Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Мнение ICG: "Хизб ут-Тахрир" может перейти к насильственным действиям

18.07.2003 00:00 msk, Соб. инф.

Религия

«Жестокие репрессии», которые проводят правительства среднеазиатских стран, повышают вероятность того, что исповедующая ненасильственные методы исламистская группировка Хизб ут-Тахрир, прибегнет к тактике конфронтации, говорится в недавно опубликованном аналитическом докладе. Исследование, проведенное брюссельской Международной группой по предотвращению кризисов (ICG), содержит также критику правительств западных стран. В докладе утверждается, что «поддержка среднеазиатских диктаторских режимов» способствует разжиганию исламского экстремизма.

В докладе, озаглавленном «Радикальный ислам в Средней Азии: как относиться к Хизб ут-Тахрир», ICG приводит мнения некоторых активистов правозащитного движения, которые считают эту подпольную организацию «по сути, мирной группой, действующей исключительно в сфере идей и использующей методы пропаганды». Хизб ут-Тахрир отвергает терроризм, считая, что убийство невинных людей является нарушением исламских законов, говорится в докладе.

В то же время доклад предупреждает: «мнение о том, о Хизб ут-Тахрир отрицает политическое насилие как таковое, неверно». В идеологии Хизб ут-Тахрир, проповедующей свержение существующих среднеазиатских правительств и установление исламского халифата, остается место и для насилия, указывается в докладе ICG. «Сохраняется возможность объявления джихада [священной войны] в целях самообороны, причем последняя может быть истолкована сколь угодно широко», – утверждается в докладе.

Кыргызские официальные лица заявляют о том, что предпринимаются усилия с целью объединения радикальных исламских группировок, в их числе Хизб ут-Тахрир, движения уйгурских сепаратистов и Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Авторы доклада ICG сомневаются в том, что такое слияние действительно имеет место, указывая на значительные тактические и стратегические различия между группировками.

«Различия в тактике кажутся слишком значительными, чтобы их можно было преодолеть... без значительного идеологического маневрирования со стороны транснационального руководства», – говорится в докладе ICG. «Не существует никаких данных, которые свидетельствовали бы о серьезном организационном или идеологическом сближении с ИДУ».

«Часть членов Хизб ут-Тахрир, особенно в Узбекистане, может откликнуться на призыв к более радикальным мерам, однако в настоящий момент [Хизб ут-Тахрир], по-видимому, больше потеряет, чем выиграет от такого рода шагов», – говорится в докладе.

В настоящее время Хизб ут-Тахрир располагает 20 тысячами активных членов в Средней Азии, главным образом в Узбекистане, говорится в докладе ICG. У движения множество «преданных последователей», члены организации привлекаются из беднейших слоев населения. «Молодые люди, считающие, что в том образе жизни, который они ведут, виновата ‘система’, коррумпированная власть или другие обстоятельства, особенно уязвимы для простых объяснений, которые дает Хизб ут-Тахрир», – говорится в докладе.

В то же время ICG подчеркивает, что не следует преувеличивать степень поддержки Хизб ут-Тахрир населением и влияния этой организации. Несмотря на то, что Хизб ут-Тахрир продолжает существовать, в то время как другие подпольные движения исчезли из поля зрения, эта группа, учитывая, что цель, поставленная ею, далека от реальности, «вряд ли станет влиятельной политической силой, имеющей поддержку населения, в любой из стран [региона]», – говорится в докладе.

«Потребность в политическом исламе [в Средней Азии] носит ограниченный характер», – утверждается в докладе. «Однако она [Хизб ут-Тахрир] стала на сегодняшний момент самым крупным радикальным исламистским движением в регионе».

Увеличение числа последователей Хизб ут-Тахрир в Средней Азии связано не столько с идеологической привлекательностью группировки, сколько с широким недовольством, вызванным репрессивными действиями правительства, особенно в Узбекистане. Благодаря этой подпольной организации многие люди дают выход своим негативным эмоциям. Проявляемая Хизб ут-Тахрир «готовность обсуждать вопросы, на которые в СМИ наложено табу, такие, как коррупция в высших эшелонах власти, и отсутствие жизнеспособных политических альтернатив безусловно привлекают в эту организацию определенное количество рассерженных молодых людей», – говорится в докладе ICG.

«ICG провело большое количество интервью с молодыми людьми, которые поддерживали исламизм из чувства отвращения к правительству, а не из какого-то ясно выраженного желания жить в исламском государстве», – говорится в докладе.

Жесткая реакция правительств среднеазиатских стран, в частности массовые аресты граждан, подозреваемых в причастности к деятельности Хизб ут-Тахрир, приводят к расширению политической базы этой подпольной организации. В то же время в докладе ICG говорится, что авторитарные политические системы в Средней Азии практически попали в «зависимость от существования внутренних и внешних врагов, действиями которых можно объяснять» отсутствие прогресса в осуществлении социальных, экономических и политических реформ. «Хизб ут-Тахрир служит удобным оправданием авторитарной политики», – говорится в докладе.

В заключительной части доклада его авторы призывают западные страны, в том числе Соединенные Штаты, учесть, что безоговорочная поддержка правительств среднеазиатских государств подрывает усилия по борьбе с исламским экстремизмом. «Поддержка репрессивной государственной политики... не только приведет к негативным результатам вроде радикализации членов [Хизб ут-Тахрир], но и укрепит многих членов (и других мусульман) в убеждении, что роль Запада в Средней Азии сводится к безусловной поддержке диктаторских режимов, стремящихся к искоренению малейших признаков мусульманской активности», – говорится в докладе.

Авторы доклада призывают западные страны оказывать давление на среднеазиатские государства, подталкивая их к осуществлению реформ, особенно в области соблюдения прав человека. «Правительства европейских государств проявляют в целом заметно меньшую активность по вопросам прав человека, чем Соединенные Штаты».

Правительства западных стран должны также подходить к проблемам, которые ставит перед ними деятельность Хизб ут-Тахрир в Средней Азии, иначе, чем к тем вызовам, которые бросают вооруженные группировки, в том числе ИДУ и «Аль-Каида». «Сваливание в одну кучу [активистов Хизб ут-Тахрир] и группировок, исповедующих насилие... подрывает кампанию борьбы с терроризмом и дает повод радикалам заявлять, что Запад противодействует свободе слова и вообще настроен против ислама», – говорится в докладе.