Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Турция: Свободу слова глушат и в мире футбола

27.09.2014 14:14 msk, Today\\\\\\\'s Zaman (Турция)

Видео Политика Криминал Законы Турция Общество Спорт Суд
Турция: Свободу слова глушат и в мире футбола

Опасаясь мирных протестов болельщиков, поднимающих плакаты с критикой правительства, авторитарный режим президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана начал давить на свободу слова и в спорте, которая до последнего времени реализовалась вполне свободно. Подробную статью, посвященную этой теме («Muting freedom of speech in Turkey's world of football»), опубликовал в популярной англоязычной газете «Today's Zaman» известный турецкий колумнист Абдуллах Бозкюрт. «Фергана.Ру» предлагает сокращенный перевод публикации.

* * *

Турецкий спорт, особенно, футбол, всегда был для граждан этой страны прекрасным способом свободно выражать свое мнение в рамках фундаментального права на свободу слова. Это право также тесно связано со свободой собраний: ведь болельщики могли запросто организовывать импровизированные демонстрации для празднования победы, разъезжая по улицам на автомобилях, скандируя лозунги и размахивая флагами.

Сегодня и эти права атакованы Эрдоганом и его союзниками в правительстве. Воспользовавшись предлогом предотвращения насилия и футбольного хулиганства во время матчей, правительство страны разработало специальную систему продажи билетов, позволяющую исключить анонимность зрителей. Отныне футбольный фанат сможет купить билет только по электронной системе, каждый раз проходя строгую предварительную проверку. Билеты не подлежат передаче третьему лицу. Каждое место на стадионе связано с уникальным идентификационным номером. Вы не можете даже взять с собой на матч друга, который не интересуется футболом, только для знакомства с игрой, если ваш приятель не пройдет аналогичную проверку.

На первый взгляд, эта практика не сильно отличается от той, что принята во многих европейских странах, хотя в Турции существуют и некоторые более жесткие требования. Почему правительство настаивает на этих нововведениях, которые бесят фанатов, в то время когда Закон № 6222, запрещающий насилие на спортивных мероприятиях, и так уже предоставляет власти достаточные инструменты для контроля над агрессивными болельщиками? Более того, правительство позволило лишь одному единственному банку выдавать болельщикам специальную карту на приобретение билетов, создавая для этого банка монопольное положение. В результате многие болельщики, боясь попасть в досье правительства, не приветствовали «систему электронных билетов Passolig», которая была запущена в апреле прошлого года.

В результате расстроены не только фанаты, но и футбольные клубы, что не в состоянии привлекать так много зрителей, как раньше. Например, матч в рамках Суперлиги, прошедший на прошлой неделе между клубами «Бешикташ» и «Джайкур Ризе» на 76-тысячном стадионе Ататюрка, привлек лишь пять тысяч болельщиков. В прошлом сезоне, когда электронная система продажи билетов еще не действовала, на игру между «Бешикташем» и «Трабзонспором» на этом же стадионе собралось пятьдесят тысяч зрителей. Хорошо еще, что электронная система не распространяется на матчи в рамках Европейской Лиги: в прошлом месяце отборочная игра между «Бешикташем» и «Арсеналом» все же привлекла около 60 тысяч болельщиков.

Учитывая произвол в применении закона в Турции и многих примеров того, как граждане были обвинены и наказаны лишь за свой мирный протест против Эрдогана, многие болельщики не доверяют правительству. Режим Эрдоган также печально известен тем, что создавал целые массивы досье на ни в чем не заподозренных граждан. Репортеры, что проводили собственные расследования, опубликовали целую серию секретных документов, раскрывающих то, как правительство отслеживало самых разных людей по их политической, расовой, религиозной или идеологической принадлежности. Многим бизнес-компаниям, которые, как считалось, связаны с оппозицией, было неофициально отказано в доступе к государственным контрактам и тендерам. Следовательно, хорошо понятно, что футбольные фанаты остерегаются того, как правительство будет распоряжаться их личными данными. Они знают, что большинство стадионов оснащены камерами слежения и записи лиц болельщиков, первоначально установленными в целях безопасности. Но существуют опасения, что данные технологии могут быть использованы и для преследования политических оппонентов.

Ранее в сентябре срежиссированное правительством расследование антиправительственных протестов прошлого лета, широко известных как протесты вокруг парка «Гези», привело к тому, что против против лидеров «Чарши» - известной группы фанатов клуба «Бешикташ» - было выдвинуто обвинение в попытке свержения власти. Лидерам этой группы, которых обвинили в подстрекательстве к уличным протестам против правительства, грозит пожизненное заключение. Это обвинение футбольных болельщиков в попытке свержения власти, что прозвучало впервые в истории Турции, вызвало резкие упреки от многих групп, включая политиков, правозащитников и поклонников футбола.


В июне 2013 года вечно враждующие между собой фанаты турецких футбольных клубов объединились в своих акциях протеста против Эрдогана. «Мы едины сегодня, ведь речь идет о судьбе нашей страны», - говорит один из болельщиков.

Главная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) заявила, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) пытается манипулировать восприятием людей о фактах, связанных с протестами. Оппоненты Эрдогана считают, что эти обвинения - свидетельство фашистского господства в стране, где правительство стремилось устроить переворот против основных прав и свобод во время протестов вокруг парка Гези, что привело к гибели и ранениям граждан, а также к массовым задержаниям. И [нынешний президент страны] Эрдоган, и премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу стараются представить протесты как заранее спланированную акцию по свержению правительства и отстранению ПСР от власти. А ведь в этих протестах, прокатившихся по всей Турции, приняло участие более трех миллионов человек, представляющих широкий спектр социальных групп - от светских левых и консерваторов, до правых, экологов, правозащитников, алевитов и других этнических или религиозных общин.

Эрдоган, который в молодости и сам играл в любительской лиге, знает силу болельщиков и футбольных клубов в их способности влиять на политику. Записи телефонных разговоров, просочившиеся на YouTube в марте этого года, показали, как Эрдоган косвенно угрожает «Бешикташу», заявляя, что правительство не будет завершать строительство нового клубного стадиона, потому что он (Эрдоган) возмущен «антиправительственной» позицией фан-клуба «Чарши». Согласно другой записи, Эрдоган якобы пытался протолкнуть доверенного кандидата на пост председателя клуба «Фенербахче», наставляя своего сына, Билала, о том, как это сделать.

Эрдоган также не в восторге от протестов болельщиков «Фенербахче» против обвинений в договорных матчах, которые фанаты объясняют заговором против клуба. Десятки тысяч сторонников «Фенербахче» прошли маршем в Стамбуле в середине февраля, скандируя антиправительственные лозунги. Эрдоган надеялся, что если он назначит в управление клубом лояльных себе менеджеров, то сможет не только прекратить антиправительственные протесты, но и направить потенциал футбола в свою поддержку. Однако эти попытки помешать руководству клуба вызвали бурную реакцию со стороны болельщиков. Многие фанаты, в частности, сторонники «Фенербахче», пришли на избирательные участки 30 марта в майках своих футбольных команд, как символах их «анти-эрдоганской» позиции.

Абдуллах Бозкурт
Абдуллах Бозкурт — колумнист турецкой газеты «Today's Zaman». Это издание, по данным Википедии, управляется сторонниками известного турецкого мусульманского лидера Фетхуллаха Гюлена.
Гнев Эрдогана почувствовали на себе не только фанаты и менеджеры футбольных клубов, но также и известные игроки, которые посмели критиковать авторитарного лидера. Хакан Шукюр, самый плодовитый турецкий бомбардир, стал мишенью Эрдогана после того как он заявил, что уходит из правящей партии в знак протеста против разгула коррупции, недемократической политики со стороны правительства и дискурса ненависти, используемого Эрдоганом против уважаемого исламского ученого Фетхуллаха Гюлена. Эрдоган, который когда-то горячо приветствовал футболиста как национального героя и даже попросил его стать депутатом от его собственной партии, в ответ начал демонизировать Шукюра за критику правительства.

Таким образом, режим Эрдогана в Турции преследует свободу слова не только в прессе, искусстве и культуре, но и в спорте. Возможно, его конечной целью является разрушение последнего бастиона, который в условиях авторитарных режимов способен оставаться единственным местом для открытого общественного протеста. И этот факт должен глубоко озадачить всех тех, кто ценит свободу слова и выражения. Сейчас не время молчать, и эта колонка - мой способ возвышать голос против посягательств на наши права.

Сокращенный перевод © Фергана.Ру

Международное информационное агентство «Фергана»