Бишкек без головы. Арест, которого давно ждали
Албек Ибраимов. Фото с сайта Golosbishkeka.com
19 июля Государственный комитет национальной безопасности Киргизии задержал мэра Бишкека Албека Ибраимова. Нельзя сказать, что это стало для кого-то неожиданностью. После отставок и арестов других ставленников бывшего президента Алмазбека Атамбаева крах карьеры Ибраимова казался лишь делом времени. А какой крах может выглядеть более убедительным, чем преследование за коррупционные преступления? Впрочем, никто не утверждает, что обвинения в адрес мэра являются ложными: масштабы коррупции в Киргизии очень широки.
Друг президента
Ибраимов родился в 1967 году в Бишкеке, который тогда назывался Фрунзе. В 1994 году он окончил Бишкекский коммерческий колледж, а в 1998 году – Киргизский государственный национальный университет. С 1992 года будущий мэр параллельно с учебой работал на швейном предприятии, а в 1997 году начал карьеру в АО «Кыргызавтомаш», где к 2002 году дорос до должности исполнительного директора. В 2005 году Ибраимов впервые попробовал себя в роли чиновника, став советником министра промышленности, торговли и туризма. Но уже в 2006 году он ушел в бизнес. На почве частного предпринимательства Ибраимов достиг таких успехов, что в 2010 году был назначен генеральным директором свободной экономической зоны «Бишкек». В 2011-2012 годах он возглавлял корпорацию «Дастан». В 2012 году Ибраимов вновь пришел в политику, став заместителем руководителя аппарата президента Киргизии. И снова его чиновничья деятельность оказалась недолгой – уже в 2013 году он стал председателем правления бишкекского международного аэропорта «Манас». Этот пост он занимал до февраля 2016 года, пока бишкекский городской кенеш (совет) не избрал его мэром столицы.
Каким образом Ибраимов связан с Алмазбеком Атамбаевым, занимавшим пост президента Киргизии с декабря 2011 по ноябрь 2017 года? Многие СМИ сообщали о дружбе между политиками, но когда она могла зародиться? Ибраимов и Атамбаев не являются земляками и ровесниками – президент родился в 1956 году в селе Арашан Фрунзенской области (ныне – Чуйская область). Учился Атамбаев в Москве, где в 1980 году окончил институт управления имени Серго Орджоникидзе (ныне – Государственный университет управления). Карьеру он начал на должности секретаря в президиуме Верховного Совета Киргизской ССР, затем работал в Первомайском райисполкоме города Фрунзе. А вот после 1989 года Атамбаев ушел в бизнес, благодаря чему, вероятно, и состоялось их знакомство с Ибраимовым. В 1997-1999 годах будущий президент был генеральным директором АО «Кыргызавтомаш». Напомним, именно в это время в ту же компанию пришел работать и Ибраимов.
Дальше – больше. В 2005 году Атамбаев стал министром промышленности, торговли и туризма – именно тогда советником министра был назначен Ибраимов. Вместе они и ушли из министерства в 2006 году. В апреле-июле 2010 года Атамбаев был заместителем главы временного правительства по экономике – а Ибраимов возглавил свободную экономическую зону «Бишкек». И наконец, в годы президентства Атамбаева Ибраимов сначала стал работать в его администрации, затем стал руководителем столичного аэропорта, а потом был избран мэром столицы.
Албек Ибраимов и Алмазбек Атамбаев. Архивное фото пресс-службы президента Киргизии
Бунт преемника
Уход Атамбаева с поста президента в 2017 году, в отличие от двух предыдущих перемен власти в Киргизии, оказался относительно мирным. Во всяком случае, на этот раз обошлось без революции. Была предпринята попытка организовать нечто вроде операции «преемник», опробованной в России Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. Кандидатом на пост президента был выдвинут малопопулярный политик Сооронбай Жээнбеков, которого Атамбаев отрекомендовал следующим образом: «Я знаю его более 20 лет. Он никогда не предавал народ, был честен. А если Жээнбеков намерен поменять свои взгляды, ему будет хуже. Система не та, люди не те, и он это знает». У Жээнбекова сложилась репутация «ставленника Атамбаева», и в ноябре 2017 года он выиграл выборы. Атамбаев же решил возглавить Социал-демократическую партию Киргизии (СДПК), имеющую большинство мест в Жогорку Кенеше (парламенте) и пользующуюся репутацией «партии власти».
Однако уже в феврале 2018 года аналитики заметили первые признаки провала операции «преемник». На заседании Совета безопасности Киргизии Жээнбеков продемонстрировал, что способен спорить с Атамбаевым и расходиться с ним во мнении по ключевым вопросам. Если Атамбаев ранее утверждал, что в годы его правления ситуацию с коррупцией в стране удалось радикально изменить, то Жээнбеков обрушился с масштабной критикой на органы, в чьи обязанности как раз и входит борьба с коррупцией. За словами последовали дела – в конце февраля Жээнбеков уволил первого заместителя председателя Государственного комитета национальной безопасности, директора антикоррупционной службы комитета Дуйшенбека Чоткараева. Стоит ли говорить, что Чоткараев был назначен на должность при Атамбаеве и ранее заслужил его похвалы в связи с успешной деятельностью?
Назначение Атамбаева на пост главы СДПК при этом затянулось. О том, что он намерен возглавить партию, говорилось еще до его отставки. Первоначально съезд партии, на котором должны были утвердить нового лидера, был назначен на декабрь 2017 года, но впоследствии не раз переносился. Назначение в итоге состоялось лишь в конце марта 2018 года. В ту пору уже все аналитики открыто говорили о разногласиях между Жээнбековым и Атамбаевым. Любопытно, что на мартовский съезд партии не был приглашен депутат парламента от фракции СДПК Асылбек Жээнбеков, который приходится младшим братом президенту. Естественно, переход из категории «партии власти» фактически в оппозицию породил в СДПК определенные движения. Так, в июле 2018 года группа членов партии потребовала отставки Атамбаева. Но пока экс-президенту удается удерживать эти конфликты в неких рамках.
Албек Ибраимов и Сооронбай Жээнбеков на городском субботнике. Фото пресс-службы президента Киргизии
Кругом коррупционеры
Жээнбеков тем временем, как и обещал, начал активно бороться с коррупцией – причем довольно часто жертвами этой борьбы становились оставшиеся на высоких постах сторонники Атамбаева. В частности, под арестом с апреля находится мэр Джалал-Абада Салайдин Авазов, который был единственным высокопоставленным сторонником Атамбаева на юге Киргизии. Знаковым моментом стала отставка премьер-министра Сапара Исакова и всего правительства, состоявшаяся в апреле 2018 года. Исакова считали не просто ставленником, но даже «правой рукой» Атамбаева. А в начале июня суд заключил Исакова под арест по обвинению в коррупционных преступлениях. Почти одновременно в СИЗО оказался еще один соратник экс-президента – бывший глава администрации Бишкека и Государственной таможенной службы Кыргызстана Кубанычбек Кулматов.
Таким образом, действующий мэр Бишкека Ибраимов до недавних пор оставался фактически последним сторонником Атамбаева, занимавшим высокий пост. Но и под ним земля отчетливо шаталась. В мае в Бишкеке прошли митинги с требованием отставки Ибраимова и других сотрудников мэрии, а также роспуска городского парламента. Протестующие обвиняли городские власти не только в коррупции, но и в нарушении экологических и градостроительных норм. В середине июня Ибраимов впервые был вызван на допрос в Госкомитет нацбезопасности по делу о растрате, допущенной в 2012 году при поставке изделий для корпорации «Дастан». Тогда мэра еще рассматривали как свидетеля, но уже в конце мая было объявлено, что он стал подозреваемым.
Тогда же, в конце мая, было возбуждено дело по факту завышения цен при закупке саженцев для озеленения Бишкека. А 7 июля по подозрению в махинациях с землей были задержаны вице-мэр Бишкека Ренат Макенов и глава управления земельных ресурсов Урмат Мурзаканов. Вскоре после этого, 12 июля, председатель городского кенеша Алмаз Кененбаев объявил о созыве внеочередной сессии с целью выразить вотум недоверия мэру. Особое возмущение депутатов вызвал тот факт, что Ибраимов, несмотря на вышеупомянутые уголовные дела, ушел в отпуск – то есть фактически оставил мэрию в критический момент. 13 июля сессия была созвана, и вотум недоверия Ибраимову вынесли, причем единогласно. Но как раз из-за отпуска последующая отставка градоначальника оказалась затруднена. В стране разразились споры – может ли быть принято такое решение, пока мэр находится на отдыхе. В случае с обычными сотрудниками увольнение в период отпуска невозможно.
Земля и «Дастан»
Все споры оказались разрешены 19 июля, когда Государственный комитет национальной безопасности объявил: Ибраимов задержан. Сразу после этого стало известно, что премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев подписал распоряжение об отставке мэра.
В ГКНБ заявили, что Ибраимов проигнорировал и первый вызов на допрос в мае, и все последующие вызовы. При этом он вел себя грубо и высказывал угрозы – в частности, обещал оказать вооруженное сопротивление при попытке задержания. В ГКНБ считают, что под арестом Ибраимов окажется сговорчивее и ответит на вопросы по трем уголовным делам. Одно из них касается непосредственно его деятельности на посту градоначальника. По информации следствия, в 2017 году по указанию Ибраимова был проведен конкурс, в результате которого два земельных участка на юге Бишкека оказались оформлены на подставных лиц. Впоследствии участки по более высокой цене перепродали третьим лицам. Возможно, это то самое дело, в рамках которого ранее задержали вице-мэра Макенова. В его случае речь шла о махинациях с землей в 12-м микрорайоне Бишкека, который находится как раз в южной части города.
На заводе компании «Дастан». Фото с сайта Dastan.kg
Два других дела связаны с корпорацией «Дастан». Эта корпорация с 1993 года управляет единственным предприятием военно-промышленного комплекса в Киргизии – бывшим бишкекским Приборостроительным заводом имени 50-летия Киргизской ССР. В основном завод производит торпеды. В 2009 году Киргизия пообещала передать 48% акций «Дастана» России в счет погашения внешнего долга. Однако затем к сделке проявили интерес структуры, контролируемые семьей тогдашнего президента Курманбека Бакиева. В результате договоренности были сорваны, и Госдума РФ не ратифицировала сделку о списании долга. Через два года после свержения Бакиева, в 2012 году, Москва начала настаивать на увеличении своей доли акций «Дастана» до 75%, но в итоге правительства двух стран так и не пришли к консенсусу. Именно в тот драматический момент, в 2011-2012 годах, «Дастан» возглавлял Ибраимов. И именно при его участии, по версии следствия, на заводе были осуществлены сразу две нелегальные схемы.
Во-первых, предполагается, что при закупке неких необходимых заводу изделий Ибраимов получил от поставщика «откат» в размере $270 тыс. Изделия в итоге были закуплены по завышенной цене.
Во-вторых, следователи установили, что в 2013 году 100% акций принадлежащего «Дастану» ОАО «Пансионат «Солнечный берег» были проданы некоему гражданину. Цена пансионата была занижена на 47 миллионов 750 тысяч сомов ($698,9 тыс.). Кроме того, покупателю было переуступлено право требования долга за ремонт пансионата на сумму 24 миллиона 504,9 тысячи сомов ($358,6 тыс.). На днях в рамках этого уголовного дела уже был задержан председатель правления «Дастана» Юрий Васильев. Однако теперь в ГКНБ пришли к выводу, что Ибраимов, покинувший завод незадолго до продажи «Солнечного берега», тоже имел отношение к этим махинациям.
«Результат грязной травли»
О реакции мэра на задержание пока не сообщалось. Зато Алмазбек Атамбаев заявил, что не верит в объективность следствия. «Трудно вообще понять, как можно обвинить Албека Ибраимова за проект, который принес ТНК «Дастан» многомиллионные прибыли, а государству – первые в истории данного предприятия дивиденды», – добавил он.
Ранее экс-президент успел высказаться по поводу вотума недоверия Ибраимову. Он заявил: «Результат грязной травли Албека Ибраимова и политически мотивированного преследования был предсказуем». В дальнейших рассуждениях Атамбаев вспомнил и о других пострадавших соратниках. «Посмотрите, какую грязь льют, как мешают работе! Уже почти полгода. Причем все действующие лица понимают, что к борьбе с коррупцией никакого отношения все это не имеет. А после абсурдных обвинений и необоснованного уголовного преследования Сапара Исакова и Кубанычбека Кулматова, и особенно после прямого давления на экспертов по делу ТЭЦ, веру в справедливость потерять может любой человек», – посетовал экс-президент.
«Дело ТЭЦ», о котором говорит Атамбаев, было возбуждено после крупной аварии, произошедшей на ТЭЦ Бишкека в январе 2018 года. Тогда температура в квартирах столицы на неделю упала до 8-10 градусов. В число обвиняемых в нарушениях, допущенных при ремонте ТЭЦ и приведших к аварии, вошел, в частности, бывший министр энергетики и промышленности, а ныне депутат Жогорку Кенеша от СДПК Осмонбек Артыкбаев.
Ранее Атамбаев уже вступался за арестованных соратников. Он заявлял, что преследование Сапара Исакова и Кубанычбека Кулматова якобы организовали сторонники Райымбека Матраимова, более известного как Райым-миллион. Он занимал пост заместителя председателя таможенной службы, пока в 2017 году Исаков не уволил его. Прозвище Матраимова ясно говорит, что в коррупции его подозревали далеко не только Атамбаев, Исаков и Кулматов. Но допускали ли коррупционные нарушения они сами? Насколько справедливы обвинения в адрес всех остальных сторонников экс-президента, включая мэра Ибраимова? Трудно сказать, если учесть, что даже сами участники событий практически не скрывают политического оттенка происходящего. Можно сделать лишь один вывод: несмотря на то, что передача власти в Киргизии на этот раз произошла без революции, назвать политическую жизнь страны тихой и мирной вряд ли получится.
Татьяна Зверинцева