Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Город, который существует на протяжении тысячелетий, будет расти вверх, как слоеный пирог»

25.11.2003 00:00 msk, Даниил Кислов, Фергана-Кува-Москва

История Наука Узбекистан Ферганская долина
«Город, который существует на протяжении тысячелетий, будет расти вверх, как слоеный пирог»

...Направляясь в Фергану по делам, я и не предполагал, что волею случая окажусь в Куве - маленьком городишке в двадцати километрах от областного центра, на предполагаемой родине знаменитого Абу-л-Аббаса Ахмада ибн Мухаммада ибн Касира ал-Фергани - средневекового математика и астронома, служившего при халифах в Мерве, Багдаде и Каире, в средневековой Европе известного под именем Альфраганус.

Когда, ведомые знаменем Пророка Мухаммада, в Ферганскую долину пришли арабские завоеватели, они назвали это место "Кубо", что значит то же, что по-тюркски "тепа", то есть - "холм", "возвышенность". Новый город разбивали здесь каждый раз на развалинах старого, оплывающего от времени глинобитного городища, в свою очередь, расположенного на руинах более ранних времен. Научный сотрудник Ферганского областного краеведческого музея археолог Геннадий Иванов предполагает, что на территории Кувы ему удастся обнаружить признаки поселений городского типа, относящиеся ко II веку до нашей эры...

Именно ферганский археолог, кандидат исторических наук Геннадий Иванов первый предположил, что Аль-Фергани родился в Куве, бывшей в VIII-IX веках одним из культурных и ремесленных центров Ферганской долины. Это предположение, основанное на строгих научных данных, привело к активизации археологических изысканий на территории городища, и в последствии - к открытию в 1998 году мемориального комплекса великого ферганца.

Геннадий Петрович копает Куву уже пять лет. Сегодня ученый живет в Самарканде, но приезжает на полевые работы ежегодно - с весны по осень. Кувинские раскопки являются частью работы Геннадия Иванова в рамках большой научной темы - "История и культура Ферганы".


Археолог Геннадий Иванов на кувинском раскопе 1998 года


Стеклянная ваза, XI век, Кува


Фасад мемориального комплекса Аль-Фергани в Куве

В сентябре этого года археолог побывал и в Лондоне - на международном конгрессе по стеклу. Попутно дал интервью радио Би-Би-Си.

Из интервью Геннадия Иванова Севе Новгородцеву, радио Би-Би-Си, 13 сентября 2003 года, программа "Севаоборот" (Seva.ru):

Геннадий Иванов: - Ферганская долина сама по себе очень интересное место в силу своих природно-климатических условий. Люди начали там жить очень давно, где-то, по последним исследованиям, в каменном веке, то есть миллион лет до наших дней. Это потому, что там, действительно, уникальные условия, ведь Ферганская долина - это котлован и, поэтому, там есть разные климатические условия: от пустыни до высокогорий.

Сева: - Вы здесь были на конференции по стеклу, как я понимаю, и привезли с собой фотографии...

Геннадий Иванов: - Это была не конференция, а конгресс - Шестнадцатый международный конгресс по истории стекла. Он бывает в Лондоне или Нью-Йорке, в зависимости от того, где его организовывают. Он известен не только тем, что туда съезжаются узкие специалисты, а еще и тем, что там одновременно встречаются искусствоведы, которые занимаются внешним видом стекла, химики, которые занимаются составом стекла и технологи, которые разрабатывают технологию производства. Но в случае со мной, я не отношусь ни к тем, ни к другим, ни к третьим. Просто я последнее время работаю на очень интересном памятнике - это древнее городище Кува, что в Ферганской области Узбекистана, где в 10-12 веке был центр по производству стекла для Ферганской долины. В результате раскопок накопилось достаточно материала, чтобы показывать его по всему миру. Так прекрасные образцы стеклянной посуды, начиная от абсолютно прозрачного до черного. Там и синее, и красное, и коричневое, и зеленое, абсолютно разной формы. К сожалению, я сейчас не могу его показать. Но, во всяком случае, это на таком высоком уровне, что люди, которые часто подходят ко мне, не верят, что это не современное. Причем стекло было очень дешевым в этом городе. Причем, я знаю, что из стекла делали горшки для детских колыбелей специально для того чтобы он не мочил то, на чем он лежит. Делись специальные приспособления в виде керамических трубочек, которые все это отводили... Это намного гигиеничнее.


На раскопе, Кува


Экскурсия по раскопу. Кува


Общий вид Кувинского городища

Кувинское городище раскопано пока лишь, наверное, на одну сотую часть. Огромный шахристан (дворец правителя) с еще более обширным рабатом (поселением вокруг, "посадом") представляют собой пологую возвышенность с холмом посередине. На раскопках занято всего несколько археологов и полтора десятка рабочих.

Направляясь вглубь холма, археологи пронзают культурные слои аккуратными, по-хирургически деликатными разрезами. Вот слой XI века, метром ниже - VIII, на глубине 5-6 метров - уровень II-III веков. Именно по глубине залегания зачастую и можно определить древность той или иной находки. Геннадий Иванов выбирает из кучи бесформенных черепков ашичку. "Третий-четвертый век нашей эры, - говорит Геннадий Петрович. - Может быть, ею даже играли. Но научной ценности она не имеет."

"Конечная цель изысканий, - говорит Нодирбек Абдулахатов, зам. директора Ферганского областного краеведческого музея, также работающий на раскопках, - в буквальном смысле докопаться до материка, до того уровня, где отсутствуют всякие признаки человеческой деятельности".

Из интервью Геннадия Иванова Севе Новгородцеву:

Л.В.: Вы говорили о городе, который вы раскапывали. А другие города такого рода в Ферганской долине есть, и если есть, то, как их находят?

Г.И.: Что касается других таких же городов, то если он точно такой же, то есть, немного больший по территории, но примерно такой же по времени с первых веков до нашей эры по тринадцатый век нашей эры, который был центром в ремесленном производстве, административным центром, то есть еще одно городище Ахсикет в Наманганской области, но это не значит, что нет других городов. Я только что вернулся из экспедиции, которую проводил Институт археологии Академии наук Узбекистана на территории Андижанской области. Это поселение Дарвельзин тепа. Двадцать пять гектаров это поселение занимает и все было довольно плотно застроено шалашами, землянками, все было окружено гранитными стенами, и люди жили там три тысячи лет тому назад. То есть, это 8-13 век до нашей эры, в эпоху бронзы. Это один из древнейших протогородов. Там есть все структуры, напоминающие город. Есть города более поздние, эпохи раннего железа. Это только на территории Ферганской долины. Есть город Узген, но он на территории Киргизстана. Вообще, Узбекистан очень богат на памятники истории. Если в Ферганской долине нет, допустим, следов греческого влияния, то юг Узбекистана хранит следы Александра Македонского, который был на территории Сурхандарьинской области, в районе Термеза, Самарканда. Самарканд, вообще, один из древнейших городов. Тут произошла неожиданная ошибка: когда праздновался юбилей Самарканда, 2500-летие, исходили из того, что он был немного раньше, чем завоевания Александра Македонского 4 века, историки которого пишут о Самарканде. Современные археологические раскопки показывают, что город был уже 2750 лет тому назад. Получается, что юбилей отпраздновали зря, теперь нужно праздновать новый.

Л.В.: Это замечательно и интересно. Самарканду 2750 лет, он стоял и стоит, как и другие города. А как же те города, которые перестали существовать и ушли в землю?

Сева: Кто их засыпал?

Г.И.: Во-первых, их никто не засыпал. Они как раз стоят над землей в виде холмов. Объясняется все очень просто. В Средней Азии или, как сейчас принято называть, Центральной Азии практически вся архитектура глинобитная. Это либо сырцовый кирпич, либо просто глина, которую укладывают таким образом, чтобы она плотно лежала. Рано или поздно глинобитная постройка просто обязана развалиться, в силу климатических условий. И когда она разваливается, она засыпает свои нижние части. Таким образом, образуется слой. Разумеется, никто бульдозерами это не убирал. Срывать вручную тоже никакого смысла не было. Таким образом, это все разравнивалось, а сверху строились новые здания. (...)

На любом месте, где человек когда-то жил, он обязательно оставляет следы своего присутствия. Одно дело, холм, на котором ничего, кроме камней нет, другое - если ты идешь, а у тебя под ногами осколки керамики, стекла, монеты прямо на поверхности, потому что рано или поздно этот холм водой размывается, и все новые и новые вещи на поверхности оказываются...

Сегодня раскопки Кувинского городища продолжаются только благодаря благотворительной помощи лондонской "Ассоциации по культурному обмену". Пару лет назад, правда, грант на проведение исследований выдало Ташкентское представительство Фонда Сороса.

Власти Узбекской республики, выделившие в 1998 году серьезные средства на возведение монумента и проведение празднеств в честь юбилея Аль-Фаргони, ныне практически не озабочены не только продолжением исследований археологического материала, но и сохранением раскопанного для демонстрации туристам. Сам памятник Аль-Фергани построен вблизи "показательного" раскопа 1998 года, вначале накрытого специальным навесом против непогоды. Впоследствии навес унесло ветром, от него остался лишь ржавый каркас, и сегодня глиняные силуэты жилищ тысячелетней давности нещадно размываются зимними дождями. Получается, что археологи раскапывают, а беспощадное время и нерадивость человека снова "обнуляют" усилия ученых. Через пяток лет и туристам показывать будет нечего...

Хотя потенциальная туристическая привлекательность Кувинского городища бесспорна. Кува находится всего лишь в получасе езды от Ферганы.

Уникальные кувинские находки, да и сам раскоп, могли бы стать ярким украшением туристического маршрута долины, а средства, вырученные от паломничества иностранных гостей, могли бы быть направлены как на продолжение работ, так и на поддержание музея, само здание которого постепенно приходит в негодность. Проблема в том, что после пышного празднования юбилея Аль-Фергани музей оказался никому не нужным.

Единственный его работник - директор, сторож, билетер и охранник в одном лице. Он уже более полугода не получает зарплаты, передавая все мизерные сборы от продажи билетов в вышестоящую организацию. Цена за просмотр экспозиции сегодня составляет 50 сумов с человека (примерно 5 американских центов). Разумеется, собираемой суммы совершенно не достаточно для проведения даже профилактического ремонта здания, которое уже проседает от влияния почвенных вод и по причине неудачного строительного решения...

Хочется надеяться, что исторически обильная ферганская земля еще подарит археологам новые находки, а местные власти будут более трепетно относиться к национальному достоянию Узбекистана - материальным свидетельствам богатого исторического прошлого страны.

Редакция информагентства "Фергана.Ру" благодарит Геннадия Иванова за рассказ о Куве и прекрасную прогулку по раскопкам.

ПРИМЕЧАНИЯ:

- Полный текст "Беседы с гостем" (Геннадий Иванов у Севы Новгородцева на радио BBC)

- "Ашички" или "Альчики" (тюрк., asyk) - эта игра дала начало игре в кости, так как в ней используются самые настоящие кости: путовые суставы (надкопытные кости) бараньей ноги. Эти кости тоже называются "ашичка" или "альчик". Под таким названием игра распространена в Средней Азии, где в нее и в наше время играют не только дети, но и взрослое мужское население. На Руси игра была распространена довольно широко, но в наше время сохранилась только в отдельных сельских районах. Русское название игры - "игра в бабки". В бабки играли не только бараньими костями, но и говяжьими.