И в тесноте, и в обиде. Как пересечь границу Узбекистана и Киргизии и никого не прибить
Люди перед КПП «Достук»
На пропускном пункте «Достук» (узбекское название – «Дустлик»), расположенном на киргизско-узбекской границе недалеко от города Ош, выстроились огромные очереди. Каждый день границу здесь пересекают более 5000 человек, при этом люди вынуждены стоять в очередях по много часов.
Очевидцы рассказывают, что основные сложности с пропуском возникают на кыргызстанской стороне границы: пунктов паспортного контроля там почти в два раза меньше, чем со стороны Узбекистана – 13 и 24 соответственно.
Как далеко зашло дело, ясно уже из того, что 25 мая премьер-министр Кыргызстана Мухаммедкалый Абылгазиев лично дал поручение срочно устранить очереди на КПП «Достук». Случилось это после того, как по социальным сетям распространилось видео, на котором толпа людей пытается пробиться через металические ворота. Ясно видно, как во время штурма ворот под ногами толпы оказываются женщины.
Корреспондент «Ферганы» Шохрух Саипов отправился на пункт пропуска «Достук», чтобы на месте разобраться в сложившейся ситуации.
Жизнь на границе идет своим чередом. С утра каких-то особенных очередей как будто не наблюдается. Однако ближе к обеду здесь начинают скапливаться люди, которым нужно перейти на другую сторону.
Перед КПП «Достук»
Через первые ворота киргизские пограничники пропускают желающих быстро, чтобы избежать столпотворения. Однако это удается лишь отчасти: уже внутри пункта пропуска очереди выстраиваются перед входом в кабины, где проверяются документы и товары. Большинство людей, которые пересекают границу, это бизнесмены, везущие товары с Карасуйского рынка Ошской области. Рынок этот считается вторым по обороту во всей Киргизии.
Кроме торговцев, в очередях в основном стоят путешественники и граждане, направляющиеся в гости к родственникам. Здесь особенно ясно видны особенности народного товарооборота между странами. Если в Узбекистан по большей части вывозят бытовую технику, то обратно в Кыргызстан везут фрукты и овощи. Везут это все, как правило, в ящиках, что, конечно, не очень удобно.
«Мы бизнесмены, перевозим товары из Кыргызстана в Узбекистан, – говорит житель Андижана Рахматилло Абдраимов. – Сейчас стоим в очереди по несколько часов. Нам самим неудобно перевозить товары через границу таким образом. Если бы прямо здесь наладить перевозки, используя грузовики, было бы гораздо легче. Мы бы загружали их товаром, а сами быстро и удобно переходили через пропускной пункт».
Рахматилло Абдраимов
Пересекающие границу люди часто жалуются на то, что кыргызстанские пограничники и таможенники вымогают взятки.
По словам того же Рахматилло Абдраимова, если человек дает взятку пограничникам Кыргызстана, его пропускают внутрь без очереди. «Если вы даете деньги, вас сразу же пропустят, независимо от того, где вы стоите, впереди или в конце очереди» – объясняет бизнесмен.
«Когда мы привозим фрукты и овощи сюда из Узбекистана, киргизские пограничники нам препятствуют в переходе границы. За каждую коробку ты должен дать пограничникам 30 000 сумов. Если ты эти деньги им не даешь, они ведут себя очень грубо, выталкивают из очереди. Бывало, что и женщин выталкивали. Выход один – платить или давать часть из перевозимых тобой товаров», – говорит Рахматилло.
Если же бизнесмены пытаются жаловаться на произвол пограничников, их включают в негласный черный список. Людям, которые в него попали, в будущем пересечь границу будет гораздо труднее, чем остальным.
Рахматилло предлагает присваивать каждому человеку в очереди порядковый номер. По его мнению, это упорядочит переход границы и снизит количество злоупотреблений. Тогда появится возможность пересекать границу, «как люди, а не как бараны, как это происходит сейчас».
Люди с товарами перед КПП
Предприниматель уверен, что можно наладить нормальный проход людей через границу. Нет же таких очередей со стороны Узбекистана. Там пропускают людей по одному и не берут за это денег. Киргизские же пограничники, по словам Абдраимова, ведут себя совершенно безобразно. Им все равно, кто перед ними – молодой мужчина, человек в возрасте или женщина с ребенком: со всеми ведут себя грубо, всех ругают нецензурными словами.
На вопрос, готов ли Рахматилло декларировать перевозимые товары и платить полагающиеся по закону налоги, он ответил, что налоги платятся в Узбекистане при производстве товаров. Он полагает, что если платить налоги на товары еще и в Кыргызстане, тогда бизнес не будет приносить вообще никакой прибыли.
Тут к нашему разговору подключается другой бизнесмен, стоящий рядом в очереди.
«Пограничники на наши паспорта ставят печати где и как хотят. Бывает, что там, где должна стоять печать о переходе, ее не оказывается. Когда мы снова переходим границу, нам на это указывают. На этом основании вымогают деньги или грозят отправить обратно», – жалуется бизнесмен, показывая свой паспорт.
Мужчина демонстрирует штампы в паспорте
Среди бизнесменов в очереди не только торговцы. Есть тут владельцы маленьких цехов, производящих разные товары, в том числе, например, трикотажную одежду. У них тоже возникают проблемы с перевозкой товаров через границу.
«На границе просят по 50.000 сумов, – говорят они. – При этом даже разговора нет о том, чтобы товары задекларировать. Хотя мы готовы, мы не хотим нарушать закон».
Среди самодеятельных запретов пограничников встречаются и совсем смехотворные. Например, они не разрешают загружать товары на тележки, что, во-первых, удобнее, во-вторых, позволило бы очереди двигаться быстрее.
Однако не все винят в сложившейся ситуации работников КПП. Шукрулло Шерматов, торгующий фруктами и овощами на Ошском рынке, считает, что виноваты в первую очередь сами люди, пересекающие границу.
Шукрулло Шерматов
«Да мы сами не соблюдаем очередь, – говорит он, – лезем за ворота без всякого порядка. Какой-нибудь хитрец захочет пройти впереди всех и говорит, что он больной. Если ты такой больной, лежи дома, лечись. Больные даже в хадж не отправляются, а на рынок им, видите ли, можно. Некоторые вон, беременными себя объявляют, пересекают границу без очереди, а потом шастают по Карасуйскому рынку, как ни в чем ни бывало. Куда их беременность делась – рассосалась, что ли? Если соблюдать порядок, будем пересекать границу нормально, и всем будет удобно. А из-за этого хаоса в основном страдают старики и женщины с детьми. Если порядок будет соблюдаться, я готов хоть сутки стоять. Или вот еще, женщины и мужчины стоят в одной очереди. Это неудобно, начинаются претензии, ругань...»
И действительно, вдоль ограничивающих очередь сеток немало женщин. Некоторые из них держат товары прямо на плечах. Судя по всему, на каждую женщину приходится не меньше двадцати килограммов груза – а часто и больше.
Гульчирой Сатвалдиева
«Я каждый день с Карасуйского рынка перевожу в Андижан жайнамазы (молитвенные коврики. – Прим. «Ферганы») и каждый раз стою в очереди по 4-5 часов, – говорит жительница Хожабадского района Андижана Гульчирой Сатвалдиева. – Иногда и до 12 часов стоим, такое тоже случается. А из Андижана в Ош везу огурцы и клубнику. Лично у меня денег никто не просит, одна проблема – в очереди тяжело стоять, очень ноги устают».
Бизнесмены, пересекающие границу, жалуются, что им неудобно стоять с товарами в очереди. Они бы хотели, чтобы здесь организовали что-то вроде аренды тележек, куда можно загрузить товары и быстро перейти с ними границу.
Надо сказать, что поначалу разговаривать с нами никто особенно не хотел – не верили, что от этого может быть толк.
«Вы точно будете показывать свое видео? – спрашивает меня женщина. – Вы никогда не показываете людей, которые страдают, стоя здесь в очереди. О нас никто не думает, от нас хотят только денег».
В это время кто-то со стороны замечает, что денег никто ни у кого не требует. «Вот видите, – реагирует женщина, – стоит об этом заговорить, сразу же останавливают».
Однако все-таки продолжает свою мысль.
«Люди требуют, чтобы их права соблюдали – и это правильно. Надо их понять, они же страдают. К 8 утра приехали и до сих пор стоим, куда это годится!»
Кто-то из очереди пытается ее урезонить, говоря, что если начать жаловаться, им это припомнят на пропускном пункте: может быть, даже пограничники изобьют.
Женщина однако не умолкает, наоборот, возмущается.
«Кто вас изобьет, как? – говорит она. – Они же жизнь вашу не отберут, правильно? Надо говорить правду. Вот и журналисты приехали, а скажут ли правду – неизвестно».
Некоторые, впрочем, полагают, что все и так хорошо. Парень, стоящий в начале очереди, утверждает, что у него никто денег не требовал. Его зовут Шерзод, он возит из Оша в Андижан детские велосипеды.
«Народу просто много, а насчет денег – это ерунда, – заявляет он. – Я тут хорошо все знаю, границу пересекаю по три раза в день».
Шерзод
В доказательство своих слов он обращается к соседу, спрашивает, требовали ли с него деньги на границе. «Какие деньги, у меня и денег никаких нет», – уклоняется тот от прямого ответа.
Очередь с двух сторон огорожена сеткой – в основном для того, чтобы люди не выходили на автотрассу. В этом ограничении есть серьезные неудобства, главное из которых – невозможность покинуть очередь и вернуться назад. Люди часами стоят под палящим солнцем или дождем, не имея возможности отлучиться. Кое-кто справляет естественные надобности прямо тут, в баклажки, потом выбрасывает их подальше.
«Заставили все товарами, из-за них очередь не движется, – говорит немолодая женщина, держась за сетку руками. – Час здесь стою. У моей сестры инсульт, еле говорит, я сама болею. Едем на лечение в Маргилан. Хоть бы больных и стариков пропускали вне очереди...»
Кыргызстанский пограничник
Пограничник, стоящий внутри пропускного пункта, замечает, что их пункт рассчитан всего на 4-5 тысяч человек в день. Однако по официальным данным ежедневно через КПП «Достук» границу пересекает от 10 до 12 тысяч человек. Работать приходится круглосуточно.
Есть и такие, кто стоит в очереди с хорошим настроением и даже ожидание не может его испортить.
«Еду в Ташкент, хочу навестить дочку, – говорит 76-летная жительница города Ош Мархабатхон Рахматуллаева. – За последние 5-6 лет первый раз пересекаю границу. Раньше ни мы не могли к ним поехать, ни они к нам».
В этот момент ворота границы открываются. Человек примерно пятьдесят запускают внутрь, чтобы они могли пройти через пропускной пункт.
Очередь разделена. С левой стороны стоят люди с товарами – их пропускают довольно медленно. С правой стороны граждане без товаров, там очередь идет быстрее.
Очередь на КПП
Видно, что бизнесменам, которых держат дольше, приходится несладко, у некоторых терпение на исходе.
«Мы возим из Оша пододеяльники, границу пересекаем через день, – говорит жительница Хужабада Андижанской области Машхура Худаярова. – Стоим в очереди уже восемь часов. Восемь!»
На вопрос о возможных взятках, впрочем, ничего не отвечает.
Вообще, сообщения о получении взяток специалисты Государственной пограничной службы Кыргызстана опровергают, отмечая, что доказательств этому нет.
Более того, начальник КПП «Достук» Бакыт Зулпукаров заявил, что со взятками они борются с самого начала.
«На входе и выходе написаны номера телефонов доверия. Можно сразу позвонить. Кроме того, на каждом пограничнике есть бейджик с его фамилией и должностью. Можно сообщить его имя и фамилию» – уточнил он.
Магазинчики и обменные пункты перед КПП
По его словам, основная проблема заключается в очередях и тесноте, а вовсе не во взятках.
«Мы постоянно следим за этим. Пока таких фактов не было. Мы слышим, что деньги берут не пограничники, а посредники и водители такси, которые обещают провести через границу за деньги. Они думают о своих интересах, пытаются заработать деньги и очерняют наших сотрудников. Мы оградили территорию и ведем наблюдение», – говорит Зулпукаров.
Он отмечает, что в настоящее время на кыргызстанской стороне на КПП «Достук» работает 13 кабин. Из них на въезде в Кыргызстан – шесть кабин, на выезде в Узбекистан – семь кабин. При этом на узбекистанской стороне КПП работает 24 кабины.
Зулпукаров обещает, что вскоре на кыргызстанской стороне будут открыты дополнительные пункты, что позволит увеличить пропускную способность КПП. Вероятно, свою роль в решении проблемы должно сыграть и поручение премьер-министра Кыргызстана. Однако пока ситуация на пропускном пункте явно далека от нормальной.
Напомним, что после межнационального конфликта 2010 года Ташкент в одностороннем порядке закрыл границу. Чтобы перейти в соседнюю республику, гражданам требовались предъявить телефонограмму о смерти близкого родственника; позже стали пускать и на свадьбы, и другие праздничные торжества, но просто так пересечь границу было по-прежнему невозможно.
Однако 6 сентября 2017 года пункт «Достук» был вновь открыт для двустороннего пересечения границы. В церемонии открытия участвовали вице-премьер Киргизии Дуйшенбек Зилалиев и губернатор Андижанской области Шухратбек Абдурахманов.
С этого момента граждане двух республик получили возможность пересекать государственную границу в упрощенном порядке – для этого достаточно предъявить паспорт.
Шохрух Саипов, специально для «Ферганы», фото автора