Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Попытка переворота или шантаж власти?

30.03.2004 00:00 msk, Сергей Ежков, Ташкент

Терроризм
Попытка переворота или шантаж власти?

Менее двух суток понадобилось столице Узбекистана, чтобы окончательно перейти на особый режим передвижения, особые формы контроля, досмотра и тому подобных малоприятных для граждан процедур. Республика словно ощетинилась всей мощью силовых структур и мгновенно перешла на осадное положение.

7.00 утра. Пограничный пункт Майский, разделяющий территорию Казахстана и Узбекистана. Впрочем, слово "разделяющий" не совсем точно отражает истинное положение вещей. Дело в том, что здесь пункты пограничного и таможенного контроля вынесены в глубину узбекской территории на шестнадцать километров. До Казахстана по трассе, которой пользуются дальнобойщики, еще ехать и ехать.

Обычно в это время суток проезд через пункты не представляет особой сложности, но сегодня, 30 марта, пограничники не спешат открывать шлагбаум. Люди нервничают, это дехкане, традиционно, по утрам доставляющие молоко в Ташкент. Они недовольны усилением пропускного режима и резонно говорят, что окольными путями, минуя посты, можно ввезти и внести в Узбекистан все, что угодно. На этом участке границы нет линейных подразделений, контролирующих ее несанкционированное пересечение. В соседних, примыкающих, казахских аулах узбеки давно покупают продукты питания, одежду, предметы первой необходимости. Они здесь значительно дешевле, чем в их родной стране. Власти Узбекистана считают это контрабандой, но людям надо жить и они всеми правдами и неправдами, днем и ночью курсируют между двумя независимыми государствами.

7.40 утра. Наконец поступает команда открыть границу, и вереница машин, скопившихся по обе стороны, нервно начинает движение. Через двадцать пять минут подъезжаю к кольцевой дороге, за которой Ташкент. Здесь пробка из автомобилей, выстроившихся в немереное количество рядов и растянувшихся на пятьсот с лишним метров.

Выхожу из машины и пешком прохожу вперед, чтобы визуально определить время, которое здесь придется простоять. На посту ГУБДД милиционеров раз в пять больше обычного, все с оружием. Рядом солдаты в касках, бронежилетах и с автоматами наперевес. Каждая машина подвергается тщательному досмотру, включая салон. Прикидываю, что при таких темпах, ранее получаса за кольцевую не выеду.

Однако моим предположениям сбыться было не суждено. Совершенно неожиданно, милиционеры забегали, перекрывая движение по обе стороны. Для надежности заслона на дорожные полосы выехали два КамАЗа, полностью отрезав нас от города. Громкие команды по рации и через мегафон, рев сирены "скорой помощи", явно двигающейся по кольцевой.

Одна машина, вторая, третья. Где-то в районе тракторного завода, наверняка что-то случилось. Звоню знакомому сотруднику МВД, в слабой надежде, что он не отключил свой мобильный телефон. Повезло. Не отключил.

- Два взрыва", - бросает он, видимо, набегу и отключает аппарат.

Нервно курю, обратив внимание, что так курят и водители, стоящие рядом. Кто-то разворачивается и, отчаянно сигналя, пытается выехать в обратном направлении. Сделать это крайне сложно, поскольку машины стоят впритык.

Проходит почти час, прежде чем замечаю некоторое оживление на посту ГУБДД. Открывают движение, пробка медленно, но верно начинает рассасываться. Еду по городу и ощущаю общую тревогу. Меньше автомобилей, меньше пешеходов. И хотя нет особых примет напряженности, она будто витает в воздухе. У Алайского рынка дополнительные милицейские посты.

Вспоминаю слова одного из коллег, заметившего вчера, сразу же после первых, прогремевших в Ташкенте взрывов.

- Это залп Авроры, - сказал он с горечью.

И всем стало понятно, что имелось в виду.

Вспоминаю и другой факт, которому еще недавно не придал особого значения. Один из лидеров оппозиционных партий, полулегально существующих в Узбекистане, рассказывал, что к нему обратился человек, представившийся членом влиятельной подпольной организации, в задачи которой входит свержение существующего в стране режима.

- Он предложил нам сотрудничество, сказав, что его структура может перевернуть всю республику. Мы отказались. На что он заметил, что после переворота мы для них будем такими же врагами, как и нынешняя власть.

Неужели действительно попытка переворота? Неужели, прав коллега, проведший аналогию с залпом Авроры?...

30.03.2004

10:30 утра по msk