Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: В Сурхандарье по-бандитски снесли магазины, а правозащитниц объявили «врагами народа»

Узбекистан: В Сурхандарье по-бандитски снесли магазины, а правозащитниц объявили «врагами народа»

Ночью 9 июня город Шурчи (Узбекистан) подвергся самому настоящему бандитскому нападению. Спецназ окружил рынок «Шурчи дехкон бозори», куда въехала мощная строительная техника. Под командованием изрядно пьяного хокима (главы администрации) Шурчинского района Хайбуллы Маматкулова она стала сносить добротные магазины. Сносили все подряд – вместе с оборудованием, одеждой и продуктами. А у тех предпринимателей, которым удалось прорваться сквозь оцепление и что-то вытащить из-под ножа бульдозера, вещи тут же выхватывали и растаптывали в пыли. В итоге пострадало 70 владельцев магазинов. По их жалобе в Сурхандарью выехала группа «Бесстрашных» – правозащитница Елена Урлаева и независимая журналистка Малохат Эшонкулова.

О том, что происходило 9 июня в городе Шурчи, Эшонкуловой по телефону от имени пострадавших предпринимателей сообщила владелица одного из разрушенных магазинов Машал Паянова. Она же попросила журналистку приехать и убедиться в творимом местными властями беспределе. Эшонкулова вместе со своей бессменной напарницей – правозащитницей Еленой Урлаевой – ночью 22 июля выехали в Сурхандарью. К 9 утра они уже были в городе Шурчи и сразу направились в дом предпринимательницы Паяновой.

Среди пострадавших – много женщин

По словам Урлаевой, предпринимательница Паянова им сразу понравилась. Мало того, что очень красивая и добрая женщина, так еще местная активистка – помогает людям писать жалобы и отстаивать их права. И вправду, Паянова пользуется большим уважением в Шурчи – ее дом сразу заполнился предпринимателями, пострадавшими во время бандитского сноса. В основном пришли женщины. Эшонкулова, как профессиональный тележурналист, организовала видеосъемку, и каждая женщина по очереди высказалась по поводу беспредела, устроенного с ее магазином.


Малохат Эшонкулова берет интервью у пострадавших женщин-предпринимателей

Как выяснили правозащитницы, вместе с пьяным хокимом района при погроме рынка присутствовал еще и начальник милиции, но остановить беззаконие не пытался. Бандитский снос стоил каждому предпринимателю от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов сумов. Поэтому интервью получились очень эмоциональными и возбужденными.

Многие плакали, в том числе и дочь Эшниёза Рустамова – бывшего хокима Шурчинского района. Старик более 20 лет работал на своем посту, причем работал хорошо, и достойно вышел на пенсию, но и с магазином его дочери расправились так же, как со всеми.

«Вы здесь все – коровы»

Женщины рассказали правозащитницам о том, что сразу после сноса они стали писать жалобы в Генеральную прокуратуру, МВД, приемные президента – как в виртуальную, так и в народную. Но куда бы не поступали гневные письма из Шурчи, отовсюду их неизменно отправляли в приемную хокима Сурхандарьинской области Эркинжона Турдымова.


Жалоба пострадавших предпринимателей президенту Шавкауа Мирзиёеву по поводу незаконного сноса

Что же касается самого областного хокима, то он прояснил свою позицию в народной приемной Шурчинского района, где на днях выступал на большом собрании. Женщины-предпринимательницы пожаловались ему на незаконный снос и спросили насчет компенсации, на что Турдымов дословно ответил так: «Вы здесь все – коровы. Но у некоторых из вас, оказывается, начали расти рога. Так вот, я вам эти рога быстро обломаю. А, если у вас вырос гребешок, как у петуха, так я тоже его быстро оторву».

Но женщины в Узбекистане – отнюдь не коровы. И обиделись на слова хокима. А Паянова в своем интервью прокомментировала эти слова так: «Это что, получается, президент Шавкат Мирзиёев прислал к нам в Сурхандарью хокима Турдымова, чтобы нас оскорблять?».

При этом «Бесстрашные» выяснили еще ряд любопытных обстоятельств. Оказывается, спустя месяц после сноса «коровам»-предпринимательницам пришла бумага из областного хокимията о причинах ликвидации их магазинов. Якобы на территории Шурчинского рынка, в соответствии с постановлением тогдашнего президента Ислама Каримова от 22 мая 2015 года, должна быть проведена автотрасса. Но женщины этому не поверили. И не потому, что снос, действительно, был бандитским. Просто рынок «Шурчи дехкон бозори», во-первых, находится далеко от дороги, а, во-вторых, там уже начато строительство нового базара, хозяином которого является некий влиятельный человек.


Ответ из хокимията Шурчинского района о причинах сноса магазинов

Жалуешься – работаешь против страны

Наплыву женщин-предпринимательниц, желавших высказать свои обиды, помешала, как и следовало ожидать, милиция. Она появилась уже через 40 минут после прихода «Бесстрашных» в дом Паяновой и повезла правозащитниц вместе со всеми пойманными «на месте преступления» женщинами в Шурчинское РОВД (районное отделение внутренних дел).

По словам Урлаевой, так как беседа с женщинами велась по-узбекски, то она занимала больше пассивную позицию – только делала некоторые записи и фотографии. Поэтому основной психологический удар начальника РОВД Даврона Кенжаева пришелся на Эшонкулову, в которой тот узнал известную в свое время журналистку республиканского телеканала «Ёшлар» («Молодость»).

«Кенжаев стал проводить с ней профилактическую беседу, говорить, что мы – «враги народа», «продаем Родину за доллары», «позорим Узбекистан», «действуем против государства» и общаемся даже с такой «вражеской службой», как Би-Би-Си. Мол, «эти» из Би-Би-Си – настоящие провокаторы, а вы своей ложной информацией льете воду на их мельницу», - рассказывает Урлаева.

«А когда я сказала, что президент Мирзиёев призвал таких, как мы с Еленой, активно выступать с критикой властей, а Би-Би-Си в Узбекистане скоро официально откроет свой офис, то Кенжаев явно растерялся», - добавляет Эшонкулова.

Кстати, по словам «Бесстрашных», позже он признался, что этот цирк устроил не он сам – на него «давят сверху». Но женщин все равно попросили предъявить видеотехнику и флешки, откуда удалили все записи, которые даже не касались съемок в Сурхандарье. В то же время в РОВД с ними были обходительны – не били и не оскорбляли. А когда женщины сказали, что хотят есть, попросили купить самсу и протянули деньги, милиционеры даже оскорбились и тут же сбегали за самсой, купив ее за свой счет. После обеда правозащитниц вместе с предпринимательницами великодушно отпустили.


Елена Урлаева и Малохат Эшонкулова в Сурхандарьинской области под тысячелетней чинарой, внутри которой устроен небольшой музей

Под давлением

Но все изменилось после неожиданного телефонного звонка. Как говорит Малохат, милиционеры тут же вернули предпринимательниц на место, после чего с новой силой продолжили беседы на тему «Зачем жалуетесь?». «Бесстрашных» при этом не трогали.

Урлаева и Эшонкулова вернулись в дом Паяновой, где пробыли, в общей сложности, два дня. Дом предпринимательницы оказался окружен целым кордоном правоохранительных органов, а хозяйке постоянно звонили из милиции, после чего вновь забрали в Шурчинское РОВД. Там от нее стали требовать, чтобы она поскорее выгнала правозащитниц.

Давление при этом оказывалось и на остальных женщин, давших Эшонкуловой интервью. Первой сдалась та, у которой сын работает в школе милиции. Она слезно попросила журналистку не публиковать интервью, иначе сына уволят из милиции. Что касается Паяновой, то она не сдалась. Хотя, пока «Бесстрашные» были у нее дома, ей из милиции принесли извещение о том, что на нее возбуждено уголовное дело, и она привлечена по нему в качестве подозреваемой. После этого женщине стало плохо, и ей пришлось вызвать скорую помощь.


После допроса в милиции Машал Паяновой пришлось вызвать скорую


Извещение Паяновой о том, что она является фигуранткой уголовного дела

Будет ли в Сурхандарье праздник?

По дороге из Шурчи «Бесстрашные» заехали в соседний город, где узнали детали истории о бесчинствах вокруг сноса в Сурхандарьинской области уже от других предпринимателей. А заодно и отправили по электронной почте сохранившиеся фото- и видеоматериалы.

Пост Дарбанд на границе Сурхандарьинской области имеет славу самого свирепого в Узбекистане. Достаточно сказать, что проверка здесь еще строже, чем при вылете из Ташкентского аэропорта. «Нас там уже ждали, причем ждали целые сутки, поэтому налетевшие на нас сотрудницы поста были крайне злыми, - рассказывает Урлаева. - «Это они!» - закричали женщины, только завидев нас, после чего сходу стали объявлять нас «врагами народа» и искать фото- и видеоаппаратуру. Но Малохат сообщила им, что все уже размещено в интернете. После чего одна из сотрудниц разочарованно закричала своим коллегам: «Они уже все разметили в интернете!», и те дали нам беспрепятственно проехать в Ташкент».

По словам Эшонкуловой, беспредел в Сурхандарье творится под прикрытием самого хокима области Эркинжона Турдымова. «Нас бы там убили, если бы в эти дни Турдымов не был в отъезде – на праздновании 60-летия президента», - говорит Малохат. По словам журналистки, раньше Турдымов был хокимом Навоийской области, и когда его перебросили в Сурхандарьинскую область, население Навои откровенно радовалось – там даже зарезали по этому поводу баранов. Теперь, судя по всему, такого же праздника с нетерпением ждут и в Сурхандарье.

Соб. инф.

Международное информационное агентство «Фергана»