Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Александр Филиппов: «Шесть правительств за шесть лет? В Кыргызстане этого не будет»

Александр Филиппов: «Шесть правительств за шесть лет? В Кыргызстане этого не будет»

В Кыргызстане продолжают подсчитывать точные результаты выборов в Жогорку Кенеш (парламент), учитывая зарубежные участки. Окончательные итоги ЦИК обещал подвести в течение двух недель, но общий расклад сил уже вполне понятен: в парламент проходят шесть партий, на первом месте - Социал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК).

Между тем, в ночь подсчета голосов на пресс-конференции в штабе социал-демократов прозвучал ироничный вопрос: в прошлом созыве парламент состоял из представителей пяти партий, и правительство они формировали пять раз, поскольку коалиции большинства распадались. А если теперь партий шесть, то в стране за пять лет придется создать шесть кабинетов?..

Своим мнением на этот счет поделился российский аналитик, соучредитель Международного института гуманитарно-политических исследований Александр Филиппов.

– Полагаю, подобный вариант безусловно исключен. Шесть правительств за шесть лет, или даже три или четыре правительства – это совершенно не то, чего ждет от своих политиков Кыргызстан. Тем более, в непростой экономической ситуации на всем постсоветском пространстве. Могут возразить, что политикам, особенно сразу после избрания, не всегда есть дело до мнения своих избирателей. Не хочу обсуждать моральные качества вновь избранных депутатов. Но есть ведь еще и прагматичный расчет.

Дело в том, что в новом парламенте, если его сравнить, так сказать, с акционерным обществом, контрольный пакет, разумеется, у СДПК. Чем больше акционеров состоит в ЗАО, тем меньше контрольный пакет, это азбука. Но есть и чисто политические факторы.

Оппозиция, которая способна играть в самостоятельные политические игры, – партии «Республика» и «Ата-Мекен» - друг с другом никогда не договорятся. Их лидеры давно враждуют, и именно «Ата-Мекен» в 2012 году выбил Омурбека Бабанова, лидера «Республики», из кресла премьер-министра. Следовательно, шансов создать свою коалицию с привлечением кого-то из небольших партий у них просто нет.

С другой стороны, ни для кого в стране не секрет, что именно СДПК президент Кыргызстана поручит формирование коалиции большинства в Жогорку Кенеше (а она уже, в свою очередь, создаст новое правительство). Социал-демократическая партия Кыргызстана успешно выполняла эту роль и в более сложных условиях во времена пятого созыва, когда еще не имела статуса самой многочисленной фракции в парламенте. Будет совершенно нелогично, если теперь переговоры о создании коалиции возложат на кого-то другого. То есть, кого еще позвать в эту коалицию, будут решать социал-демократы. Причем выбор будет широкий.

Александр Филиппов
Омурбек Бабанов уже сделал заявление о том, что хотел бы войти в коалицию большинства, тем более, что программы партий СДПК и «Республики», оказывается, «очень близки». «Идейно близким» социал-демократам оказался и лидер партии «Онугуу-Прогресс» Бакыт Торобаев – судя, опять-таки, по его сегодняшним заявлениям. «Мы видим, что в парламент вошли несколько партий во главе с СДПК, которые так же, как и мы, являются созидательными. Естественно, с ними нам будет проще найти общий язык», - успел отметить Торобаев уже на следующий день после закрытия участков.

Ну, а кандидаты от новоявленной партии «Кыргызстан» с самого начала на всех встречах с избирателями заявляли, что являются «союзником» и чуть ли не дочкой президентской партии, чем вызывали у кандидатов от СДПК раздраженную реакцию: они не раз заявляли, что ни «дочек», ни «внучек» у их партии нет. То есть, «Кыргызстан», можно сказать, просто спит и видит, как бы вступить в такой союз. «Бир бол», еще одна партия, преодолевшая семипроцентный барьер, также, вероятно, не откажется от возможности послать своих представителей в правительство страны. Бирболовцы, как и их коллеги из «Кыргызстана», затратили на свою кампанию значительные суммы, и просто дюжина мест в парламенте никак не компенсируют их затраты – только посты в правительстве.

Что же принципиально изменилось по сравнению с предыдущим созывом? Раньше любые три оппозиционные партии могли создать коалицию без СДПК вообще. Сейчас такой возможности не будет: просто не хватит голосов.

Раньше партии могли себе позволить покинуть коалицию в любой момент – мол, куда без нас денутся? Все равно в новую коалицию позовут… Теперь «банк держат» социал-демократы, и они пригласят в коалицию большинства только тех, кого сочтут нужным, и при необходимости смогут безболезненно расстаться с любым партнером – на замену есть еще, как минимум, два приемлемых варианта. Зато сами партнеры по коалиции, понимая это, будут держаться за свое место в этом союзе не то что обеими руками, но еще и зубами. Потому что в предстоящие пять лет второго шанса поучаствовать в создании правительства Кыргызстана у них, скорее всего, может просто не оказаться.

Таким образом, нетрудно с большой долей уверенности предсказать, что и коалиция большинства в парламенте, и, как следствие, правительство Кыргызстана окажутся вполне устойчивыми и не будут распадаться по прихоти кого-то из взбалмошных партийных лидеров.

Вместе с тем, отказавшись от соблазна надавить на электорат, руководство Кыргызской Республики сохранило для страны на мировой арене имидж наиболее демократичной страны региона (и едва ли не всего постсоветского пространства), не боящейся реальных, конкурентных выборов. На любой вопрос об административном ресурсе ему теперь можно с полным правом ответить: хотели бы его применить, так сделали бы себе 65 мандатов, а не 38, как сегодня. Что против этого можно возразить в стране, которая пережила несколько сфальсифицированных полностью выборов и референдумов при предыдущих правителях?

Интересно, что даже бывший киргизский министр Эдиль Байсалов, известный критик нынешней власти в Кыргызстане, назвал последние выборы «мирной демократической революцией». Это очень симптоматично. Тем более, что и для агитации в ходе этой выборной кампании ни одной партии никаких административных препятствий не чинили. Таким образом, можно констатировать, что по итогам кампании 2015 года позиции президента Алмазбека Атамбаева и его партии серьезно укрепились, причем без использования приемов, характерных для соседних с Кыргызстаном государств.

Соб. инф.

Международное информационное агентство «Фергана»

Статьи по теме: