Казахстан рассматривают сегодня как экономический локомотив Средней Азии
ПРИВЛЕКАЯ ИНВЕСТОРОВ, КАЗАХСТАН СТАРАЕТСЯ ОБХОДИТЬ ВОПРОС О СЛАБОСТИ СВОИХ ИНСТИТУТОВ
Ариэль Коэн
Казахстан рассматривают сегодня как экономический локомотив Средней Азии/ Правда, этот имидж портит тот факт, что за пределами нефтегазового сектора ему, как и его среднеазиатским соседям, приходится прилагать усилия для того, чтобы привлечь иностранных инвесторов. Эксперты утверждают, что слабая судебно-правовая система продолжает отпугивать потенциальных инвесторов от проектов развития казахстанской экономики.
Вопросы привлечения государством иностранного капитала будут обсуждаться на организуемой казахстанским правительством конференции ООН по инвестициям, которая начнется 28 августа. На этой встрече предметом изучения станет отношение инвесторов, в эпоху глобальной торговли и политики, к тем государствам Центральной Азии, которые не имеют выхода к морю, в том числе к Афганистану, Казахстану, Кыргызстану, Монголии, Таджикистану, Туркменистану и Узбекистану.
Председательствовать на конференции будет специальный представитель ООН по наименее развитым странам Анварул Карим Чоудхури. По его словам, особое внимание при рассмотрении проектов экономического развития должно уделяться государствам, не имеющим выхода к морю. «Эти страны вынуждены платить высокую цену за свою географическую изоляцию», – сказал Чоудхури.
У Казахстана имеются значительные экономические преимущества перед другими среднеазиатскими республиками, за исключением Туркменистана, поскольку он располагает богатейшими запасами нефти и газа. Тем не менее инвестиционный климат Казахстана очень похож по своим параметрам на ту ситуацию с инвестициями, которая наблюдается в соседних странах.
В последние годы страна демонстрирует высокие показатели экономического роста. По оценкам, в первой половине 2003 г. ВВП Казахстана увеличился на 10,4 процента. При этом эксперты подчеркивают, что большая часть инвестиций приходится на нефтяной и газовый секторы. До тех пор, пока цены на энергию будут оставаться на сравнительно высоком уровне, страна будет сохранять тенденцию к росту. Когда цены на нефть упадут, о двузначных показателях придется забыть, если правительство не внесет существенных изменений в свою политику.
Слабость институтов, защищающих инвесторов, собственников и тех, кто собирается отстаивать свои права в суде, до сих пор отпугивает зарубежные компании, не желающие вкладывать значительные средства в не связанные с нефтедобычей проекты. Многие иностранные компании жалуются, что правительство Казахстана, вопреки своим обязательствам поддерживать систему свободного рынка, меняет по ходу дела правила и расценки. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].
Впрочем, имеются признаки постепенного улучшения ситуации. В конце июня президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обещал инвесторам устроить экономический бум на нефтяных месторождениях. Даниял Ахметов, занявший в июне пост премьер-министра, заявил, что будет последовательно проводить в стране реформы. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. В подкрепление своих слов Ахметов, вскоре после вступления в должность, представил на рассмотрение парламента амбициозный пакет законов о приватизации. Он объявил также о своем намерении провести децентрализацию услуг телефонной связи и снизить цены на электроэнергию и грузоперевозки.
Однако, несмотря на конкуренцию в сфере промышленности, многие эксперты считают, что государство будет и дальше тасовать колоду так, как это ему выгодно. Скотт Хортон, эксперт по развивающимся рынкам и партнер манхаттенской компании Paterson, Belknap, Webb & Tyler, отмечает, что казахстанские суды не обеспечивают инвесторов системой справедливого разрешения споров. «Способность казахстанских судей к анализу, знание ими законов и владение фактами производят впечатление, – говорит Хортон, который присутствовал на многих судебных разбирательствах в Казахстане. – К сожалению, выносимые решения зачастую не имеют никакого отношения ни к законам, ни к установленным фактам».
Немногие западные компании желают мириться с произволом судебных органов или ставить во главе своих офисов людей, находящихся в курсе последних политических интриг. Айгуль Кенжебаева, глава алматинского отделения международной юридической компании Salans, имеющей штаб-квартиру в Париже, заявила присутствующим на недавней конференции, что казахстанские суды не принимают к исполнению решений иностранных арбитражных органов, предпочитая оставлять открытыми двери для взяток.
Представители казахстанского правительства в ходе недавнего визита в Вашингтон всячески подчеркивали необычайную выгодность инвестиций в Казахстан. Министр энергетики Владимир Школьник и министр финансов Ерболат Досаев заявляют, что страна способна разместить инвестиции за пределами нефтяного сектора и обеспечить высокий уровень управления капиталом. «Президент Назарбаев одобрил программу развития промышленности, рассчитанную на период до 2015 г., и мы хотели бы радикально изменить облик казахской экономики», – сказал Досаев. «Иностранных инвесторов заинтересуют специальные налоговые инструменты и режимы налогообложения в тех секторах, которые обладают определенным реальным потенциалом».
«Для развития высокотехнологичных производств нам необходимо создать условия, которые позволили бы Казахстану конкурировать с Силиконовой долиной в том, что касается низких рисков и высокой прибыльности», – добавил Школьник. Министр заявил также о необходимости создания банка национального развития как инструмента, предоставляющего экспортные гарантии. Помимо того, что эти учреждения будут уязвимы для коррупции, считают некоторые адвокаты свободного рынка, они позволят правительству самому определять победителей.
Досаев, до своего назначения в июне министром финансов возглавлявший госкомитет по антимонопольной политике, назвал существующую систему государственных предпочтений наследием советских времен. Казахстанцы, сказал он, недостаточно доверяют друг другу, чтобы продавать доли в активах.
Евгений Жовтис, правозащитник и директор Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности, говорит, что коррумпированные учреждения отпугивают инвесторов сильнее, чем любые культурные традиции. «Наиболее трудной задачей является проведение реформы, которая обеспечила бы реальное верховенство закона», – сказал он.
Разумеется, стремление исполнительной власти вмешиваться во все интересующие ее вопросы восходит к советской эпохе. Казахстан может определиться со своей инвестиционной политикой в течение нескольких недель, еще несколько месяцев понадобится для того, чтобы привлечь новых инвесторов. Однако, полагает Жовтис, потребуются долгие годы для того, чтобы законы начали приводиться в действие и могли бы защитить вложенный инвесторами капитал.
От редакции. Ариэль Коэн – доктор философии, научный сотрудник Фонда «Наследие». В сферу его компетенции входят также вопросы обеспечения международной энергетической безопасности.