Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

По иронии судьбы. Как медресе стало тюрьмой, а тюрьма — колледжем

По иронии судьбы. Как медресе стало тюрьмой, а тюрьма — колледжем

Здания, как люди: у каждого - свой возраст, своя судьба, темные и светлые периоды истории. А иногда их судьбы пересекаются. Так пересеклись истории двух сооружений в Канибадаме — городе на севере Таджикистана. Одно из них было сотворено зодчими начала XIX века, другое построено в советскую эпоху. Но как первому, так и второму в разные периоды своего существования пришлось принимать в своих стенах и студентов, и преступников.

* * *

В текущем году медицинский колледж города Канибадама, что на севере Таджикистана, будет отмечать 30-летие со дня своего образования. Но мало кто из студентов и преподавателей знает, что здание, в котором ныне располагается медицинский колледж, когда-то было пенитенциарным учреждением.

Оно было построено в начале 1960-х годов. Сначала в нем находилась мужская исправительная колония. Затем ее переселили в город Ура-тюбе (ныне Истаравшан), а в этом здании в 1965 году разместили детскую исправительную колонию, которая функционировала вплоть до 1987 года. Сюда свозили со всех концов республики несовершеннолетних, совершивших правонарушения. Ежегодно здесь отбывали наказание от 170 до 200 детей. Внутри здания находились библиотека, баня. Условия содержания здесь были суровыми — детей редко выводили на прогулку, только самым послушным и доверенным ребятам разрешали выходить во двор и убрать прилегающую к зданию территорию.

- В советское время в Уголовном кодексе было много статей, по которым осуждали молодых людей. Постепенно некоторые статьи были убраны из кодекса, что привело к сокращению числа осужденных детей. К середине 1980-х годов количество отбывающих наказание в колонии сократилось до пары десятков человек, поэтому в 1987 году власти приняли решение о ликвидации этого исправительного учреждения. Спустя год после реконструкции здание было передано в распоряжение медицинского колледжа. До этого он находился в строении, которое сейчас занимает педагогический колледж города Канибадама, - рассказывает историю колледжа его преподаватель Гулсара Джураева.


Ворота в медколледж Канибадама. Фото © «Фергана»

История одного медресе

Здание медицинского колледжа расположено рядом с бывшим медресе «Ойим». Это медресе (мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней школы и духовной семинарии. – Прим. «Ферганы») за период своего существования тоже пережило немало зигзагов судьбы. Несколько раз менялись его статус и назначение.

Авторы книги «Архитектурные и исторические памятники города Канибадама» Г.Бободжонова и Г.Бозорова пишут, что в конце XVIII века в целях спасения от гнета кокандских ханов и в поисках приюта в город Канибадам вместе с дочкой Бибиойим бежал этнический таджик, богослов Домулло Олим (домулло — ученый человек, учитель духовной школы. – Прим. «Ферганы»), известный в религиозных кругах как Эшонбобо. Он остановился на северной окраине города, где был родник. C помощью местных жителей он построил себе маленький дом, который заодно стал служить мечетью, а Домулло Олим занялся преподаванием канонов ислама для местных жителей.

По утверждению большинства историков, медресе «Ойим» было построено в 1820-е годы на том месте, где жил Домулло Олим. Оно находится около старой дороги, ведущей к селу Патар близ города Канибадама. Некоторые историки полагают, что медресе построил Домулло Олим и назвал его в честь своей единственной дочери Бибиойим. По другой версии, здание медресе было построено под руководством самой Бибиойим, которая унаследовала от отца определенное состояние. Впоследствии Бибиойим преподавала в этом же медресе девушкам.

В упомянутой нами книге говорится, что Бибиойим построила медресе за счет доходов, поступавших ежегодно с земель, которые ученики и последователи Домулло Олима засеивали аграрными культурами, а деньги от реализованного урожая отдавали в казну мечети. Медресе имело 25 худжра (комнат). В его дворе были вырыты два хауза (бассейна). Во входной части медресе располагались две большие комнаты, служившие учебными классами для девушек и юношей. В программу медресе были включены занятия по арабскому и персидскому языкам, толкования Корана, Хадисов и других религиозных книг, изучение наследия классиков — Хафиза, Бедиля.


Медресе «Ойим». Фото © «Фергана»

До Октябрьской революции медресе «Ойим» было одним из двух учебных заведений в Центральной Азии, где помимо мужчин образование получали и женщины. Несомненно, это медресе сыграло важную роль в просвещении женщин. Здесь училась известная узбекская поэтесса Нодира — жена Умар-хана, правителя Коканда, покровителя литераторов и ученых.

Из научно-культурного центра - в колонию

В период своего существования медресе «Ойим» превратилось в один из крупных научно-культурных центров и место проведения праздничных мероприятий. Жители Канибадама отмечали здесь праздники Рамазан и Курбан-байрам. В праздничные дни на территории медресе в больших казанах готовили разные блюда и угощали ими местное население. Бибиойим, насколько могла, помогала ученикам медресе, больным и малоимущим.

Некоторые историки говорят, что помимо указанного медресе Бибиойим построила еще одно медресе в районе нынешнего городского рынка Канибадама. Но оно не сохранилось, и когда было разрушено — неизвестно. Домулло Олим при жизни завещал своим ученикам похоронить его в одном из уголков мечети. Они выполнили его просьбу. Бибиойим скончалась в 83-летнем возрасте. По ее завещанию, она была похоронена во дворе медресе рядом с могилой отца. Вокруг двух могил из жженого кирпича был построен мавзолей. После смерти Бибиойим обучение девушек в медресе прекратилось.

Стоит отметить, что медресе «Ойим» как научно-теологический центр пользовалось большой популярностью в Центральной Азии. Сюда приезжали обучаться жители со всей Ферганской долины. За более чем 100 лет функционирования медресе его окончили тысячи мужчин и женщин. Историкам и богословам известны имена многих мударрисов (преподаватель медресе, знаток юриспруденции и этико-правовых норм ислама. – Прим. «Ферганы»), преподававших в медресе «Ойим»: Домулло Комилходжа, Мулло Бобоходжа Бузургходжаев, Махсуми Абунаср, Эшони Мулло Халимхуджа, Эшони Ходжи Бурихуджа, Мулло Мирвали, Эшони Хамза, Махсуми Убайдуллоджон, более известный как поэт Гурбат Махсум.

Во время сталинских репрессий Махсум был объявлен врагом народа. Но до последних дней своей жизни он работал мударрисом. Во время установления советской власти в Канибадаме, когда начались преследования представителей духовенства, науки и культуры, Гурбат Махсум сложил имевшиеся в медресе книги в два мешка и захоронил их на старом кладбище, которое находилось вблизи медресе, чтобы спасти их от сожжения.

В 1931 году медресе «Ойим» полностью прекратило свою деятельность и было превращено в школу нового метода обучения — «мактаби джадидия». Через некоторое время школа была преобразована в клуб художественной самодеятельности колхоза «Москва» (ныне хозяйство имени Энаджон Бойматовой). А в июне 1941 года решением исполнительного комитета народных депутатов города Канибадама медресе «Ойим» было преобразовано сначала в исправительную колонию для взрослых, а затем — для детей. Был разрушен мавзолей Домулло Олима и Бибиойим. В начале 1960-х годов колонию перевели в специально построенное для нее здание. Теперь это и есть здание медколледжа города Канибадама.


Во дворе медресе-музея. Фото © «Фергана»

В новом качестве

До начала 1990-х годов сооружения медресе стояли бесхозными. Только в 1992 году по инициативе заведующего отделом культуры города Канибадама Нумонджона Рахимджонова вопрос о реставрации и возрождении медресе «Ойим» был поднят на правительственном уровне. По настоянию тогдашнего министра культуры Таджикистана Ато Хамдама, в тот же год в Канибадам приехала группа специалистов, которые в течение месяца занимались проектированием реставрационно-восстановительных работ этого исторического памятника. Однако из-за гражданской войны только в 1997 году эти работы, наконец, были начаты. С тех пор медресе «Ойим» включено в список особо охраняемых исторических памятников Таджикистана, и ему придан статус государственного учреждения «Музей “Ойим”».

- Когда-то родители с большой охотой вели своих детей в медресе «Ойим», чтобы они получили знания и стали образованными людьми. А затем наступили другие времена, когда местные жители не позволяли своим детям даже проходить мимо здания медресе, ссылаясь на исходящую от него негативную энергетику. Это было в те годы, когда медресе служило тюрьмой. Теперь жители нашей республики вновь приходят в медресе, чтобы полюбоваться архитектурными традициями начала XIX века и лучше узнать свою историю. Схожая судьба и у здания медицинского колледжа, которое в разные годы было и пенитенциарным, и образовательным учреждением. И хорошо, что в качестве последнего и осталось, - заключила Гулсара Джураева.

Азиз Рустамов

Международное информационное агентство «Фергана»