Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Ислам противостоит не христианству, а материалистическому либерализму

06.03.2003 00:00 msk, Али Вячеслав Полосин

Религия

В последнее время много говорится о конфликте христианской и исламской цивилизаций. При этом нет единого научного определения самого понятия "цивилизация". Хотелось бы, к примеру, узнать, что такое христианская цивилизация в современном мире? В каких конкретных странах Библия положена в основу Конституции?

На мой взгляд, современная цивилизация Запада базируется не на христианских, а скорее на либеральных ценностях, ставших доминантой жизни Запада после цепи буржуазных революций. Эти революции отстранили от власти абсолютных монархов и ввели свободный рынок и необходимый для его существования набор демократических свобод. Эти свободы, в свою очередь, породили массовую культуру, основанную на критерии коммерческой выгоды, прибыли. Неужели современная западная "свобода от всего" - это и есть христианская цивилизация? Думаю, вряд ли сами христиане с этим согласятся. Во всяком случае председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своих публикациях в "Независимой газете" выступал с серьезной теоретической критикой либерализма как раз от имени христианства. И его позиция нашла позитивный отклик среди многих мусульман и представителей других традиционных религий.

Исламская цивилизация действительно основана на нормах Корана и имела реальное выражение в Халифате. Однако сегодня Халифата нет и говорить об исламской цивилизации как о чем-то цельном и едином тоже весьма затруднительно. Цивилизация Турции сильно отличается от цивилизации Саудовской Аравии, цивилизация Ирана - от них обеих. Между цивилизацией Ибн Сины, Аль Рошда, Аль Газали, Улугбека, Навои и Руми и цивилизацией аравийского пропагандиста XVIII века Мухаммеда Абдуль Ваххаба такая же пропасть, как между исламской религией и культом индийской богини Кали.

Тем не менее ислам не сдается перед мощным натиском атеистического и оккультного вариантов либерализма. И если уж говорить о противостоянии цивилизаций, то оно происходит между исламом и современным западным либерализмом, дошедшим в своем развитии до фазы, близкой к массовому суициду, моральному разложению в стиле Римской империи периода заката. "Свобода от всего" приводит к отрицанию самой себя и к полному порабощению. Европейские монархи подавляли свободу личности, а либералы боролись с ними. Сегодня либералы с такими же мерками подходят и к исламу, видя в нем угрозу свободе личности. Однако ислам в отличие от европейских монархий Средневековья явил миру совсем иное учение о равенстве и братстве всех людей и народов, учение о праве человека на свободный выбор религии, учение о договоре, как о высшей форме мирного сосуществования между людьми и народами, представляющими различные верования и убеждения. И это было реальностью на протяжении нескольких веков расцвета Халифата.

Поэтому сегодня ислам противостоит не христианству, не каким-либо другим религиям, а современному материалистическому, атеистическому либо оккультному либерализму. И противостоит он не с точки зрения защиты или лоббирования каких-то моделей тоталитарных монархий, диктаторских режимов, а наоборот - с позиций подлинной свободы, равенства и братства. Звучит это, может быть, и несколько парадоксально для современного человека, но тем не менее это так. И это заложено в учении ислама и Коране.

Недопонимание между современными либералами и представителями ислама возникает из-за того, что есть разные подходы к самой сути вопроса, каковы должны быть границы человеческой свободы, в какой мере общество и государство могут устанавливать эти границы и требовать их соблюдения. Тем самым все сводится к разнице между религиозным и нерелигиозным мировосприятием. Материалистическое мировоззрение считает главной ценностью земную жизнь человека и сопутствующие ей земные блага. Вычерчивается некая средняя арифметическая величина, при которой права и свободы всех примерно равны. А критерием является благо для земной жизни каждого.

Напротив, религиозное мировоззрение (не только исламское) считает главной ценностью вечную жизнь человека, и потому критерием прав и свобод человека в этой жизни считает такой тип поведения, который ведет человека к вечному благу, к счастью в вечной жизни, то есть в рай. Отсюда границы прав и свобод личности устанавливаются, исходя из понятия средств достижения счастья в вечной жизни. Блага же этой земной жизни имеют поэтому релятивный, относительный характер.

Проблема усугубляется тем, что есть несколько мировых религий и каждая устанавливает свой собственный тип поведения как единственно правильный. Поэтому проблема нахождения консенсуса между религиозным и нерелигиозным, либеральным типами мировоззрения становится сложнее. Тем не менее выход есть. И он предполагает, чтобы представители всех мировоззрений договорились сделать шаг навстречу друг другу. Каждый неверующий или либерал должен признать наличие религиозного типа поведения человека не как какой-то экзотики или сугубо частной жизни, а как законную реализацию такого же права человека, как и все остальные права в земной жизни.

С другой стороны, каждый верующий, к какой бы религии он ни принадлежал, не должен переносить абсолютность требования своей религии на людей иной веры, иных убеждений. Тогда каждая личность и каждое объединение людей, каждая община смогут исповедовать свою веру в полном соответствии с религиозными предписаниями, но не вторгаясь в права других людей, не нарушая этих прав.

Хотя в последнее время в связи с борьбой с международным терроризмом об исламе говорят много негативного и клеветнического, именно ислам учит человека толерантности. Вот что говорится в священном Коране (10: 99): "И если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали все до одного, кто есть на Земле. Так неужели ты станешь принуждать людей к тому, чтобы они стали верующими?" Тем самым принятие веры в Бога - это индивидуальное дело каждого. И даже своему благословленному Пророку Творец не дал права принуждать в выборе своих убеждений. Тем более никто другой не вправе это делать.

Основные права и свободы человека в исламе установлены самим Богом в священном Коране. Может быть, многим незнакомым с исламским учением это покажется удивительным, но свобода совести и свобода вероисповедания также конституированы в Коране (18: 29), где говорится: "Скажи, о, Пророк: исходит истина от Бога твоего: кто хочет, тот уверует в Него, кто хочет, тот останется неверным". Если проанализировать эти слова, то мы увидим в них и чисто религиозный путь к вечной жизни, и право на свободу вероисповедания, и право на свободу совести. Тем самым право на свободу совести и вероисповедания является необходимым условием и средством исповедания ислама вообще. Наличие подобных свобод отнюдь не означает, что человек не несет ответственности перед Всевышним Аллахом в день Великого суда. В священном Коране говорится, что многобожники и те из обладателей Писания, которые отвергли веру в Бога, "гореть вечно будут в адовом огне", однако Пророку было сказано: "Тебе дано предупреждать, а не вершить над ними суд". Наказание верующих является исключительно прерогативой Всевышнего Аллаха и относится к будущей вечной жизни. Так что никто из людей не вправе присваивать себе в этой жизни полномочия судить других людей за их религиозные убеждения.

Это необходимое условие существования мусульман как в мусульманском государстве, так и в качестве граждан немусульманского государства. Ибо только при гарантиях этого права мусульмане могут исполнять в полном объеме установления Бога.

Ислам - религия свободы выбора. "Запрещается использование любых методов принуждения для обращения кого-либо в свою веру или навязывание атеистических убеждений", - говорится в Каирской декларации прав человека в исламе 1990 года, подписанной практически всеми мусульманскими государствами. При практической реализации этого права мусульмане обязаны уважать религиозные убеждения других и стремиться к тому, чтобы жить в мире с ними на основе заключенного договора.

С другой стороны, единая Европа, более внимательно изучая ценности ислама, его, скажем, золотой век, если взять IХ-ХII столетия, найдет в учении ислама и Коране истоки своей собственной демократии, идеологии защиты прав и свобод человека. Поэтому диалог цивилизаций - вполне реальная и достижимая вещь.

Али Вячеслав Полосин - советник Совета муфтиев России, доктор философских наук. Доклад прочитан на конференции "Ислам в контексте диалога цивилизаций", организованной Фондом имени Конрада Аденауэра 9-10 декабря 2002 года (Москва).