Президент Ниязов объявил решение суда за день до его начала
В среду в Ашхабаде начался судебный процесс над обвиняемыми в совершении покушения на президента Туркмении Сапармурата Ниязова.
На скамье подсудимых - 32 человека. Из них 16 - иностранцы, в том числе 5 россиян и 6 граждан Турции.
Подсудимым предъявлены обвинения по нескольким статьям уголовного Кодекса Туркмении: «посягательство на жизнь и здоровье президента Туркмении», «организация преступного сообщества и участие в нем», а также «заговор с целью насильственного захвата власти и насильственного изменения конституционного строя».
Многим из обвиняемых, по действующему законодательству, грозит высшая мера наказания - 25 лет лишения свободы, сообщает ИТАР-ТАСС.
Еще накануне суда президент Туркмении заявил в телевизионном выступлении, что 20 обвиняемых будут осуждены, а 12 отправлены на поселение в пять отдаленных районов страны. «Пусть своим трудом искупают преступление. Вот таким образом надо крепить правопорядок в стране», - сказал Ниязов.
Напомним, что 25 ноября прошлого года кортеж президента Туркмении был обстрелян во время его поездки из загородной резиденции на работу в центре Ашхабада.
В результате нападения было ранено несколько человек, в том числе офицер дорожной полиции. Сам Ниязов, по его словам, узнал о покушении только по прибытии в президентский дворец.
Уже через несколько часов он назвал имена заказчиков покушения, а само деяние охарактеризовал как попытку государственного переворота и акт международного терроризма.
Организаторами покушения, по заявлению властей Туркмении, признаны бывший вице-премьер и министр иностранных дел Борис Шихмурадов, бывший вице-премьер Худайберды Оразов, бывший посол в Турции Нурмухаммед Ханамов и бывший заместитель министра сельского хозяйства Сапармурат Ыклымов.
Шихмурадов был арестован 25 декабря и через три дня осужден на 25 лет тюрьмы. 30 декабря высший представительный орган власти страны Халк Маслахаты - Народный Совет - заменил ему это наказание на пожизненное заключение.
Накануне ареста Шихмурадов распространил на официальном сайте Народного демократического движения Туркменистана заявление, в котором отметил: «В сложившейся ситуации я не нашел для себя возможным все это наблюдать со стороны (массовые аресты), и в надежде, что с моим арестом прекратятся преследования ни в чем не повинных людей, я решил добровольно явиться в министерство национальной безопасности Туркмении».
Перед началом процесса из Ашхабада прозвучали несколько заявлений, получивших широкий резонанс.
Так, 9 января руководители 16 СМИ Туркмении обвинили официального представителя Госдепартамента США Филиппа Рикера во лжи, а американского посла в Ашхабаде - в контактах с организаторами покушения на Ниязова.
В начале декабря представитель Госдепартамента заявил следующее: «У нас имеется заслуживающая доверия информация о пытках и жестоком обращении с подозреваемыми. Туркменские власти арестовали родственников членов оппозиции и активистов гражданского общества, которые не имеют явной прямой связи с нападением».
В заявлении Филиппа Рикера содержался также призыв к Ашхабаду соблюдать обязательства перед ОБСЕ и разрешить приехать в республику миссии, которая займется расследованием злоупотреблений властью.
13 января Ниязов объявил о возможности временного замораживания российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве. Эту меру он объяснил тем, что большинство из обвиненных в организации покушения на него имели двойное гражданство.