Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Олег Карпов: «Видеоарт Узбекистана набирает обороты»

Олег Карпов: «Видеоарт Узбекистана набирает обороты»

Фото и видео - © «Фергана.Ру»

28 февраля 2010 года в ташкентском театре Марка Вайля «Ильхом» завершился V Международный Фестиваль Музыки и Визуальных Искусств «Black Box» («Черный Ящик»). В рамках фестиваля в течение восьми дней в выставочном зале театра проводился видеоарт-марафон, где были продемонстрированы фильмы «видеоартистов» Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Польши, США, Германии, Франции и Японии.

В выставочном зале театра «Ильхом» был сооружен черный «лабиринт», состоящий из четырех боксов, отделенных друг от друга перегородками, служащими одновременно и экранами, где ежедневно на протяжении нескольких часов в режиме нон-стоп демонстрировались видеофильмы участников арт-марафона.

Попытка передачи атмосферы «андеграунда», своеобразная иллюстрация «путешествия» по черному «лабиринту» отражены в снятом корреспондентом «Ферганы.Ру» видеоролике о фестивальном показе ряда работ «видеоартистов» Узбекистана, состоявшемся 25 февраля. В нем приняли участие более двадцати авторов, было продемонстрировано тридцать два фильма, в числе которых - несколько совместных работ известного фото-кинодокументалиста Умиды Ахмедовой, осужденной, и затем амнистированной узбекскими властями за свое творчество, и Олега Карпова – ташкентского режиссера, «крестного отца» фестиваля VideoArt.Uz, куратора нынешнего показа фильмов узбекских «видеоартистов».

Напомним, что в конце октября прошлого года по требованию Совета Обществ дружбы и культурно-просветительских связей с зарубежными странами, уникальный проект «Музей кино» был закрыт. Ранее «Музей кино» размещался в здании Совета, где регулярно, раз в два месяца, начиная с апреля 2007 года, и проводился фестиваль VideoArt.Uz. И хотя музей прекратил свое существование, это не могло заставить его бывшего руководителя и организатора фестиваля VideoArt.Uz Олега Карпова, награжденного в прошлом году премией имени Марка Вайля «Ильхом» в номинации «За новацию в искусстве», отказываться от своего проекта.

В интервью «Фергане.Ру» Карпов рассказал о нынешнем состоянии отечественного видеоарта и его направлениях:

Олег Карпов
Олег Карпов

- Несмотря на то, что с Закрытием Музея Кино мы потеряли место для постоянного проведения фестиваля VideoArt.Uz, творческих людей от этого меньше не стало, и наш видеоарт продолжает набирать обороты. В настоящее время в нем обозначились три основных направления: это видеоарт с «человеческим лицом», так называемый «двухсотдолларовый» видеоарт и «арт-джихад». Под «арт-джихадом» мы подразумеваем, в первую очередь, священную внутреннюю духовную войну. Бескомпромиссную войну, как с самим собой, так и со злом мира, но не с помощью автомата Калашникова, а посредством искусства.

Готовясь к фестивалю, мы поначалу хотели озвучить это направление в названии нашей фестивальной программы, но в итоге сознательно отказались от такого «радикализма», в силу вероятности того, что не все смогут правильно прочитать название программы и понять, что оно подразумевает.

Само же название этого направления, существующего уже достаточно долго, родилось в ноябре 2009 года перед 17-м фестивалем VideoArt.Uz, когда мы впервые попытались классифицировать различные течения узбекского видеоарта.

Параллельно сформировалось направление «двухсотдолларового» видеоарта, подпитываемого мини-грантами от Швейцарского бюро по культуре и развитию. Образцы этого направления представляют собой готовый к употреблению в Европе красиво упакованный недорогой своеобразный продукт в блестящей обертке. И это, условно, определено нами, как самое «правое» направление в узбекском видеоарте. В отличие от него, «арт-джихад» представляет собой «левое» направление – искусство, которое должно говорить о чем-то важном, о том, что нас реально волнует.

Флагом этого направления считается фильм ташкентского художника Саши Барковского «NEW ART», хотя сам Барковский, пытаясь соблюсти «политкорректность», мечтает попасть в разряд авторов видеоарта с «человеческим лицом», название которого говорит само за себя.

В «Ильхоме» мы хотели представить «арт-джихад» отдельно, и в прошлом году на фестивале «Black Box» была предпринята такая попытка в программе «Самые неполиткорректные ролики узбекского видеоарта», но тогда это не получилось по техническим причинам. Сегодняшняя программа никак не называется, и частично мы «разбавили» ее видеоартом с «человеческим лицом».

Собственно, все представленные в арт-марафоне фильмы бескомпромиссны, поскольку художники бескомпромиссно относятся к окружающему миру и обществу. Разной может быть только их позиция – представители направления видеоарта с «человеческим лицом» больше опираются на частную жизнь, внутренние переживания человека, в то время как «арт-джихад» более социален.

Добавлю, что организаторы фестиваля хотели поддержать нас с Умидой – мы «захватили» один из черных боксов, где все время «крутили» только наши фильмы.

* * *

По словам Карпова, на фестивале были представлены их совместные с Умидой фильмы «Суннаттуй» (обряд обрезания у мусульман – прим. авт.), «Прогулка на Луну», «Вечность и заложники-2», «Andijana Dreams», сделанные в разные годы. Напомним, что Умида Ахмедова недавно была осуждена за «клевету» и «оскорбление» узбекского народа, а затем амнистирована. Поводом для обвинения стали ее фотоальбом «Мужчины и женщины от заката до рассвета» и документальный фильм «Бремя девственности».