Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Не мешки ворочать. Кто следит за обещаниями киргизских политиков

01.10.2018 12:48 msk, Екатерина Иващенко

Политика Кыргызстан Интернет Общество
Не мешки ворочать. Кто следит за обещаниями киргизских политиков

Алмазбек Атамбаев и Сооронбай Жээнбеков. Фото пресс-службы президента Киргизии

26 сентября 2011 года в Киргизии стартовал проект Politmer.kg, который начал фиксировать обещания политиков. Это уникальный для региона ресурс, и как говорится в описании сайта, создан он был для «развития политической культуры в Кыргызстане».

Проект был запущен в преддверии президентских выборов 30 октября 2011 года, на которых победил Алмазбек Атамбаев.

С момента создания «Политмера» и до сентября 2018 года киргизскими политиками было дано 1300 обещаний. Из них выполнено лишь 312, не выполнено 260, исполнение еще 656 находится на контроле. Что же касается оставшихся обещаний, то мониторинг по ним приостановлен в связи с недостатком информации.

Искоренять, бороться и жаловаться

В первую очередь интересно было бы взглянуть, какие обещания дал, а, главное, выполнил ставший уже бывшим президентом Алмазбек Атамбаев.

За шесть лет своего правления Атамбаев успел дать 82 обещания. Причем обещать он начал еще до того, как победил на выборах. Например, в 2009 году он заявил: «Если, даст Бог, стану президентом, я думаю, дай Бог здоровье Нураке, сам приду к Назарбаеву, и попрошу обратно наше урочище «Каркыра». Потому что, объясню ему, «Каркыра» – это не просто кусок земли, территории, это душа и история киргизского народа». Президентом Атамбаев стал, но свое обещание не исполнил.

Как не исполнил и много других, в том числе не поднимать цены на электроэнергию, (потому что «это грех»), начать строительство нескольких новых ГЭС, искоренить пытки в пенитенциарной системе, бороться за свободу слова, наказать организаторов июньских событий 2010 года, увеличить объемы поливной земли на 50 тысяч гектаров, решить проблему нехватки школ, превратить страну из тупиковой в транзитную, пожаловаться Дональду Трампу на «Азаттык», построить в каждом районном центре физкультурно-оздоровительные комплексы, построить водохранилище в Араванском районе, войти в ТОП-40 индекса экономической свободы и в ТОП-30 стран Doing Business.


Обещания Алмазбека Атамбаева на портале Politmer.kg

Впрочем, выполненных обещаний за ним числится немало, а именно 44. Так, экс-президент обещал и построил здание столовой в роддоме в Кызыл-Кие, вывел американскую авиабазу, построил ЛЭП «Датка-Кемин», убрал из паспорта графу «национальность», ввел в календарь праздников День матери, не остался на второй срок (обещал это не один раз), повысил в полтора раза зарплату учителям, после решения спорных вопросов вошел в Таможенный союз, наладил авиасообщение между Киргизией и Монголией, ввел ипотеку для госслужащих.

Новый президент Сооронбай Жээнбеков почти за год своего правления (он вступил в должность 24 ноября 2017 года) дал больше обещаний, чем его предшественник за все время президентства, а именно – 90. Из них пока выполнил всего 14. Например, обещал первым своим указом присвоить звание героя Алмазбеку Атамбаеву – и присвоил. Кроме этого, Жээнбеков, как и обещал, снизил ставки ипотечного кредитования до 10%, разработал концепцию развития регионов, уволил главу дирекции дороги «Бишкек-Ош» за срыв графика ремонтных работ и выделил участок под создание технополиса для текстильного и швейного производства.

Из 76 обещаний, которые ему предстоит выполнить в оставшиеся пять лет, стоит отметить следующие: перевод госуслуг в электронный формат, пересмотр тарифов на электроэнергию, разработка генпланов для 31 города, строительство селехранилища на реке Бурана, реанимация простаивающих по всей стране заводов, строительство до 2026 года водопроводов в 657 селах и 22 городах, обеспечение в ближайшие пять лет всех областей чистой питьевой водой, сохранение за русским языком официального статуса. Кроме того, президенту придется окончательно решить проблему веерных отключений электроэнергии, в два раза увеличить количество детсадов, довести до прожиточного минимума размер пособий нетрудоспособным гражданам, провести чистку в рядах чиновников, судей и силовиков, победить клановость, решить проблему границ, поставить борьбу с коррупцией на первое место, до конца 2018 года открыть 52 новые школы, а к 2023 году в два раза увеличить доходы населения.


Обещания Сооронбая Жээнбекова на портале Politmer.kg

Обновили урны и ввели смайлик

Что касается остальных киргизских политиков, то пик их обещаний обычно приходится на предвыборные месяцы. И обещают они каждый раз практически одно и то же: открыть мясокомбинаты и другие заводы, построить ГЭС, лишить неприкосновенности депутатов, повысить пенсии, пособия и прочие субсидии, построить школы, сократить госаппарат, снести незаконные постройки вокруг Бишкека, посадить деревья, отменить веерные отключения электричества зимой, увеличить госбюджет, не фальсифицировать итоги выборов и так далее.

Что же они реализовали на практике? Прямо скажем, не самое сложное. Например, установили на улицах столицы 3.225 светодиодных светильника, повысили пенсии на 400 сомов ($5,8), наказали виновных в аварии ТЭЦ Бишкека и реконструировали ТЭЦ, обеспечили жителей Таш-Кумыра питьевой водой, навели порядок вокруг вокзала и Ошского рынка в столице, организовали wi-fi на центральной площади Бишкека, установили в столице 15 светофоров, обновили остановки и урны (опять же в Бишкеке), построили несколько школ и даже одну больницу, и, наконец, ввели кнопку «смайлик» в центрах обслуживания населения.

Отдельно надо сказать об обещаниях политиков помогать населению в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф - вроде схода селя или падения самолета. Обещать-то они в таких случаях обещают — когда хотят поддержки избирателя — однако выполняют обещания, только если становятся чиновниками и депутатами. Правда, в подобных ситуациях помощь государства пострадавшим все равно гарантирована, так что давая такие обещания, политики и чиновники все равно ничем не рискуют.

Politmer специально составил топ обсуждаемых, но не исполненных обещаний. На первом месте оказалось пресловутое «поднять экономику, пополнить бюджет». Затем – повышение зарплат и пенсий. Например, политики обещали увеличить зарплату сельским учителям до $400, однако до сих пор она не превышает $200. В тройке самых популярных обещаний – решение транспортного вопроса. Вопрос этот поднимается после каждого крупного ДТП, которые часто происходят в Киргизии.

Следующей в рейтинге оказалась рекультивация мусорного полигона в Бишкеке, рядом с которым уже давно живут люди. До сих пор там даже не начали сортировать мусор, хотя бывший мэр Иса Омуркулов обещал устанавливать в Бишкеке отдельные урны еще в 2013 году.

Следом идет обещание лишить привилегий депутатов – это политики обещают постоянно, но только до тех пор, пока сами не занимают кресла народных избранников. Ну и на последнем месте – ликвидация всех аварийных школ. Пока же аварийные школы не ликвидировали, да и обычных до сих пор не хватает .

Целых три обещания из 1300 перепали мигрантам. Им, во-первых, неоднократно обещали ввести двойное гражданство с Россией. Politmer поясняет, что «возможность официально оформить двойное гражданство России и Киргизии может дать только специальное соглашение, регулирующее данный вопрос. Несмотря на то, что пока между Кыргызстаном и Россией такого соглашения нет, лицам, имеющим паспорта этих стран, все же предоставляется возможность иметь оба правовых статуса одновременно. Но следует учитывать, что каждое из государств будет рассматривать лицо, имеющее два паспорта, исключительно как своего гражданина». Во-вторых, им обещали обеспечить в рамках ЕАЭС доступ к медицинским услугам и бесплатной медицинской страховке. Третье из данных мигрантам обещаний выполнено – омбудсмена обязали заняться защитой их прав.

Кадиллак лучше велосипеда

Подробнее о работе Politmer.kg «Фергане» рассказал корреспондент портала Дмитрий Денисенко.

– Мы собираем обещания тех политиков, которые живут на бюджетные деньги. Именно поэтому среди них нет духовенства или каких-то других известных в стране людей. Наша цель – отслеживать политические процессы, особенно в предвыборный период. Люди много чего обещают, а вот исполнение хромает. Мы – тот ресурс, который призван напоминать об обещаниях и информировать читателей, какие политики выполняют свои обещания и программы, а какие нет.

Таким образом, кыргызстанский избиратель или даже человек из другой страны может зайти на наш сайт и понять, что представляют собой отдельные политики и политическая система Киргизии в целом. Он сможет увидеть, что обещают эти политики, и что делают реально. На первом месте, конечно, у нас стоит избиратель, который, ознакомившись с нашей информацией, может сделать вывод, за кого ему лучше голосовать. Подобные сайты есть в России и на Украине, но в Центральной Азии мы единственные.

Мы также готовим аналитические материалы по актуальным темам. Например, когда в стране в очередной раз подняли тему государственного языка, мы подготовили материал о том, как в стране менялась ситуация с киргизским языком. Во время скандала с чиновницей из Министерства труда напомнили, что на парламентских выборах нынешняя глава министерства Таалайкуль Исакунова шла кандидатом в депутаты от партии «Кыргызстан» и, встречаясь с избирателями, пообещала ездить на работу на велосипеде. Избиратели ей поверили, и в 2015 году Исакунова получила мандат, а в 2016 заняла пост министра. Правда, согласно полученному от читателя видео, на работу она добирается не на велосипеде, а на Cadillac XTS за $44 тысячи.


Дмитрий Денисенко

– Как вы оцениваете работу политиков?

– Плохо. Лишь одно из 10 обещаний по предвыборным программам исполняется. Бывает, чиновники поступают по-хитрому: видят, куда движется страна, и обещают то, что вероятнее всего будет воплощено в жизнь. Например, рано или поздно «безопасный город» будет введен, поэтому его внедрение обещали не раз.

В целом же все обещают одно и то же: построить заводы, открыть цеха. Ну, а про исполнение говорит наша статистика.

– Вы напоминаете политикам о данных им обещаниях?

– Если у обещания нет дедлайна, мы ставим свой – от полугода до года - и отслеживаем. Как только приходит время исполнения, связываемся с тем, кто его дал. Мы постоянно находимся на связи с политиками. Звоним и рассылаем письма. Мы также собрали электронные адреса депутатского и министерского корпусов, аппарата президента и мэрии Бишкека и запустили почтовую рассылку, где указываем по пять выполненных и невыполненных обещаний и по десять тех, которые находятся под наблюдением. Кроме того, ежедневно отправляем от двух до десяти запросов. Фидбэк (отклик) мы получаем. Помощники депутатов и министров, а также пресс-службы ведомств отвечают на наши запросы, стараются показать, что обещание исполнено, но если не выполнено, они это признают.

– Исходя из вашего опыта, какова основная причина невыполнения обещаний?

– Смена руководителя, у нас часто меняются министры и другие чиновники. Например, мы можем обратиться в пресс-службу мэрии Бишкека и получить ответ, что обещание не выполнено, потому что мэр сменился (В Киргизии работает уже 30-й премьер-министр, а в Бишкеке – 15-й мэр. – Прим. «Ферганы»).

Иногда даже хорошо, если обещание не выполняется. Например, член одной из партий пообещал ввести смертную казнь за педофилию. С одной стороны, педофилов надо наказывать. С другой, мы понимаем, как это может отразиться на демократическом облике страны.

– Я заметила, что очень много обещаний, как выполненных, так и нет, касаются Бишкека.

– Дело в том, что в столице легче отследить, что исполняется, а что нет. Мы отслеживаем те обещания, которые прошли в СМИ, то есть были зафиксированы. У нас в стране жизнь в регионах отслеживается мало, да и политическая жизнь активнее в столице, поэтому так много обещаний касается Бишкека.

– Какие обещания вызвали наибольший интерес и как-то повлияли на ситуацию в Киргизии?

– Важным стало общественное обсуждение вырубки деревьев в Бишкеке. Тогда многие политики обратили внимание на проблему и обещали предотвратить вырубку. Что-то было сказано политиками ради популизма, но в итоге это сработало на благо горожан.

Волна обсуждения прошла во время инициирования проекта «Таза Коом». Когда Сапар Исаков только стал премьером и обещал ввести эту программу, его все поддерживали. Как только премьера сменили, прекратилось и обсуждение проекта. Конечно, наблюдать за таким поведением политиков бывает довольно интересно.

* * *

Все политики любят обещать, и Киргизия тут не исключение. Важно, чтобы у общества был инструмент контроля, и сайт «Политмер» с его слоганом «Давайте вместе научим наших политиков отвечать за свои слова!» вполне может служить таким рабочим инструментом.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»