Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Куда уходят деньги студентов?

02.07.2009 01:03 msk, Елена Бондарь

Узбекистан Общество
Узбекистан: Куда уходят деньги студентов?

На фото: Ислам Каримов и студенты в атмосфере праздника. Фото с сайта ISCS.uz

В июне 2009 года Министерство высшего и средне-специального образования Узбекистана «обрадовало» студентов, обучающихся на платно-контрактной основе, новым, тридцатипроцентным повышением оплаты за обучение. Таким образом, за 2008-2009 учебный год стоимость среднего контракта выросла в вузах республики на целых 80%.

Руководство университетов Ташкента уже объявило своим студентам о новых расценках коммерческих контрактов на 2009-2010 учебный год. Увеличение платы составило 30% от предыдущей стоимости. С чем это связано, студентам никто объяснить не смог. Администрации вузов ссылаются на очередное «высокое решение» Минвуза.

«Технического оснащения факультетов практически никакого, ремонт зданий - косметический, парты в аудиториях еле держатся, а стулья разваливаются. За что мы должны платить такие деньги? – вопрошают студенты.

Напомним, что в сентябре 2008 года студентов уже шокировали 50-процентным увеличением оплаты. Это объяснили следующим образом. В 2008 году на официальном сайте Минвуза Узбекистана было опубликовано постановление, гласящее, что абитуриенты 2008-2009 года, независимо от формы обучения (грантовой или платно-контрактной) - платить в первый год обучения не будут. Так узбекские власти поздравили абитуриентов с «Годом Молодежи».

Со всех же других - уже учащихся на тот момент студентов - специально собирали заявления-расписки о том, что они согласны на 50-процентное повышение стоимости своего контракта, дабы вновь прибывшие первокурсники в 2008-2009 учебном году обучались бесплатно, - рассказывают сами студенты.

Впрочем, вскоре этот вопрос был пересмотрен. Государство решило, что такой подарок стоит казне слишком дорого, и его отменили. Только студенческий контракт ровно в половину все же был повышен. Более того, Минвузу и этого показалось мало. Ровно через полгода, в июне 2009 года, контракт повышают еще на 30%.

С чем связан такой скачок в цене, никто не объяснил. Студентам пришлось доплачивать разницу в стоимости, даже имея на руках справку о полной выплате контракта в текущем году. В противном случае, по правилам большинства университетов, пока не выплачена полная сумма, учащихся лишают стипендии.

Согласно данным с официального веб-сайта Министерства высшего и среднего специального образования Узбекистана, в 2008-2009 учебном году было выделено 58.000 мест по бакалавриату. Из них около 40.000 студентов были зачислены на платно-контрактной основе.

В среднем по республике стоимость контракта в этом учебном году составила 1.200.000 сумов в год. Таким образом, по неофициальным и оценочным данным, в копилку Минвуза поступило более 48 млрд. сумов (более 35 млн. долларов США).

Величина ежегодных выплат студентов, обучающихся на платно-контрактной основе, постоянно колеблется. Деньги вроде бы платят большие, а условий практически нет, то парты со стульями времен советского периода, то компьютеры в ресурсных центрах устаревшей модели. Куда и зачем уходят денежные средства?

По словам декана одного из вузов Ташкента, «контроль за поступлением денежных средств со студентов Узбекистана осуществляет Министерство Высшего и среднего специального образования совместно с кабинетом министров. Ежегодно к концу учебного года Минвуз пересматривает утвержденные ставки контрактов, пересчитывает и предлагает определенную величину повышения кабинету министров, который в свою очередь заверяет и утверждает ее».

Деньги Минвуз собирать умеет, и контролирует этот процесс он на славу. Как оказалось, он же контролирует и расходы вузов. Сотрудник одного из вузов на условиях анонимности рассказал нам об одной ситуации, свидетелем которой он был.

- Чтобы получить деньги, руководство каждого университета обязано составлять сметы. Там указываются суммы, необходимые учебному заведению, и их предназначение. Смета отправляется на рассмотрение в Министерство образования, которое в свою очередь, выполняя свои прямые обязанности, рассматривает заявки и подает на утверждение в кабинет министров. Только после этого университет может получить свои копейки на ремонт и оснащение. Может случиться и так, что Минвуз посчитает некоторые запланированные расходы «лишними» и ненужными, не дав на эти цели ни копейки.

- Однажды, - продолжает он, - мы коллективно с руководством университета составляли подобную смету. Мы включили в список покупку новых компьютеров, расходы на ремонт аудиторий и оплату мастеру за починку парт и стульев. Нам отказали. А знаете почему? Видите ли, в каком-то учебном заведении в городе Карши был запланирован капитальный ремонт здания. И наши деньги, якобы, ушли туда. Теперь нам просто за студентов обидно. Ведь мы зачастую не можем дать им качественное образование, потому что компьютеров на всех не хватает. Или детали в приборах устарели, или стул у кого-нибудь сломался, и половина занятия уходит на поиск свободного стула в других аудиториях…

Следует отметить, что в середине 2008 года на официальном сайте посольства республики Узбекистан в Таджикистане была опубликована статья, посвященная итогам «Года молодежи». Цитирую: «На строительство современных, хорошо оснащенных учебных заведений было направленно свыше 5 миллионов долларов как бюджетных, так и внебюджетных денежных средств».

С одной стороны звучит впечатляюще, сумма не маленькая. Но, учитывая ежегодную прибыль, которую приносят университеты Минвузу, эта сумма выглядит ничтожной.

По сути, экономическая выгода для государства должна быть не от сиюминутной прибыли от платных контрактов, а от того, что молодежь нации получит качественные знания и в дальнейшем принесут ощутимую пользу своей стране. Однако смогут ли нынешние студенты в будущем стать востребованными квалифицированными специалистами – под большим вопросом.

Согласно местным законам, студенты, обучающиеся за счет грантов государства, обязаны три года «отрабатывать» свой диплом в государственном учреждении. Утверждая данное положение, никто из вышестоящего начальства, видимо, не задумывался, нужны ли предприятиям республики новые кадры вообще. В итоге выпускники вузов приходят в государственное учреждение в надежде, что хоть там им выделят рабочее место и всему обучат, а в ответ слышат, что свободных мест нет. Для галочки, конечно, перед правительством, данное предприятие поставит штамп об отработке. Лишь бы потом их не тревожили. А на работу в итоге брать не хотят.

Недавно Uzmetronom опубликовал статью анонимного преподавателя. «При нынешней коррумпированной системе образования мы давно выдаем не дипломы, а пустые бумажки. Мы создали толпы необразованных бездарей с дипломами на руках. Теперь представьте, что эти люди работают во всех сферах и от них зависит судьба общества. Если мы не осознаем эту катастрофу, нас ждут десятки лет жалкой, нищей судьбы полуколониальной страны…», - пишет он.

В итоге деньги за обучение приходиться платить огромные, а после окончания вуза выясняется, что молодой специалист не востребован. И, закинув корочку диплома на самую дальнюю полку, большинству приходится зарабатывать на кусок хлеба тяжелым физическим трудом.

Елена Бондарь