В Москве освобождён активист узбекистанского оппозиционного движения "Бирлик" Б.Хамроев
В начале текущей недели в Москве был освобожден из следственного изолятора Бахром Хамроев, которого российские правоохранительные органы обвиняют в торговле наркотиками и подозревают в поддержании контактов с радикальными исламскими организациями. Хамроев, гражданин России и активист узбекистанского оппозиционного движения «Бирлик», был арестован 20 августа этого года. При задержании у него было найдено небольшое количество героина, который, по утверждению самого арестованного и сотрудников ряда правозащитных организаций, был подброшен ему офицерами ОМОНа, осуществлявшими арест. Рассказывает узбекский журналист Анвар Усманов:
19 сентября Бутырский районный суд города Москвы продлил ещё на один месяц содержание Бахрома Хамроева в заключении. И вот 20 октября он был освобожден из под стражи, хотя уголовное дело против него пока не закрыто. Освобождение Хамроева стало возможным благодаря ходатайству депутата российской Госдумы Сергея Ковалёва. Также немаловажным оказался большой общественный резонанс, вызванный необоснованным арестом активиста движения «Бирлик». Стоит упомянуть, что на заседании межведомственной комиссии МВД, ФСБ и прокуратуры с участием правозащитной организации «Мемориал», правоохранительные органы признали, что задержание Бахрома Хамроева было произведено с нарушением российских законов и виновные будут наказаны.
Как заявила корреспонденту «Немецкой Волны» Ирина Ерёмина - помощник депутата Сергея Ковалёва – ещё 15 октября в правоохранительные органы было направлено поручительство, из которого следует, что арестованный преследуется властями Узбекистана за свою журналистскую и политическую деятельность в рядах демократического движения «Бирлик» и поэтому должен быть немедленно освобождён. Сам Бахром Хамроев заявил в интервью «Немецкой Волне», что считает себя абсолютно невиновным:
Пока сотрудники российских правоохранительных органов не предъявили мне никаких обвинений за исключением обвинения в хранении полутора граммов наркотиков, которые она сами же и подбросили. За три месяца я ни разу не встречался со следователем. Только в день освобождения меня представили следователю, который заявил, что отныне я обвиняюсь не в распространении, а лишь в употреблении наркотиков. Никаких следственных действий во время моего пребывания под стражей не велось. Тем не менее, обвинения с меня пока не сняты, расследование продолжается. В среду мне предстоит ещё одна встреча со следователем.
Бахром Хамроев не сомневается в политической подоплёке своего дела:
Я уверен, что мой арест вызван просьбой правительства Узбекистана. Скорее всего, именно оттуда пришла в Москву информация о том, что я чуть ли не террорист и ваххабит. Я сделал такой вывод на основании вопросов, которые российские правоохранительные органы задавали моей жене, брату и другим родственникам. Милиция и спецслужбы пытались представить меня чуть ли не лидером некоей исламской организации, хотя это не так. В Узбекистане также известно, что я не террорист и не член какого-то религиозного объединения.
По мнению заместителя директора московского представительства «Хьюман Райтс Уотч» Александра Петрова, российские спецслужбы активно сотрудничают со своими ташкентскими коллегами в деле подавления оппозиционных демократических сил в Узбекистане:
Я совершенно согласен с мнением, что ФСБ активно участвует в преступных акциях, подобных задержанию Бахрома Хамроева. Возможно, в это дело вовлечены ещё какие-то интересы, но правда никогда не будет предана гласности и в условиях нынешней российской правоохранительной и судебной практики маловероятно, чтобы виновные понесли наказание. Судебная перспектива этого дела сводится скорее всего к тому, что материалы будут передаваться из одного управления в другое и постепенно оно будет замято.