Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Гюлен: Двусмысленная политика рыночного ислама в Турции и мире»

14.09.2013 12:57 msk, Фергана

Центральная азия Религия Книжечки
«Гюлен: Двусмысленная политика рыночного ислама в Турции и мире»

Хендрик, Дж. “Гюлен: Двусмысленная политика рыночного ислама в Турции и мире”. New York University Press, 2013 г. — 275 c.: ISBN 978-0-8147-7098-6. Заказать книгу можно тут

После развала Османской империи в 1924 году ее наследница — современная Турция — выбрала республиканскую форму правления. Под однопартийным управлением Кемаля Мустафы Ататюрка и его последователями республика приложила все усилия, чтобы стереть монархическое прошлое и роль религии в обществе. Однако, последующие политические реформы и общественные преобразования в середине прошлого столетия открыли путь плюрализма не только политическим партиям, но и религиозным течениям. Об одном из таких общественных движений, имеющем беспрецедентное влияние на все уровни жизни Турции, рассказывает в своей книге «Гюлен: Двусмысленная политика рыночного ислама» профессор Джошуа Хендрик.

По словам автора, Фетхуллах Гюлен стоит у истока этого движения, называющегося «Движение Гюлен», которое имеет последователей, сторонников и просто симпатизирующих людей почти во всех сферах жизни Турции (см. также статью Байрама Балджи «Саид Нурси и Фетхуллах Гюлен в Центральной Азии: Влияние на религию и образование после распада СССР»). Члены движения управляют школами, СМИ, торговлей, издательскими домами и институтами политического лоббирования.

Известные в постсоветском пространстве как «турецкие лицеи», школы имеют прямое отношение к данному движению. Однако как эти школы, так и все остальные «вдохновленные Гюленом» институты отрицают какую-либо связь между собой. Автор приводит множество примеров подобных отрицаний даже тогда, когда эта связь очевидна: на сайте той или иной школы или организации имеются ссылки на пропагандирующие движение сайты, или же статьи, возвеличивающие «вклад и роль Фетхуллаха Гюлена в продвижении образования и проведения межконфессионального диалога мира».

Для того, что бы доказать «отсутствие какой-либо органической связи» между движением и инспирированными им институтами (СМИ, издательства, школы, компании и т.п.), движение активно использует средства массовой информации. Автор детально описывает свои беседы с множеством редакторов книг, газет и иных печатных изданий, которые настойчиво твердят, что, рассказывая о достижениях того или иного института на своих страницах, они лишь стремятся «показать миру современную Турцию».

Вдохновитель движения, ныне проживающий в США, Фетхуллах Гюлен также отрицает существование подобной связи. Поэтому, проведя несколько лет в Турции в исследовании данного движения, профессор Хендрик задается вопросом, почему тогда работы Гюлена являются основной темой частых собраний сторонников движения — так называемых «бесед», и являются основным руководством в жизни и деятельности последователей движения?

Исходя из своей исследовательской работы, профессор Хендрик приходит к выводу: внешне между различными ветвями движения как таковой институциональной или юридической связи не существует. Однако заказы школами мебели только у определенных фабрик, повествование о достижениях за рубежом определенной компании на страницах определенных журналов и газет свидетельствует о существовании духовной связи между ними.

Эта связь берет начало в речах и работах Фетхуллаха Гюлена. По словам собеседников автора, когда Гюлен говорит, например, что «было бы хорошо открыть школы с углубленным изучением физики и математики», то эти слова воспринимаются его последователями не как мнение духовного лидера движения, а как пожелание и наставление. В ином случае Гюлен говорит о «полезности» основания банка или средства массовой информации, а затем это прямо приводит к их возникновению.

Так возникает определенная связь между внешне различными, автономными институтами общества. При этом предприятия, школы, СМИ и т.п. основываются на чисто предпринимательской основе с декларированной целю финансового обогащения и улучшения жизни общества. Иными словами - никакой «религиозной ползучей экспансии». Но разумеется, фабрика по производству мебели или одежды возьмет кредит в банке, основанном другим членом движения.

Влияние движения не ограничивается сферой образования или предпринимательства. Автор книги уверен, что внешне не существует прямой связи между нынешней управляющей партией АКП и движением Гюлена. Однако движение имеет огромное влияние на общественное мнение, которое используется в пользу АКП. Партия не остается в долгу: продвигаемые движением реформы и предложения находят чуть ли не мгновенную поддержку в правительственных кругах. Автор приводит примеры, когда правительство оказывало поддержку движению в проведении множества форумов и встреч турецких предпринимателей за рубежом.

Так, «двусмысленная политика», проводимая движением «рыночного ислама» в Турции, нашла поддержку не только на родине. Члены движения основали, например, множество школ и компаний в Центральной Азии, получая дипломатическую и иную поддержку правительства.

Хотя автор книги приводит огромное количество цитат и личных наблюдений, сделанных в рамках своего исследования, зияющей брешью является отсутствие бесед с самим Фетхуллахом Гюленом. В этом отношении книга является своеобразным отражением природы движения: там тоже «нет роли» Гюлена. Однако это отсутствие до сих пор не мешало не только существованию движения, но и его развитию. Поэтому, возможно, этот явный недостаток книги является ее достоинством - поводом для дальнейшего исследования данного религиозно-общественного феномена.

Другие статьи о новых изданиях — в рубрики «Книжечки».

Международное информационное агентство «Фергана»