Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Дискриминация женщин в Узбекистане становится все более явной

Дискриминация женщин в Узбекистане становится все более явной

Фото Dame Gunar, OrexCA.com

В преддверии праздника 8 Марта, который уже несколько десятков лет на советской, а затем на большей части постсоветской территории отмечается как Международный женский день, СМИ Узбекистана заполонят заметки, видеосюжеты и статьи о том, как замечательны и талантливы женщины, а власти страны будут всячески выказывать свою любовь и уважение к «представительницам прекрасной половины человечества». На улицах гаишники будут останавливать машины, руль которых будут сжимать женские руки, чтобы вручить гвоздичку; признанных талантливыми девушек наградят государственной премией имени поэтессы Зульфии; хокимияты (администрации) пригласят знатных и высокопоставленных женщин на торжественные мероприятия, где расскажут о возрастающей роли дам в узбекском обществе. В общем, на несколько часов женщины окажутся в фокусе внимания не только своих родных и близких, но и властей.

Праздник этот в Узбекистане любят, но видят в нем не день борьбы против дискриминации и за равенство прав и эмансипацию, каким он задумывался изначально, а наоборот - праздник женственности, мамин день.

Статья 18 Конституции Узбекистана заверяет, что все граждане страны «имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». В 46-й статье еще раз подчеркивается, что «женщины и мужчины имеют равные права».

Так ли это на самом деле?

Нет.

В Узбекистане существует дискриминация женщин, причем именно со стороны государства и его органов.

Заглянем в списочный состав узбекского правительства. За все 23 года существования независимого Узбекистана только одной женщине удалось возглавить министерство – Галина Саидова, министр экономики. Правда, есть в правительстве специальная должность - заместителя премьер-министра-председателя Комитета женщин. В данный момент этот пост занимает Эльмира Баситханова. В чем заключаются ее должностные обязанности – правительственный сайт не уточняет. Сложно это узнать и на сайте самого Комитета, так как последняя информация на нем датируется 10 марта 2014 года, а русская версия не работает. Впрочем, состав правительства мало волнует жителей Узбекистана, поскольку власть и население в Узбекистане сосуществуют в непересекающихся реальностях.

В стране нет ни одной женщины-хокима (хоким – глава администрации области, города или района. – Прим. ред.). Зато у каждого хокима есть заместительница, которая возглавляет областное, городское или районное отделение Комитета женщин. Указом президента Узбекистана от 2004 года на этих сотрудниц хокимиятов возлагаются следующие задачи: «разработка и осуществление практических мер по реализации общенациональной политики в сфере социально-правовой поддержки женщин, защиты материнства и детства, профессионального, физического, духовного и интеллектуального роста женщин, по повышению их социальной и общественно-политической активности, активному участию в государственном строительстве; выработка и реализация комплексных мер по охране здоровья женщин, формированию здоровой семьи, содействию развитию женского и семейного спорта, пропаганде здорового образа жизни; подготовка и реализация программ, направленных на решение вопросов занятости женщин, улучшение условий их труда и учебы, особенно в сельской местности, вовлечение их в предпринимательскую деятельность; организация эффективной работы на местах (в семье, махаллях, трудовых коллективах, учебных заведениях) по разъяснению и соблюдению национально-религиозных традиций, реализации и защите конституционных прав женщин, эффективному противодействию попыткам деструктивных сил воздействовать на сознание женщин, вовлечь их в экстремистскую и террористическую деятельность; осуществление эффективной координации деятельности и обеспечение взаимодействия с женскими негосударственными некоммерческими организациями, мобилизация их усилий на осуществление мер по повышению роли женщин в процессах модернизации и демократического обновления общества, общественного и государственного строительства в Узбекистане».

В этих же целях каждому председателю махаллинского комитета выдали по помощнице, назвав ее консультантом по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания, в простонародье - женсовет. Ее часто задействуют, к примеру, в качестве арбитра в семейном скандале, при этом чаще всего, исходя из позиции «соблюдения национально-религиозных традиций», женсовет старается уговорить пострадавшую женщину терпеть и не разрушать семью, что бы в ней ни происходило, как бы ни жестоки были по отношению к ней муж и его родственники. Ведь местные традиции требуют от так называемого слабого пола всегда быть на вторых, а то и третьих ролях, обуздывать свои желания, ставить интересы мужа и его семьи выше собственных, покорно сносить все формы домашнего насилия и так далее.

Государство поддерживает такое отношение. Об этом свидетельствует, к примеру, требование нотариально заверенного согласия родителей и/или мужа для женщин до 35 лет, пожелавших выехать за пределы Узбекистана. Многим приходится еще и проходить собеседование с начальником районного отдела УВВиОГ (управления въезда, выезда и оформления гражданства) МВД.

Напомним, что ответственность за совершение уголовных преступлений жители Узбекистана начинают нести с 14 лет. В 16 лет, и ни на один день позже, гражданин обязан иметь паспорт, в 18 лет он становится избирателем. А вот решение о выезде за рубеж, оказывается, женщина не вправе принимать самостоятельно аж до 35 лет. А почему не до 40 или даже 55?


Накануне 8 Марта информагентство УзА пишет только о женщинах

Государственные органы объясняют это требование заботой о девушках, борьбой с торговлей людьми и попаданием в лапы заграничных сутенеров. Девушка должна доказывать и обещать, что за рубежом она не будет заниматься проституцией. То есть, узбекские власти априори считают каждую соотечественницу потенциальной проституткой.

Зато в период принудительной отправки женщин и юных девушек на сбор хлопка мнения родителей и мужа никто не спрашивает. Широко известно, что на полях трудятся преимущественно сельские женщины: достаточно взглянуть на многочисленные фотографии сбора хлопка в Узбекистане.


Правозащитница Елена Урлаева с девочкой-сборщицей хлопка. Правозащитники в Узбекистане - тоже, преимущественно, женщины...

Дискриминационным по отношению к женской части населения является и пенсионное законодательство Узбекистана. К примеру, согласно недавним поправкам, в трудовой стаж не будут засчитывать период, проведенный женщиной в декретном отпуске. Нововведение аргументируют тем, что пособие по беременности и родам не является объектом налогообложения для исчисления единого социального платежа и страховых взносов, и, соответственно, время нахождения работника в период временной нетрудоспособности по беременности и родам не должно учитываться при начислении пенсии (п. 64 приложения N1 к постановлению Кабинета министров от 8.09.2011 г. N 252)

Получается, государство ставит женщин перед выбором: либо реализуй свое природное предназначение без надежды на более-менее пристойную пенсию, либо работай, не прерываясь на беременность и роды. Мужчин Узбекистана, как видим, перед выбором между природным естеством и работой не ставят.


«Девушка с дутаром», Павел Беньков, 1947 год

Между тем, как мы уже писали, в Узбекистане от уплаты налогов полностью освобождены, согласно статье 180 Налогового Кодекса, «военнослужащие министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Службы национальной безопасности, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и таможенных органов; работники органов прокуратуры - по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей». В соответствии с президентским указом «О мерах по коренному улучшению социальной защиты работников судебной системы», «судьи Конституционного суда, судов общей юрисдикции и хозяйственных судов освобождены от налога на доходы физических лиц по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей». Однако эти категории работников имеют право на получение пенсии, причем, в немалых размерах и по выслуге лет, да и выходят на пенсию, начиная с 37 лет (после двадцати лет преданной службы), а если условия работы полевые или горные, то и раньше, тогда как общий срок выхода на пенсию составляет 60 лет для мужчин, 55 для женщин.

Страховые взносы за работников судебных и силовых структур вносит государство. Почему бы государству не поступать так и с родившими женщинами? А если это жесткий инструмент для сокращения рождаемости, почему он применяется только к матерям, но не к отцам?

Кстати, о сокращении рождаемости – еще пара слов. В Узбекистане с 1999 года действует тайная программа принудительной стерилизации женщин детородного возраста, причем, по неподтвержденным официально данным, нередко без ведома самих подвергающихся этой процедуре.

Следующий факт дискриминации женщин на государственном уровне – предоставление льгот при поступлении в вуз отслужившим в армии юношам. Согласно постановлению президента «О дополнительных мерах по совершенствованию системы льгот гражданам, отслужившим срочную военную службу в Вооруженных Силах Республики Узбекистан» от 31 мая 2012 года, при поступлении в вузы вернувшиеся из армии граждане получают льготные баллы в размере 25 процентов от их максимально возможного количества, что существенно. Девушкам же таких льгот не видать.

Возможно, дело в том, что в правоохранительных структурах и других органах власти работают в подавляющем большинстве мужчины, а на соотечественниц они смотрят, как на людей второго сорта. Женщины преобладают в школьных, дошкольных, медицинских учреждениях. Зарплаты там невелики, следовательно, пенсии также малы. Можно, конечно, возразить, что военные защищают родину, но ведь воспитание детей и лечение людей не менее важно для государства. Или как?

Тем временем президент Ислам Каримов «от имени всех мужчин нашей страны» выражает женщинам «огромное уважение и признательность», желает, «чтобы сбылись все ваши заветные мечты, осуществились благородные устремления и надежды». Заявляет, что «наш народ всегда с особой любовью и почтением относился к своим матерям, сестрам, спутницам жизни. Но именно в годы независимости столь трепетное отношение к женщинам, понимание того, насколько они дороги и близки нам, всесторонние внимание и забота о них обогатились новым, еще более глубоким содержанием».

Нет, мы не хотим испортить вам праздник. Мы хотим, чтобы декларируемые утверждения и обещания не расходились с реальным положением дел.

Соб. инф.

Международное информационное агентство «Фергана»