Сотни узбекских боевиков во главе с Тахиром Юлдашевым являются оплотом обороны "Аль-Каиды" в южном Вазиристане
Пакистанская армия пытается уничтожить контингент из 600-700 боевиков, действующих в Зоне Племен у границы с Афганистаном. Среди них может оказаться и неуловимая крупная рыба, включая Усаму бен Ладена и его заместителя Аймана аз-Завахири, которых охраняют главным образом узбекские боевики. Перевод статьи на эту тему из газеты Christian Science Monitor публикует сегодня сайт Инопресса.Ру.
Командующий американскими войсками в Афганистане Дэвид Барно заявил журналистам, что сотни узбекских боевиков являются оплотом обороны "Аль-Каиды" в южном Вазиристане. Выходцы из Центральной Азии приходят на место арабских боевиков, несколько месяцев назад отправившихся на Ближний Восток по приказу бен Ладена.
"Арабские боевики вряд ли участвуют в боях в южном Вазиристане, они передали контроль узбекам. Это спасает их от потерь, - сообщил представитель одного из независимых племен, проживающих на границе Пакистана и Афганистана, Мухаммед Нур. - Они с умом используют здесь узбеков. Местные жители недовольны узбеками", которые навлекают на них атаки пакистанской армии.
Руководство "Аль-Каиды" занимается масштабным планированием, а ведение рутинных боев в племенном регионе передано Тахиру Юлдашеву. Юлдашев, напрямую связанный с руководством "Аль-Каиды", был одним из основателей Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Он был заместителем основателя ИДУ Джумы Наганмани, убитого в Афганистане во время американских бомбардировок после 11 сентября 2001 года.
Понеся потери от американских войск в горах Афганистана, Ялдашев и около 250 семей боевиков из Центральной Азии бежали в южный Вазиристан. Там они объединились с боевиками "Аль-Каиды" арабского и африканского происхождения, спасшимися от американцев и их союзников в сражении у Тора Бора.
Многие из этих боевиков нашли приют в южном Вазиристане; местные моджахеды и представители исламских племен оказались их единомышленниками и ветеранами поддерживаемой США войны против советских войск в Афганистане. Так образовался новый антиамериканский треугольник, куда вошли боевики "Аль-Каиды", боевики из Центральной Азии и Чечни, а также представители местных племен.
"В прошлом "Аль-Каида" не допускала боевиков из других регионов в близкий круг, состоявший исключительно из арабов. Но руководство "Аль-Каиды" ценит достоинства узбекских боевиков и их женщин. Они известны как стойкие воины джихада", - говорит аналитик из Пешавара Мухаммед Риаз.
Представители племен рассказывают об узбекской семье, поражавшей даже арабов. Сразу после падения "Талибана" узбекский боевик сражался в Афганистане, а его жена и восьмилетний сын находились в южном Вазиристане.
Когда джихадисты привезли тело узбекского боевика по имени Али, его жена переоделась в белое, а сын потрясал в воздухе винтовкой, говоря "Али не умер, родился новый Али", вспоминает представитель племени Фарид Хан.
Пакистанский полевой командир в южном Вазиристане, генерал-майор Ниаз Хаттак говорит, что боевики "хорошо подготовлены". Они едят консервы и пьют консервированный сок, большое внимание уделяют физическим упражнениям, имеют военные карты, взрывчатку и спутниковые телефоны Thuraya.
Наряду с иностранными боевиками в распоряжении Тахира Юлдашева имеется свежее пополнение из племени Мехсуд.
Погоня продолжается, пакистанские войска надеются поймать иностранных боевиков до ноября, когда горы покроются снегом. У многих узбеков нет иного выбора, кроме войны. Их родина - это жестко контролируемое полицейское государство, а единственный путь домой сопряжен с риском боев с американскими силами в Афганистане. Они не надеются затеряться среди дружелюбно настроенного местного населения: своими круглыми лицами и жидкими бородами они выделяются среди представителей местных племен и арабов.
"При усиливающемся давлении со стороны пакистанских спецслужб и отсутствии возможности вернуться на родину узбеки предпочтут взорвать себя, но не признают поражения", - говорит местный эксперт Сайлаб Мехсуд, - сообщает газета Christian Science Monitor.
* * *