки люди предпочитают купить буханку хлеба.

22% детей до пяти лет отстают в росте из-за нехватки витаминов и микроэлементов. А задержка роста – это задержка развития его внутренних органов, в том числе и головного мозга.


В одном из сельских домов. Фото © «Фергана»

Все чаще встречаются различные пороки развития у детей. Многие полагают, что дело в ухудшении экологии. Я всегда привожу пример с яблоками. Раньше откусишь яблоко, чуть отвернешься - а место укуса уже коричневое, так много в нем было железа. Сейчас, если почистить яблоко и оставить его на столе, то оно даже к утру не почернеет. Это говорит о том, что содержание железа в нем сильно уменьшилось. Я читала исследование, согласно которому за последние 100 лет содержание витаминов в овощах и фруктах сократилось в 40 раз.

30 лет назад, когда я училась в институте, нам показали ребенка со спинномозговой грыжей и сказали, что это очень редкое заболевание. Сегодня у нас есть целое отделение для таких детей, такая патология уже никого не удивляет. Ухудшается жизнь, ухудшается питание, мясо - необходимый продукт - стало недоступным, все это сказывается на здоровье людей и нового поколения. С этим нужно бороться на государственном уровне. Революции, бесконечные митинги – это все ерунда по сравнению с тем, что сегодня происходит с населением Кыргызстана.

И как бы нас, врачей, не ругали за высокие показатели детской и материнской смертностей, пока мы не улучшим жизнь нашего населения, ситуация не изменится. Уже дошло до того, что по каждому случаю материнской смертности мы пишем отчет в Генеральную прокуратуру. А причины смертей более глубокие. Я не исключаю, что есть случаи, когда врачи не смогли оказать необходимый объем помощи в силу разных причин, но это единичные случаи. Гораздо чаще ситуация от врача не зависит.

- Что делает для решения этих проблем государство?

- Были более-менее успешные программы по внедрению йодированной соли. Удалось заметно снизить распространенность йододефицитных заболеваний среди населения. Но отмечу, что и животным, мясо которых мы потребляем, тоже надо давать йодированную соль.

С 1996 года мы стали обогащать муку, т.е. добавлять туда витамины группы В, фолиевую кислоту, железо, цинк. Однако обогащение муки - более сложный процесс, чем йодирование соль. Обогащается мука только высшего и первого сортов (на мешках с такой мукой ставится специальная эмблема), мука второго сорта в обогащении не нуждается. Однако до сих пор эта программа работает не в полной мере, обогащается только 10% муки от всего производства (обогащение муки не является обязательным), так как добавка очень дорогая. Мы готовим законопроект, чтобы обогащение муки стало обязательным. Также около 250 тысяч детей от шести месяцев до двух лет получают витаминно-минеральную добавку к пище «Гулазык».


В одном из домов. Фото © «Фергана»

- Как вы думаете, почему, несмотря на болезни, недоедание, пьющих супругов женщины рожают так часто?

- Когда мы ездим по селам, женщины признаются, что они не хотят так много детей. Оптимальным количеством детей женщины называют 3-4 ребенка, но некоторые рожают каждый год, потому что не умеют предохраняться от нежеланной беременности. В этом также обвиняют медиков, что мы не проводим работу по планированию семьи. Но когда мы начинаем такую работу, нас тут же называют «врагами кыргызского народа» и обвиняют, что мы хотим «сократить население страны, нас и так мало - всего пять миллионов с небольшим».

Люди пьют не от хорошей жизни. Грязь в их домах, лень, многодетность и высокая смертность - это атрибуты бедности, это все не от хорошей жизни. Люди впадают в отчаяние, и им становится безразлично, как выглядит их жилище. Все это от безысходности и бедности. А когда есть стимулы, человеку есть куда стремиться, то он налаживает свой быт, обучает детей, появляются более высокие мечты и планы. Поэтому над всеми этими проблемами и должно работать государство.

В школу не ходят - нет возможности

Итак, в Кыргызстане большие проблемы и с планированием семьи, и с сохранением здоровья младенцев и детей младшего возраста. Но выясняется, что и доступ к школьному образованию в Кыргызстане становится социальной проблемой.

Как сообщила «Фергане» пресс-секретарь Министерства образования Кыргызстана Керез Жукеева, дошкольным образованием в стране охвачено 13,5% детей, а школьным - 100% детей. В 2006 году эти показатели составляли 10,5% и 98-99% соответственно.


Анемией страдают 26% детей до пяти лет. Фото © «Фергана»

Однако, как рассказал министр образования и науки Канат Садыков на Национальной конференции по вопросам образования, в ходе традиционного учета, проведенного в августе 2012 года, выяснилось, что 12 тысяч детей не имеют возможности посещать школу. «Проблема становится одной из угроз равного доступа к образованию. Как правило, проблема носит социальный характер: у детей нет одежды, школьных принадлежностей, документов, необходимых для зачисления в школу. Зачастую сами родители закрывают глаза на то, что их дети нигде не учатся, они вынуждены использовать детский труд в домашнем хозяйстве, на сельскохозяйственных работах, в быту. Часть детей возвращена за ученические парты, тем не менее масштабы проблемы настораживают».

Согласно данным Нацстаткома, в 2009 году школу не посещали около 29 тысяч подростков в возрасте от 7 до 15 лет, что составляет около 3 процентов от общего числа детей школьного возраста. Однако по данным Института статистики ЮНЕСКО, в 2009-м таких детей было более 66 тысяч. Разница в данных объясняется различием подходов к подсчету, источников получения информации, методов калькуляции и возможными ошибками при подсчете, сообщает ИА 24.kg.

* * *

Личные наблюдения журналиста подтверждают статистика и мнения экспертов. Теперь уже дело за теми, кто может изменить сложившуюся ситуацию. Можно проводить революцию за революцией, подтасовывать результаты выборов, не платить зарплату учителям и не контролировать рост стоимости продуктов питания. Но о будущем поколении, о здоровье ваших детей вы должны думать всегда, потому что именно от них будет зависеть светлое будущее страны под названием Кыргызстан.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»