Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Приказ о немедленном сносе дач ветеранов вооруженных сил на узбекско-казахской границе уже отдан

05.01.2005 13:22 msk, Сергей Ежков (Ташкент)

Правительство Узбекистана рассматривает Казахстан в качестве вероятного военного противника и источника террористической угрозы - об этом заявили на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны и вооруженных сил СССР хоким (глава администрации) Кибрайского района Ташкентской области Шакир Икрамов и представители Министерства обороны Узбекистана.

Цель прошедшей 4 января встречи – попытка исполнительной власти объяснить старикам, почему их дачи с ухоженными приусадебными участками и благоустроенными домами однозначно подлежат уничтожению без компенсации материального ущерба.

Сославшись на протокол совещания, состоявшегося в Кабинете Министров 18 декабря прошлого года, но, не предъявив его пенсионерам, районный хоким (еще недавно занимавший пост в системе МВД Узбекистана) заявил, что решение о создании вдоль границы так называемой «зеркальной зоны» на глубину от двух до пяти километров принял лично премьер-министр страны Шавкат Мирзиеев.

С большим трудом, но автору этой и предыдущих публикаций по данной теме все же удалось раздобыть этот засекречиваемый властью документ. Цитирую по оригиналу:

«В целях обеспечения безопасности жителей приграничных районов Ташкентской области, а также города Ташкента, создания условия для нормальной работы органов охраны границы и внутренних дел, обсудив необходимость организации переноса приграничных жилых пунктов и дачных участков, совещание решило… составить графики сноса всех строений со сроком завершения всех работ до 1 февраля 2005 года».

Далее идут ультимативные по сути требования о сносе, регламентирующие, какому ведомству и в какие сроки доложить об исполнении решения…

В протоколе, как и предполагалось, начисто отсутствуют меры по возмещению убытков садовым товариществам и гражданам страны, которых, вопреки действующему законодательству, насильственно лишают нажитого ими имущества.

Откуда же такая прыть и такие сроки? С чего бы это правительство Узбекистана так рьяно, невзирая на общественное мнение, публикации в зарубежной прессе, наплевав на все документы международного характера, ратифицированные узбекским парламентом, взялось за ликвидацию всего живого, находящегося вдоль границы с Казахстаном? Понятно, что ссылки сотрудника милиции, недавно возглавившего район на то, что террористы всегда приходят именно отсюда, как минимум лукавы, как максимум, лживы.

Чтобы понять первопричины, обусловившие решение правительства, автор встречался с десятками людей, в силу своих профессиональных обязанностей соприкасающихся с приграничной ситуацией. В ходе обмена мнениями высказывалось множество версий, но ни одна из них при детальном анализе не могла стать толчком.

Не знаю, сколько бы еще продолжались мои нерезультативные беседы с представителями заинтересованных структур, но всего за несколько часов до торжественной встречи Нового года мне позвонил человек, пожелавший рассказать о том, кто конкретно инициировал снос всех жилых строений, расположенных поблизости от границы.

Незнакомец предпочел встретиться подальше от людских глаз, поскольку – по его словам - работает в весьма солидном ведомстве, обеспечивающем национальную безопасность. Меня попросили не вести диктофонную запись разговора, а также ничего не помечать в блокноте, предложив рассчитывать только на собственную память. Что и было сделано.

Итак, суть сказанного.

- Я понимаю, почему вы заинтересовались проблемой и мне импонирует ваше желание хоть как-то помочь старикам, у которых, кроме этих дач, зачастую, нет иного имущества и денег, чтобы восполнить потери, - начал монолог человек, изначально отказавшийся назвать свое имя.

Мне тоже жаль этих людей, именно поэтому я решил рассказать то, что для большинства граждан Узбекистана есть тайна за семью печатями.

В ликвидации всего живого вдоль государственной границы с Казахстаном, прежде всего, заинтересованы силовые ведомства республики, но совсем по иным причинам, нежели обеспечение безопасности.

Дело в том, что дачный поселок ветеранов вооруженных сил СССР «Звездочка» расположен на ключевой, я бы сказал, стратегически важной высоте, откуда превосходно просматривается и казахская, и узбекская территория.

Вам наверняка говорили, что проселочные дороги, проходящие здесь, служат идеальным коридором для контрабанды товаров и наркотиков. Да, не удивляйтесь, наркотиков тоже.

Знаете вы и то, что отстраненный не так давно от должности начальник управления по охране государственной границы, погорел на организации транспортировки наркотиков от южных до северных рубежей Узбекистана. Возбужденное против него и его соратников уголовное дело, естественно, не получило даже малейшей огласки. И совсем не потому, что высокопоставленный офицер был непричастен к наркотрафику, а из соображений сохранения авторитета СНБ, в чьей структуре управление последние годы находится.

Так вот, ваши пенсионеры сегодня фактически являются нежелательными свидетелями громадного потока контрабанды через государственную границу. Они знают, что по ночам граница живет совсем в ином, нежели днем, режиме. Они слышат рокот автомобилей, все ночь курсирующих из Узбекистана в Казахстан и обратно. Это днем соблюдается видимость безукоризненного несения службы, по ночам здесь происходят совершенно противоположные вещи.

Как человек, достаточно хорошо знающий ситуацию в нашей республике, вы должны понимать, что эти громадные объемы нелегального ввоза и вывоза полностью контролируются всеми без исключения силовыми и фискальными ведомствами республики. Это большой бизнес, который они не пожелают отдать никому. Увольнение упомянутого мною начальника тоже ведь вызвано не стремлением силовых ведомств ликвидировать наркотрафик, а лишь возникшей необходимостью перераспределения функций и прибыли. Не более.

Дачные поселки «Звездочка», «Зодчий», «Тракторостроитель» ликвидируют по представлению СНБ и Министерства обороны Узбекистана. Делается это еще и потому, что на этой территории можно создать превосходную перевалочную базу, выражаясь профессиональным сленгом, отстойник для контрабандной продукции и наркотиков. Я, кстати, не исключаю, что высокопоставленный сотрудник МВД назначен на должность хокима приграничного Кибрайского района совсем не случайно. В его неофициальные функции, возможно, входит обеспечение беспрепятственного провоза через границу контрабанды и наркотиков. Отсюда и повышенное служебное рвение. На территории товариществ есть вся необходимая инфраструктура, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность – свет, вода, жилые строения, улицы и так далее.

Спрашивается, почему именно в этом районе контрабандистам наиболее удобно выйти за пределы республики? Постараюсь объяснить предельно коротко. Сегодня в Узбекистане есть четыре основных, я бы сказал, магистральных пути для транспортировки наркотиков.

Первый и главный начинается от узбекского города Термез и далее по ситуации прокладывается либо через северо-западное направление с выходом на российское Поволжье, либо через основную территорию с выходом на Южный Казахстан.

Второй начинается на стыке границ Узбекистана и Туркменистана (Хорезмская и Кашкадарьинская области), а далее выходит через северные районы нашей республики на Россию.

Третье магистральное направление берет отсчет на стыке Бекабадского района Узбекистана и Матчинского Таджикистана. Кратчайший и наиболее безопасный путь отсюда на Казахстан и Россию пролегает через узбекский поселок Майское, за которым и находятся дачные угодья ветеранов советской армии.

Четвертое направление – Пенджикентский район Таджикистана с выходом на Ургутский район Узбекистана и далее на Южный Казахстан.

Другими словами, три из четырех основных магистралей замыкаются на приграничном поселке Майский, а значит, с целью уменьшения вероятности засветить наркотрафик, надо уничтожить существующие здесь дачные участки, а, главное, это я хочу подчеркнуть особо, убрать из этой зоны людей, способных в той или иной мере анализировать ситуацию.

Вот такой весьма приблизительный расклад или то, о чем я могу вам сказать, не особенно опасаясь, что сам могу попасть под прицел коллег из силовых ведомств.

Кто конкретно из властных персоналий заинтересован в увеличении транзита наркотиков через территорию Узбекистана, насколько возрастет этот страшный поток уже в ближайшее время? Не исключаю, что первые лица, возглавляющие сегодня узбекские спецслужбы, силовые министерства, таможенный комитет и так далее. Плюс - региональные руководители исполнительной власти, включая тех, что возглавляют местные структуры, наделенные полицейскими функциями. Что касается увеличения объемов транспортировки наркотиков, то они будут возрастать прямо пропорционально темпам выхода российских пограничников из Таджикистана и усилению влияния узбекских силовых ведомств в приграничной с другими государствами зоне, насильственным вытеснением отсюда гражданского населения.

Есть и другие мотивы, обусловившие изгнание стариков с обустроенных ими земель. Насколько мне известно, оценочная стоимость трех дачных поселков, подлежащих немедленной ликвидации, имеющейся инфраструктуры, по самым бросовым ценам составляет полтора миллиона долларов. То есть, столько бы, как минимум, пришлось узбекским властям выплатить садовым товариществам и пенсионерам в виде материальной компенсации. Понятно, что правительство республики никогда не пойдет на это, зная, что людей можно просто выбросить на улицу, а на зарубежные публикации обличительного характера не обращать внимания в принципе.

Насколько я в курсе, на территории ликвидируемых товариществ, наряду с так называемыми отстойниками, планируется создание элитных дачных поселений для высокопоставленных чиновников Министерства обороны, МВД, СНБ, Таможенного и Налогового комитетов. Они будут скрыты от посторонних глаз заградительными таможенными, пограничными и милицейскими постами, а проехать сюда можно будет только по специальным пропускам и только тем, кто принадлежит к силовой элите государства.

…Завершив последнюю фразу, мой собеседник, так и оставшийся для меня инкогнито, взглянул на часы, извинился, и, пообещав позвонить, ушел.

Что ж, рассказанное им не показалось мне бредом. Более того, при ближайшем рассмотрении, сопоставлении различных фактов, версия человека, судя по всему, работающего в весьма солидной организации, уже не кажется чем-то из области фантастики. В то же время, конспективно изложив монолог, я далек от утверждения, что все обстоит именно так, а не иначе.

Однако в данной ситуации есть еще один аспект, на котором автору публикации хочется остановиться особо. Девяносто восемь процентов дачников, незаконно лишаемых властью имущества, это - русские люди. Те самые соотечественники, о необходимости защиты которых столь любит говорить подполковник КГБ в отставке, по злой иронии судьбы и нелепому стечению обстоятельств, занявший президентское кресло в России.

И не только он, а любой публичный российский политик, регулярно стремящийся позитивно отметиться перед аудиторией. Несмотря на череду публикаций, естественно, доступных российскому политическому бомонду, от него, как, впрочем, и ожидалось, не последовало реакции.

Что можно сказать по этому поводу? Инициировав подписание и ратификацию Договора о стратегическом партнерстве между Россией и Узбекистаном, подполковник КГБ Владимир Путин фактически сдал русскоязычную диаспору, проживающую здесь. Именно так, хотя оставшимся в Узбекистане русским и пытаются доказать, что отныне их пребывание здесь станет более комфортным.

Сдал, поскольку миллиардные экономические интересы узкого круга российских олигархических персоналий и структур значительно весомее, нежели спокойная старость восьмидесятилетнего ветерана Великой Отечественной войны, лишаемого узбекской властью последнего крова и последней радости и загоняемого ею же в гроб.

К сожалению, это типично для всех российских политиков постсоветского периода, которые, прикрываясь демагогией о защите русских за пределами своей страны, на самом деле остаются абсолютно равнодушными к судьбам оторванных от родины соотечественников. Стоит ли тогда удивляться словам одного из очень высокопоставленных узбекских чиновников, который, знакомясь с ситуацией по фактической ликвидации женщин и стариков, цинично заметил: «Русские пусть строят дачи в Сибири».

Вопрос в том, кто их в Сибири ждет…

Сергей Ежков, независимый журналист

P.S. Когда этот материал был подготовлен для публикации, автору сообщили, что хоким Кибрайского района Шакир Икрамов при поддержке Министерства обороны отдал приказ о немедленном сносе дач ветеранов вооруженных сил и направил сюда строительную технику. Из конфиденциальных источников также стало известно, что этот же глава районной администрации отдал устное распоряжение направленным сюда сотрудникам районного и областного УВД, арестовывать всякого, кто осмелится противостоять ликвидации. По неподтвержденной пока информации, на случай проявлений массового недовольства граждан на дачи планируется направить роту милиционеров.

Похоже, к 1 февраля старики действительно будут выброшены из своих домов в грязь…