Ниязов обманывает Россию и русских и еще больше изолирует Туркмению от внешнего мира
Великий вождь туркменского народа вновь взял в руки штурвал власти. 22 апреля Туркменбаши появился на публике после более чем недельного перерыва. Это время понадобилось президенту, чтобы прийти в себя после приступа аллергии, случившегося с ним 13 апреля в городе Туркменбаши. В результате, как сообщает из Ашхабада осведомленный источник газеты "Время новостей", с ним произошел гипертонический криз с нарушением речи и поражением двигательного аппарата. Но, во-первых, к нему вовремя, на следующий день, подоспела бригада врачей из Германии. И только спустя три дня, после проведения терапевтических мероприятий, медики разрешили транспортировать президента в Ашхабад. А во-вторых, в отличие от президента соседнего Азербайджана Гейдара Алиева, чьи приступы могла наблюдать вся страна в прямом эфире азербайджанского телевидения, свидетелями недугов г-на Ниязова оказалась только его охрана и ближайшее окружение, которое и стало источником информации, просочившейся за пределы ниязовской резиденции на берегу Каспия.
Придя в себя, Туркменбаши начал действовать. Он собрал правительство, пригласив на его заседание председателя японской компании "Иточу" г-на Мурафуси. Гость был рад "убедиться, что президент находится в прекрасном здравии". Хозяин тут же подтвердил этот вывод, указав японцу на ошибку в тексте его здравицы во славу успехов туркменской экономики: "Соглашение о продаже газа в Россию заключено до 2028 года, а не до 2025-го".
А затем Туркменбаши перешел к главному. Он еще раз объяснил всем - и японцам и туркменам, - почему так важно прекратить действие российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве, решение о чем, в пакете с газовыми соглашениями, было принято 10 апреля на встрече с Владимиром Путиным в Москве. Дело в том, что "этим соглашением стали пользоваться негодяи, количество которых в Туркмении стало значительным". Г-н Ниязов оскорблен тем, что "набив здесь свои карманы ворованными деньгами, они сбегают туда и покупают там себе паспорта". И что совсем обидно Ниязову, "сбежавшие негодяи стали поливать грязью Туркмению".
Обнаружилось, что в стране, вступившей в "золотой век Туркменбаши", негодяев оказалось неожиданно много. "В других странах обучается около 5 тысяч наших людей, среди них есть и хорошие, и негодяи", - сказал вождь. Видимо, в воровстве они не замечены и "грязью не поливают", во всяком случае Туркменбаши на этот счет ни словом не обмолвился. "Но так не пойдет, - твердо заявил он, - ведь каждый учится, где попало, все должны учиться в наших вузах".
Сказано - сделано. В тот же день президент Туркмении подписал указ об урегулировании вопросов прекращения действия двойного гражданства. Владельцам двух паспортов дается два месяца, чтобы выбрать, какой из них они оставят. Те, кто, проживая в Туркмении, не сделает в течение этого срока выбор, автоматически утрачивают российское гражданство. Такая формулировка уже является юридическим нонсенсом, власти одного государства не имеют права лишать людей гражданства другого государства.
Но дальше - больше. Пункт 3 ниязовского указа звучит так: "В период выбора гражданства одной из стран на лиц, имеющих двойное гражданство и постоянно проживающих на территории Туркменистана, распространяется порядок въезда и выезда из страны, установленный для граждан Туркменистана, а на лиц, проживающих за рубежом, распространяется порядок въезда, выезда и пребывания в Туркменистане, установленный для граждан Туркменистана". Это означает, что еще до окончания срока выбора гражданства туркменские жители с российским гражданством уже де-факто теряют все права, которые оно им предоставляет: безвизовый въезд в Россию, льготы на приобретение билетов и т.д. Те же, кто, имея два паспорта, живет в России, сразу становятся в Туркмении иностранцами.
А это уже вопиющее нарушение не только духа, но и буквы подписанного Путиным и Ниязовым в Москве Протокола о прекращении действия соглашения о двойном гражданстве. В пункте 2 протокола черным по белому написано, что он "вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении сторонами необходимых для этого внутригосударственных процедур". И если Ашхабад уже поспешил отослать такое уведомление в Москву, то обратное уведомление еще не направлено. А значит, в момент, когда Туркменбаши начал фактически лишать людей паспортов, отмена "двойного гражданства" еще не вступила в силу. Но в нынешней Туркмении свое представление о нормах международного права и об обязательствах страны по отношению к другим государствам. Если же называть вещи своими именами, то Ниязов просто обманул Москву. Поразительно, что до сих пор ни в Кремле, ни на Смоленской площади никак не реагируют на это.
А тем временем в Туркмении среди тысяч русскоязычных (двойное гражданство с 1993 года получило не меньше 100 тысяч человек, часть из которых переехала в Россию) царит паника. Прекращена продажа авиабилетов в Москву лицам с двойным гражданством, кроме тех, кто уезжает "в один конец" и выписался с места жительства. Не выпускают из страны туркменских парней, студентов российских вузов - вместо продолжения учебы они будут призваны в трудармию Туркменбаши. Российское посольство осаждают сотни людей, но его сотрудники общаются с согражданами через ограду. Ответов на их вопросы "Что нам делать?" и "Почему Россия нас предала?" никто не дает.