Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

"Хизб ут-Тахрир" стремится обратить в ислам весь мир

21.04.2004 10:40 msk, Даниил Щипков

Религия

После серии мартовских терактов в Узбекистане в редакцию пришло несколько писем с просьбой рассказать о деятельности исламской группы "Хизб ут-Тахрир". Наряду с Исламским движением Узбекистана узбекские власти подозревают ее в причастности к взрывам в Ташкенте. "Хизб ут-Тахрир" считается в республике экстремистской организацией и на протяжении нескольких лет подвергается жестким преследованиям. "НГР" попытались выяснить, что это за организация и каковы ее истинные цели.

"Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", или "Исламская партия освобождения" основана в 1953 году в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани. В нее вошли члены религиозно-политической организации экстремистского толка "Братья-мусульмане". Первоначальная идея "Тахрира" - освобождение Палестины от израильтян - впоследствии выросла в стремление вернуть мусульман к истинно исламскому образу жизни и распространить ислам в качестве религиозно-политической идеологии по всему миру.

Постепенно филиалы "Тахрира" появились в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Турции и странах Западной Европы. Сегодня их штаб-квартира расположена в Лондоне.

С середины 1990-х годов "Тахрир" начал активную деятельность на территории бывшего СССР, в частности, в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане. Сегодня в этих республиках, по различным сведениям, насчитывается от 15 до 20 тысяч членов партии.

Сегодня "Тахрир" является религиозно-политической организацией с радикальной исламской идеологией. Задачи партии - возрождение исламского образа жизни и распространение ислама по всему миру, в том числе путем джихада. Конечной целью "Исламской партии освобождения" является создание Халифата - исламского государства, основанного на законах шариата.

Сами тахрировцы настаивают на том, что создание Халифата не должно осуществляться насильственным путем. Впрочем, в своих официальных документах они активно используют термин "джихад" и не уточняют, какой джихад имеется в виду - вооруженная война с неверными ("джихад меча"), борьба с собственными дурными наклонностями ("джихад сердца") или увещевание других ("джихад языка"). В документах "Тахрира" также говорится, что их политическая борьба - это борьба с правителями исламских стран, "заключающаяся в том, чтобы вовремя раскрыть их предательские замыслы и направленные против интересов уммы (мусульманской общины) сговоры с кафирами (неверными)".

Тахрировцы, не признавая существующих современных государств, разбили весь мир на "вилаяты" (области, провинции). В каждом "вилаяте" структура партии организована по принципу ячеек (отдельно мужских и женских) - небольших подпольных групп с жесткой партийной дисциплиной, занимающихся пропагандой идей "Тахрира". Наибольшее влияние тахрировцы оказывают на исламскую интеллигенцию и молодежь.

Члены "Тахрира" полагают, что сначала необходимо просветить умму (мусульманскую общину) и объединить в Халифат традиционно мусульманские народы. Впоследствии это должно стать основой для распространения ислама по всему миру и поглощения Халифатом всех остальных государств.

Таким образом, борьба тахрировцев за реализацию поставленных целей есть ни что иное как джихад в общеизвестном смысле слова, то есть борьба с неверными и распространение ислама. Кроме того, "Тахрир" оставляет за собой возможность ответных силовых действий в случае применения насилия по отношению к той или иной исламской стране.

Сразу после серии терактов, совершенных в конце марта в Ташкенте, генеральный прокурор Узбекистана Рашид Кадыров заявил о том, что есть основания полагать, что к ним могут быть причастны "Хизб ут-Тахрир" и ваххабиты.

Однако "Тахрир" сразу же отмежевался от взрывов в Ташкенте, ссылаясь на то, что его члены ограничиваются "интеллектуальной и политической деятельностью, и никогда не прибегают к вооруженным силовым действиям". Несмотря на это появление "Тахрира" в спискае подозреваемых организаций не случайно. По некоторым данным, неподтвержденным в силу закрытости самой организации и предельной скупости информации со стороны узбекских властей, в узбекском отделении партии недавно произошел раскол. Часть наиболее радикально настроенных активистов якобы отказалась практиковать ненасильственные методы борьбы за исламский Халифат. Об этом пишет швейцарская газета Le Temp.

Однако существуют и другие косвенные свидетельства отнюдь не мирной деятельности "Тахрира". Во-первых, по данным спецслужб, в том числе и российских, эта партия имеет связи с международными исламистскими организациями и некоторые ее члены проходили подготовку в различных лагерях исламских боевиков.

Во-вторых, распространяемые "Тахриром" материалы содержат призывы к изменению конституционного строя той страны, где организация ведет свою деятельность, что само по себе уже является антизаконным. Как сообщает среднеазиатская пресса, в листовках партии можно встретить утверждения, что США и Великобритания объявили войну исламу. Исходя из анализа партийных документов самого "Тахрира", это должно означать, что путь к вооруженному джихаду против врагов ислама теперь открыт.

В-третьих, неоднократные аресты членов "Тахрира", в том числе и в России, выявили не только наличие экстремистской литературы, но и незаконное хранение оружия. В 2001 году ФСБ России по запросам Генпрокуратуры Узбекистана в разное время были задержаны и экстрадированы активисты партии, в частности, граждане Узбекистана Юсупов, Алиев, Абдиев, Рахмонов. В 2002 году был задержан другой тахрировец - Холмирзаев, проходивший подготовку в одном из спецлагерей в Афганистане. В 2003 году оперативники выявили ячейку "Тахрира" в Тюменской области. Один из самых громких арестов произошел 6 июня 2003 года, когда в ходе совместной операции ФСБ и МВД России удалось раскрыть ячейку "Тахрира" в Москве. Были задержаны 55 членов партии. Среди них гражданин Киргизстана Алишер Мусаев и гражданин Таджикистана Акрам Джалолов. В автомобиле Мусаева обнаружили около 100 г пластита, 3 ручных гранаты, а также 15 листовок "Исламской партии освобождения". Среди личных вещей Джалолова оперативники также нашли листовки, брошюры, 400 г тротила и другое оружие.

Многие правозащитники активно выступают в защиту "Тахрира" и доказывают его мирный характер. Например, влиятельная западная организация "Международная группа по предотвращению кризисов" (МГПК) критикует правительство Узбекистана и других центральноазиатских республик за преследования тахрировцев. По ее мнению, это только способствует усилению позиций исламистов. Однако даже правозащитники предупреждают, что эта организация очень опасна. В докладе МГПК от 30 июня 2003 года говорится: "Теоретически, партия отвергает терроризм, считая, что убийство невинных противоречит закону ислама. Однако под прикрытием подобных высказываний в их партийной литературе содержится идеологическое оправдание насилия, и партия признает свое участие в ряде неудавшихся попыток переворота на Ближнем Востоке".

Во многих странах, в частности в Германии, пария "Хизб ут-Тахрир" объявлена вне закона. В России эту организацию запретили 14 февраля 2003 года за деятельность, направленную на насильственное изменение конституционного строя РФ, связи с незаконными вооруженными формированиями и радикальными исламскими структурами, действующими на территории Северо-Кавказского региона. США и Великобритания пока что не включили эту организацию в список запрещенных террористических формирований.

Несмотря на различные оценки деятельности "Хизб ут-Тахрир", очевидно, что эта партия не принадлежит к традиционному исламу (об этом красноречиво свидетельствует стремление партии изменить умонастроения традиционной уммы) и относится к категории если не экстремистских, то по меньшей мере радикальных и сильно политизированных исламистских движений.

Оставим на усмотрение специалистов по проблемам безопасности вопрос о том, какую реальную или потенциальную угрозу тахрировцы могут нести России и ее среднеазиатским соседям. Однако совершенно очевидно, что идеологически "Исламская партия освобождения" находится в русле именно этих неофундаменталистских тенденций.