Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Таджикские спецслужбы охотятся в России на своих земляков и зарабатывают на страхе

15.10.2003 00:00 msk, Дододжон АТОВУЛЛОЕВ

На Черкизовском рынке в Москве на днях был убит 22-летний гражданин Таджикистана Ораз Вазиров. По имеющимся сведениям, он стал очередной жертвой так называемого таджикского спецназа - боевой нелегальной группы, действующей в Москве и пользующейся покровительством некоторых представителей правоохранительных органов МВД РФ.

В России легально и нелегально проживают около полутора миллионов таджиков. Не все из них работают на стройках. Многие имеют успешный бизнес, и именно это обстоятельство становится причиной пристального внимания к ним спецслужб родного Таджикистана.

Особенно активизировались силовики за последние 2-3 года. Так называемая борьба с терроризмом, которая легко открывает все двери и кошельки, стала для них своего рода "зоной прибыли". Россия, напуганная терактами и взрывами, соглашается на выдачу любого, кого таджикские спецслужбы назовут "террористом". Тут, по оценкам экспертов, не обходится без помощи российских правоохранительных органов. Арест и экстрадиция таджиков и для них весьма прибыльный бизнес.

Сеть стукачей и осведомителей спецслужб Душанбе присутствует почти во всех городах России, где живут большие диаспоры из Таджикистана. Они знают, кто чем занимается, какой имеет доход, каковы политические пристрастия. Впрочем, тут и гадать не надо: почти все российские таджики почему-то не любят родное правительство. А к тем, кто родину не любит и при этом богат, силовики приходят чаще.

Ночь. Стук в дверь - "вы значитесь в списках...". Объяснения могут быть разные: вы из оппозиции или родственник какого-то лидера, на вас заведено уголовное дело и т.д. Лица непрошеных гостей освещают понимающие улыбки: "Конечно, тюрьма на родине это неприятно. Но у нас приказ...". Это сигнал к торгу: родина или деньги.

Подобный метод чаще всего используется в отношении тех, кто прежде занимал высокие посты в республике или имеет (по таджикским меркам) большой бизнес.

Случаются и курьезы: пришли как-то брать одного бывшего премьер-министра. А у того в доме, кроме книг и двух бутылок водки, ничего. Дали сто долларов и ушли, приговаривая: "Ну и лох же...". Все-таки и силовикам ничто человеческое не чуждо...

На любом рынке от Сахалина до Калининграда можно встретить таджикских торговцев. Эти люди кормят не только полреспублики (по разным сведениям из России таджики ежегодно отправляют на родину от 300-400 млн. долларов), но и многотысячную армию различных чиновников и представителей силовых структур. Каждая справка, билет на самолет, утерянный документ, регистрация в милиции, перевод денег и исключения из "черного списка" разыскиваемых - все имеет свою цену, которую приходится платить. Имеют от этой деятельности свой доход и сотрудники таджикского посольства.

Строптивым подбрасывают наркотики и потом предлагают "освободить" их за определенную сумму. Такие методы работают безотказно, ибо сегодня слова "наркотики" и "таджики" - это просто одно и то же. А упрямых и гордых экстрадируют на родину.

Однако оценка эффективности работы спецслужб определяется не только количеством отправленных домой рядовых, пусть и богатых соотечественников, приемами на высочайшем уровне руководителей страны и их приближенных. Но и "политическим уловом", что считается главным доказательством лояльности властям республики, свидетельством любви и преданности хозяевам, гарантией того, что тебя не снимут с работы.

21 июня этого года был арестован Якуб Салимов - бывший министр МВД и посол РТ в Турции, ныне находящийся в оппозиции к режиму Рахмонова. Чтобы заполучить его, неоднократно в Москву прилетали генпрокурор Таджикистана Бобохон Бобохонов, министр МВД Хумдин Шарифов и даже представитель Таджикистана при ООН Рашид Олимов, у которого имеются давние тесные связи с некоторыми представителями российских политических кругов (ведь он работал в ЦК ВЛКСМ!).

Но пока Россия отказывается выдавать Салимова. И не только потому, что на это нет законных оснований. В Москве понимают, что выдача Салимова вызовет серьезное недовольство в таджикском обществе. А Кремль все-таки желает сохранить свое лицо на Памире. Режимы приводят и уводят, а народ остается.

Известный таджикский политик Хабиб Насруллоев, бывший член парламента и председатель "Таджикпотребсоюза", был в Москве проездом. В последние годы он живет в Ташкенте. Недавно ему сделали операцию на сердце в Украине. И вот, почувствовав себя чуть лучше, он поехал в белокаменную, навестить сына.

К нему на встречу напросился Абдурахмон Хотамбеков - представитель генпрокуратуры Таджикистана в России. Насруллоев, человек открытый и наивный, на встречу согласился.

Его арестовали вместе с сыном. Хотя его сын, Мухаммад Насруллоев, давно является гражданином России, о чем не раз писал в Генпрокуратуру и требовал его освобождения депутат Госдумы и известный правозащитник Сергей Ковалев. Таджикские власти теперь ведут торг с Москвой - "Верните хотя бы одного из них!"

Многие оппоненты президента Таджикистана Эмомали Рахмонова живут в США, Западной Европе, Узбекистане, Киргизии, Иране. Но ни одна из этих стран никогда и никого не выдала таджикским властям. Они не дают чужим спецслужбам вести охоту за людьми на своей территории. И только Россия почему-то предоставляет им полную свободу действий, будто не понимая, что этим самым дает официальную санкцию на произвол и мародерство.

...Когда кого-либо из эмигрантов в России приглашают на какое-нибудь мероприятие, они с ужасом спрашивают - а ИХ там не будет?

"ИХ" - это Рамазан Рахимов - представитель МВД Таджикистана, Сафарали Сайфуллоев - представитель министерства безопасности и Абдурахмон Хотамбеков - представитель генпрокуратуры Таджикистана.

"От этой власти на родине нет жизни. И на чужбине не дают спокойно умереть", - с горечью говорит жена одного из арестованных.

От редакции газета "Новые Известия" (Москва):

Факты, о которых рассказывает автор материала, редакция "Новых Известий" попросила прокомментировать пресс-службу МВД РФ. Вот что заявил нам сотрудник пресс-службы министерства, который предпочел не представляться. "Вопросы экстрадиции граждан Таджикистана или любой другой страны находятся в ведении Управления международных связей (УМС) МВД России. Не всегда такие сведения доступны представителям СМИ. Как правило, информация носит секретный характер, что вполне понятно. Так что присылайте официальный запрос по всем интересующим вас проблемам". Мы направим такой запрос в управление и готовы опубликовать ответ на страницах газеты.