Верховный Муфтий Узбекистана вслед за Президентом осудил роскошь
Как сообщили ИА "Фергана.Ру" в Пресс-службе представительства Меджлиса крымско-татарского народа по Центральной Азии, в конце декабря прошедшего года Председатель Верховной Комиссии управления мусульман Узбекистана муфтий Абдурашид кори Бахромов подписал Фетву "О проведении свадеб, церемоний и обрядов". В документе осуждаются такие пороки, как чрезмерность, расточительство, хвастливость и лицемерие, а приветствуется умеренность и бережливость.
Требования мусульманского лидера Узбекистана обосновываются на примерах аятов из сур священного Корана и хадисов. В Постановлении даны разъяснения, касающиеся пожертвований в случае рождения ребенка, бракосочетания, исполнения обрядов поминовения усопших. Отдельно отмечено, что торжества по случаю обрезания не предписаны Шариатом. При этом "Для более полного достижения цели, а также духовного и нравственного обогащения гостей, такие церемонии следует проводить скромно, без излишней пышности". Особо подчеркнуто, что «угощения могут быть не только в виде накрытого стола, но и также в виде пожертвования, равного тем же затратам, в пользу нуждающихся семей, домов престарелых, детских домов, на благоустройство, на образование молодёжи".
Постановление лидера мусульман Узбекистана вышло сразу же вслед за традиционным декабрьским обращением Ислама Каримова к узбекскому народу. Президент Узбекистана призвал бороться с излишествами и расточительством не только правительство, но и представителей общественности и религиозных деятелей.
"Сегодня на фоне тотального обнищания жителей республики проведение пышных свадеб и семейных торжеств действительно стало распространенным явлением. В жизни есть такие традиции и устаревшие обряды, которые нельзя причислять к вековым ценностям нашего народа. Речь идет прежде всего о негативных явлениях, все более вторгающихся в нашу жизнь под маской традиций и обычаев, превращающих свадьбы и обряды в пышные торжества, застолья и, тем самым, дискредитирующих наши национальные ценности", - заявил президент Узбекистана. По мнению главы государства, страдают от этого, в основном, многодетные семьи, которые в итоге обрастают долгами и "работают, не разгибая спины, чтобы рассчитаться со своими кредиторами".
Во время своего традиционного обращения Каримов напомнил, что "ни в одной священной книге не сказано, что следует превращать религиозный обряд в пышное застолье, это противоречит канонам исламской религии". В связи с этим президент призвал религиозных деятелей вести "широкую разъяснительную работу в этом направлении".
Верховный муфтий Узбекистана в своем послании к единоверцам почти слово в слово повторяет призывы Президента и требует от имам-хатипов (настоятелей религиозных общин) проведения разъяснительной работы среди населения и строгой отчетности перед Управлением мусульман Узбекистана о ходе выполнения требований данного постановления.
Таким образом, светские и религиозные власти Узбекистана в один голос призывают граждан республики при исполнении религиозных обрядов и проведении торжеств следовать исключительно канонам Шариата. Рекомендуется на смешивать религиозные требования с бытовыми обычаями и местными традициями.
Напомним, что 2003 год объявлен в Узбекистане «Годом процветающей махалли».
* * *
Фетва (постановление) о проведении свадеб, церемоний и обрядов
Каждому здравомыслящему и разумному человеку известно и понятно, что в каждом деле всегда приветствовалось умеренность, а такие пороки, как чрезмерность, расточительство, хвастливость и лицемерие всегда осуждались как разумом так и шариатом, и их принято было избегать.
В священном Коране сказано:
"Родственнику, бедному, путешественнику доставляй то, в чём нуждается он, но не будь расточителен расточая выше меры. Истинно, расточительные - братья сатанам, сатана был не благодарен Господу своему".
Сура "Исра" /"Сыны Исраилевы"/ 26-27 аяты.
Значит, и в милосердии, и в благодеянии, и в совершении разного рода пожертвований необходимо не допускать излишеств. Аллах тоже запрещает расточительство.
В той же суре в 29 аяте говорится:
"Не принимай к себе руки твоей, как бы она была привязана цепью к шее твоей, да и не протягивай ея во всё протяжение ея, дабы тебе не остаться или осуждаемым за скупость, или обеднявшим от учтивости".
В 67 аяте суры "Фуркан" подчёркивается, что Аллах любит тех, кто умерен в благодеянии: "Которые, когда делают пожертвования, не бывают ни расточительны, не скупы, так, как требуется это верной срединой между тем и другим".
Оберегают также от расточительства и призывает к бережливости священные хадисы.
Например: "Пользуйтесь благами Аллаха, ешьте - пейте, совершайте пожертвования, одевайтесь-наряжайтесь, но не допускайте расточительства и хвастовства".
/Откровение - Предание-Имам Ахмад, Насаний, Ибн Маджда./
Ещё в одном священном хадисе сказано:
"И в богатстве, и в бедности, и в молитве как же хорошо быть умеренным".
/Откровение - Абу Бакр Баззар/
В священном хадисе о бережливости сказано:
"Бережливый человек никогда не столкнётся с нищетой".
/Откровение - Имам Ахмад/
По убеждению "Общества суннитов" если человек читая Коран, совершая намаз, соблюдая пост /роза/, совершая паломничество /хадж/, принося пожертвования и делая другие свои благодеяния посвящает их усопшим, они обязательно зачтутся. Подтверждением этому является откровения Имам Бухорий:
"Один человек явился к пророку и сказал: "Моя мать умерла. Если я принесу жертву от имени моей матери, оно зачтётся?" "Да", - сказал пророк. Тогда человек сказал: "Если так, у меня есть хурмовый сад. Вы свидетель, этот сад я жертвую от имени моей матери".
Следуя из этого для посвящения усопшим благодеяния в любое время, исходя из своих финансовых возможностей уместно накрывать стол для бедных и нуждающихся. Для более полного достижения цели, а также духовного и нравственного обогащения гостей такие церемонии следует проводить скромно, без излишней пышности.
В священном Коране, в 114 аяте суры "Нисо" /"Жёны"/ говорится:
"Во многих тайных беседах их оказывается добром только тот, кто внушает совершать милостыню, делает добро, поддерживает мир между людьми, кто поступает так желая угодного Аллаху, тому даёт он великую награду".
Следует также подчеркнуть, что угощения могут быть не только в виде накрытого стола, но и также в виде пожертвования равного тем же затратам, в пользу нуждающихся семей, домов престарелых, детских домов, на благоустройство, на образование молодёжи.
Имам Бухарий и Муслим в своих откровениях о жизни пророка рассказывает, что пророк, заметив на одежде щедрого Абдурахмана ибн Авфа печать женского прикосновения, спросил: "Что это?" На что Абдурахмана ибн Авф ответил: " Я женился на женщине взяв её под своё крыло за её доброту". "Да хранит тебя господь, в таком случае ты заслуживаешь пожертвовать хотя бы одного барана" сказал пророк /Расулулах/.
Об обряде молитвы по случаю торжеств Пророк говорит:
"Для благополучия новорождённого следует помолиться. От имени его на седьмой день совершается заклание, в этот же день его следует обрить и дать имя".
/Откровение - Имам, Ан - Наси, Ибн Маджджа/
Мясо закланной жертвы делится на три части: первая должна быть пожертвована в сыром виде, вторая жертвуется сваренной, третья же часть остаётся членам семьи.
Установленные шариатом обряды по случаю бракосочетания и торжеств должны проводиться в кругу родственников, близких соседей без излишеств и расточительности. Если целью проведения свадьбы является объявить о бракосочетании, то обряд молитвы по случаю торжества предусматривает заклание жертвы и пожертвование нуждающимся. Обе эти цели осуществимы в узком кругу. Торжества по случаю обрезания и по прошествии каждого 12-летия не предписаны шариатом.
Все благодеяния предусмотрены исламом должны совершаться в целях сделать угодное Аллаху. Как же сделать угодное Аллаху и достичь принятия им ваших молитв? Для этого нужно выполнить несколько условий:
ПЕРВОЕ. Средства идущие на пожертвования должны быть добыты честным путём. В своих сказаниях пророк повествует: "Добытое бесчестным путём пожертвование не принесёт прибыли, благодеяние не зачтётся". /Откровение - Имам Ахмад/
ВТОРОЕ. То, что для Аллаха - должно быть искренне. Благодеяние на показ, для хвастовства, притворное благодеяние не приемлемое. В 36-38 аятах суры "Нисо" /"Жёны"/ даётся характеристика людям, которых Аллах не любит, потому что им не хочется тратить деньги на благие дела и если они их всё-таки совершают то только лишь ради хвастовства и показухи, эти люди горды и хвастливы. В 264 аяте суры "Бакара" /"Корова"/ откровенно сказано, что притворное благодеяние не только не засчитывается, но и напротив может принято за грех".
ТРЕТЬЕ. Не допускать расточительства.
Расточительством же считается не только излишества в еде, но и неуместное пожертвование.
Некоторые, накрывая стол для угощения, приглашают сытых и богатых, забывая о бедных и нуждающихся.
Как повествует предания Бухарий и Муслима, пророк говорит: "Плохо то угощение, на которые пригласил сытых и забыл голодных".
Потому что, главная цель пожертвования и угощения - помочь бедным и нуждающимся.
Значит во избежание расточительства, совершающий благодеяние вначале должен выяснить - кто в действительности нуждается и именно их облагодетельствовать. В противном случае, пожертвование уйдёт не по назначению и не будет принято. Нет малого или большого расточительства. Оба одинаково наказуемы. Расточительство может привести к большим бедствиям. Например: убыток, нищета, власть шайтана. Аллах не даст своего благословения.
Очень жаль, но в наши дни многие не соблюдают этих условий. Главное причина в том, что эти люди наделены такими пороками как гордыня, хвастливость, притворство.
* * *
Исходя из вышеупомянутых священных аятов и преданий и в связи с увеличением случаев, когда из-за излишнего расточительства, тщеславия, хвастливости во многих регионах нашей страны на свадьбах, церемониях и обрядах не соблюдаются правила соответствующие религиозным традициям и мероприятиям, а также в связи с объявлением 2003 года "Годом процветающей махалли" Совет Духовенства Управления мусульман Узбекистана, переработав данное постановление находит нужным рекомендовать его мусульманам нашей республики.
ТРЕБОВАНИЯ и ПОСТАНОВЛЕНИЯ
1. Имам - хатипам /проповедникам/ всех действующих в республике официальных мечетей во время намаза, свадеб и других торжеств, а также мероприятий проводимых по другим поводам в своих проповедях обосновывая фактами и жизненными примерами вести широкую разъяснительную работу о материальном и моральном вреде расточительства, тщеславия, показухи и о пользе бережливости и умеренности.
2. В целях улучшения проведения церемоний и мероприятий с точки зрения их усовершенствования имамам - хатипам, председателям и активистам махаллей совместно разработать для предоставления населению свои предложения и рекомендации.
3. При осуществлении этих работ принять во внимание традиции присущие той или иной махалле каждого вилоята и тумана.
4. Разъяснить, что вошедшие в традицию проведение после похорон 7, 20, 40 дней, годовщины не установлено шариатом, а внедрено в древности по личной инициативе неких фанатиков. Объяснять, что оплакивание усопшего длится 3 дня после его смерти.
5. Освещать преимущества использования больших расходов, требующих проведение этих мероприятий, на пожертвование в пользу нуждающихся и неимущих семей, детдомов, домов престарелых и инвалидов или на благоустройство.
6. Принимая во внимание отрицательные стороны ставших традицией в основном в Ташкенте, утренних пловов, а также на свадьбах по случаю бракосочетания, торжественных мероприятиях и других церемониях, разработать меры по более скромному проведению этих мероприятий и перенести их на 7-8 часов утра или на время обеда. В целях устранения расточительства, разбрасывания денег и других противоречащих нашей восточной культуре отрицательных случаев на проводимых вечером свадьбах по случаю бракосочетания имамам - хатипам в сотрудничестве с председателями махаллей, женскими комитетами проводить разъяснительную работу.
7. Приносящие вред разного рода до свадебные, свадебные и послесвадебные мероприятия с участие женщин; в частности "чарлар" не проводить. Все мероприятия в доме с молодой невесткой проводить скромно с участием только родственников в течение одного дня и согласовать все эти вопросы с махаллёй и женским комитетом.
8. Праздники Рамазан и Курбан-хаит отмечать в праздничной обстановке, а не не групповыми молитвенными церемониями, как это полагается в дни скорби. Проводить разъяснительную работу.
9. Имам-хатипам систематически давать информацию в Управление мусульман Узбекистана о ходе выполнении требований данного постановления. Церемонии, предусмотренные шариатом должны проводить только официальные на местах имамы-хатипы.
10. К имам-хатипам, проявляющим халатное отношение к проведению в жизнь постановления религиозного управления, за безответственное отношение к своим обязанностям руководителя принимать соответствующие меры.
Да поможет нам Аллах
в наших делах на поприще чистоты религии, процветания родины,
материального и нравственного благополучия народа.
Председатель Верховной Комиссии управления мусульман
Узбекистана, муфтий Абдурашид кори Бахромов.
28 декабря 2002 г. Ташкент
(Неофициальный перевод выполнен в Пресс-службе представительства Меджлиса крымско-татарского народа по Центральной Азии)
* * *
Фетва (араб. = мнение, решение), в мусульманских странах юридическое заключение (обычно в форме вопроса и ответа) высшего религиозного авторитета (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату. В средние века и новое время получение Ф. было обязательным по каждому важному вопросу (в т. ч. объявление войны, заключение мира и т.п.).
* * *
Обсудить статью на Форуме - >>