Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Впервые: Узбекский беженец обратился в ООН с просьбой призвать Узбекистан к ответу за Андижанскую трагедию

Впервые: Узбекский беженец обратился в ООН с просьбой призвать Узбекистан к ответу за Андижанскую трагедию

Чудом оставшийся в живых во время произошедших в мае 2005 года трагических событий в Андижане Хусанбой Рузиев подал в Комитет ООН по правам человека жалобу, в которой обвинил узбекские правоохранительные органы в том, что в 2003-2004 годах его подвергали незаконному задержанию и пыткам, и в том, что по событиям 2005 года до сих пор не проведено надлежащее расследование.

Как сообщает Open Society Foundations, жалоба подана при поддержке Правовой инициативы Открытого общества (Open Society Justice Initiative) и международной правозащитной организации «Клуб «Пламенных Cердец», учрежденной в Ферганской долине и работающей в изгнании в Париже.

«Я подаю жалобу в ООН не только ради себя, но ради тех людей в Узбекистане, которые страдают так же, как пришлось страдать мне. Я постепенно восстанавливаюсь после того, что со мной сделали, но не могу забыть тех, кто остается в стране, кто сейчас находится в тюрьме», - заявил Рузиев.

Начало

Рузиев сейчас живет в Нидерландах, куда он переехал после получения статуса беженца. А раньше он жил под Андижаном, где владел частной мельницей, на которой работали сорок человек.

В начале 2000 годов местные власти стали подозревать успешных бизнесменов в нелояльности и искать повод, чтобы их запугать. 11 апреля 2003 года Рузиев был задержан сотрудниками силовых структур, жестоко избит и обвинен в членстве в незаконной религиозной группе. На следующий день его отпустили, потребовав регулярно приходить на допросы. Так начался страшный период в жизни Рузиева, которого на протяжении двух лет допрашивали, неоднократно угрожали расправой, пытали, желая добиться от него показаний против группы видных андижанских бизнесменов, которые обвинялись в религиозном экстремизме.

Особенно тяжелой оказалась ночь с 7 на 8 мая 2004 года, которую Рузиев провел на допросе в РОВД. Четверо офицеров избили его дубинками до такой степени, что он потерял сознание и впал в кому, в которой находился следующие четыре дня. Это напугало его палачей и они отправили Рузиева в больницу, где он провел 23 дня.

Предприниматель и его семья неоднократно обращались в Андижанскую областную и Генеральную прокуратуры, а также к президенту Узбекистана Исламу Каримову с жалобами на незаконные задержания, преследование и пытки, однако получили отказ в расследовании.

Хусанбой Рузиев
Хусанбой Рузиев с женой. Фото с веб-сайта Jarayon.com/

Май, пятница, тринадцатое

Судебный процесс над 23 видными андижанскими бизнесменами, которых обвинили в экстремизме, начался 11 февраля 2005 года. Рузиев получил повестку для дачи показаний на заседание суда в конце апреля 2005 года. Он рассказал суду о своих незаконных задержаниях и жестоких пытках. Когда он отказался дать сфабрикованные показания против бизнесменов, судья велел ему покинуть заседание.

Утром 13 мая 2005 года Рузиев поехал в андижанскую больницу, где проходил лечение после обрушившихся на него пыток. Проезжая мимо площади Бабура, он увидел тысячи человек, которые собрались в знак протеста против показательного процесса над 23 бизнесменами, неэффективной социально-экономической политики и государственных репрессий. Люди были безоружны, среди них оказалось много женщин и детей. Рузиев решил присоединиться к собравшимся на площади Бабура.

Ад начался во второй половине дня. Площадь окружили солдаты, которые начали без разбора палить по толпе, убив и ранив множество безоружных демонстрантов, в том числе женщин и детей. Судя по видеозаписи расправы, правительственные войска ни разу не призвали людей разойтись и даже не попытались применить спецсредства вроде водометов или слезоточивого газа. Стрелять по толпе начали сразу и без предупреждения.

Люди заметались в поисках выхода с заблокированной почти со всех сторон площади. Людской поток мог вырваться только по одному оставленному властями коридору, который был обложен снайперами и бронетехникой. Рузиеву удалось проникнуть в этот коридор. Войска продолжали расстреливать бегущих людей. Бежавший справа от Рузиева мужчина был убит выстрелом в переносицу, сосед слева – выстрелом в голову. Люди продолжали бежать, обрызганные чужой кровью и человеческими останками, переступая через тела погибших, многие из них были ранены или травмированы.

Вырвавшиеся с площади Бабура люди были слишком напуганы, чтобы вернуться домой. Они направились к границе Кыргызстана, расположенной в пятидесяти километрах, шли всю ночь. А подойдя к заветному рубежу, снова попали под огонь узбекских сил безопасности.

На следующее утро Рузиев с примерно 545 другими мужчинами, женщинами и детьми, которым удалось выжить, перешел на территорию Киргизии.

Новая жизнь

29 июля 2005 года около 500 андижанских беженцев, оказавшихся в Кыргызстане, в том числе и Хусанбой Рузиев, были переправлены в Румынию Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). 16 ноября 2005 года Рузиев улетел из Румынии в Нидерланды, где он получил политическое убежище. Семья присоединилась к нему в 2009 году.

Рузиев до сих пор получает психологическую помощь в связи с последствиями травм, полученных в результате злоупотреблений сотрудников правоохранительных органов Узбекистана.

Все жалобы на задержания и пытки, которые он подавал в прокуратуру и суды Узбекистана, так и остались без должного рассмотрения.

Власти Узбекистана утверждают, что ответственность за гибель людей на площади несут сами демонстранты. По утверждению Генеральной прокуратуры Узбекистана, во время андижанских событий погибло 187 человек. «Всего в результате терактов погибли 187 человек, из них 60 гражданских лиц, в том числе двое несовершеннолетних и одна женщина», - докладывала Генпрокуратура комиссии Олий Мажлиса (парламента) в начале сентября 2005 года.

Однако в докладах Верховного комиссара ООН по правам человека, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), «Международной амнистии» и Хьюман Райтс Уотч говорится, что, по разным оценкам, на площади было убито от 500 до 700 человек. Приводятся и еще более страшные данные.

Власти Узбекистана не допускают проведения независимого международного расследования Андижанских событий, стараясь скрыть как масштабы трагедии, так и ответственность узбекских сил безопасности за применение огнестрельного оружия. Люди, имеющие связи с андижанскими беженцами, в том числе с теми, кто уцелел во время трагических событий, члены их семей, правозащитники и журналисты все еще подвергаются запугиваниям и преследованиям. Узбекские власти неоднократно заявляли на различных международных форумах, что «вопрос об Андижане закрыт». Международные правозащитники, в частности, Human Rights Watch, категорически возражают и призывают США и Евросоюз добиться от узбекского правительства независимого международного расследования Андижанской трагедии.

В изложенной на 68 страницах жалобе Рузиева в Комитет ООН утверждается, что Узбекистан нарушил права заявителя, закрепленные Международным пактом о гражданских и политических правах, как минимум по семи пунктам: противозаконное и произвольное задержание (статья 9), пытки, нарушение права на жизнь и личную безопасность (статьи 6 и 9), принудительное изгнание (статья 12), неспособность провести расследование по фактам убийств и пыток (статьи 6, 7 и 2(3)), неспособность обеспечить возмещение ущерба и восстановление прав (статьи 6, 7, 9 и 2(3)).

«Эта жалоба является напоминанием для властей Узбекистана и международного сообщества о том, что жертвы массового убийства все еще ожидают правосудия. Это также прямой призыв к тому, чтобы власти понесли юридическую ответственность», - считает руководитель «Клуба «Пламенных Cердец» Мутабар Таджибаева.

«Мы призываем Узбекистан разрешить проведение независимого международного расследования по факту расстрелов в Андижане, а также по заслуживающим доверия многочисленным заявлениям о пытках, систематически применяющихся в органах внутренних дел и службе безопасности», - заявил Джеймс А.Голдстон, исполнительный директор Правовой инициативы открытого общества.

К сожалению, Хусанбой Рузиев — лишь первый и пока единственный человек, дело которого при помощи международных правозащитников дошло до Организации Объединенных Наций. Но будут и другие. Так что «андижанский вопрос» вовсе не закрыт.

Международное информационное агентство «Фергана»