Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

С помощью Бога и огня: К 70-летию риштанского керамиста Шарафиддина Юсупова

С помощью Бога и огня: К 70-летию риштанского керамиста Шарафиддина Юсупова

Текст и фото: Сид Янышев (Ташкент). Больше фотографий - на странице в «Галерее.Ферганы.Ру».

В Центральном выставочном зале (ЦВЗ) Академии художеств Узбекистана 27 мая открылась персональная выставка ляганов (традиционной на Востоке посуды для употребления плова) знаменитого керамиста Шарафиддина Юсупова из Риштана – города и района в Ферганской области, центра среднеазиатской керамики. Выставка приурочена к 70-летнему юбилею мастера. В экспозиции ЦВЗ представлено триста изделий: двести изготовлены Юсуповым специально для выставки в последние три месяца, сто – из коллекции Академии.

«Паганини из Риштана»

Наккош (мастер по росписи керамики), дипломант ЮНЕСКО Шарафиддин Юсупов, чьи работы украшают сегодня стены Эрмитажа, Российского этнографического музея, московского Музея искусства народов Востока и музея-усадьбы «Кусково», – керамист в седьмом поколении. Истоки его творчества восходят к традициям риштанских мастеров конца XVIII столетия.

Как рассказывает Юсупов, традиционная технология изготовления керамических изделий очень трудоемка. Сначала глину формуют, выкладывая на гипсовую основу, имеющую форму лягана. Затем полученное изделие высушивается в естественных условиях - в тени или на солнце, - и грунтуется белым ангобом – жидкой глиной. Узоры поверх ангоба наносятся красками, изготовленными из окиси кобальта, меди и железа.

На раскрашенное изделие наносится бесцветная глазурь из свинцового глёта - оксида свинца. В завершение будущий ляган закладывается в печь для обжига. Его качество во многом зависит от температуры (не менее тысячи градусов) и времени (восемь-десять часов) обжига. По словам Юсупова, ни один мастер заранее не может гарантировать, что его произведение после этого этапа получится достаточно хорошим.


«Ты можешь быть хоть десять раз великим мастером, но когда ты заложишь изделие в печь, ты - никто. Тут имеют значение два фактора: Бог как суть природы и твое личное везение, - рассказывает мастер. – Раньше ведь у керамистов не было термометров и часов – всё делали на глазок. Так и сейчас: независимо от приборов, ты сидишь у печи и смотришь в огонь. И если температура окажется на 20 градусов ниже положенного или хоть чуть-чуть передержишь, ляган будет испорчен».

В древности печи для обжига керамики растапливали с помощью дров – преимущественно из дерева тал, сейчас печи работают на газе. Как известно, дефицит газа является одной из самых актуальных бытовых проблем в Узбекистане. Керамисты ее решают, по словам Юсупова, при помощи газовых баллонов. Чтобы тепло из печей не уходило наружу, а полностью использовалось для обжига, мастера изолируют их китайской стекловатой.

Что касается узоров, которыми украшены ляганы Юсупова, - чаще всего это, к примеру, традиционные для произведений народно-прикладного искусства Востока кумганы (сосуды для хранения воды) и плоды граната. Издревле ляганы с изображением кумганов дарили молодоженам с пожеланием, чтобы в молодой семье всегда была вода. А гранаты, заполненные сладкими зернами, символизировали пожелание щедрого потомства - детей.


Шарафиддин Юсупов со своими ляганами

Если технология изготовления керамических изделий и нанесенные на них узоры являются традиционными, в чем же принципиальное отличие ляганов Юсупова от тех, что созданы руками сотен риштанских мастеров? По словам мастера, все дело в его личных способностях, таланте. Недаром известный узбекский искусствовед Акбар Хакимов назвал Юсупова «Паганини из Риштана».

«Допустим, мы оба с вами окончили один и тот же вуз, но вы пишете хорошо, а я плохо, и мое письмо читать невозможно. Так же и в работе над керамикой – все дело в том, какой у тебя багаж, - считает Юсупов. – Талантливым керамистом нужно родиться».

«Гениальный мастер росписи»

Такого мнения о творчестве Юсупова придерживается искусствовед, заместитель генерального директора Академии художеств по научной работе Людмила Кодзаева.

«Он – один из тех мастеров росписи, кого поцеловал Бог, - говорит Кодзаева. – Есть масса мастеров в Риштане, и среди них очень много талантливых. Но есть индивидуальности, которых узнаешь с полувзгляда, и таким художником является Юсупов, чья пластика рисунка, конечно, необыкновенная».

По мнению искусствоведа, его роспись бело-голубой ишкоровой или зеленой ангобной глазурью заметно отличается от массовой, тиражной продукции, которой сейчас заполнен рынок, называемый риштанским.


Искусствовед Людмила Кодзаева

«Сейчас много суррогата, Риштан Риштану рознь, - считает Кодзаева. - Шарафиддин – мастер, который следует традиции. Тут все имеет значение: и качество керамики, и качество обжига, и качество глазури. Это, конечно, талант, который дан немногим».

На вопрос, почему именно Риштан славится талантливой керамической школой, Кодзаева вспоминает поговорку, относящуюся к этому району Ферганской долины: «Копни в любом огороде, и ты найдешь хорошую глину». Риштан – это близость к источникам производства, то есть горным ландшафтам, где произрастает экологически чистая трава, с одной стороны, непригодная к употреблению скотом, а с другой – самая лучшая для изготовления ишкоровой глазури, составляющей главную особенность риштанской керамики.

Четвертого июня персональная выставка Шарафиддина Юсупова откроется в Центральном доме художников в Москве.


Текст и фото: Сид Янышев (Ташкент). Больше фотографий - на странице в «Галерее.Ферганы.Ру».

Международное информационное агентство «Фергана»