Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Человеческая жизнь в Узбекистане оценивается чиновниками дешевле кучи мусора

14.04.2005 08:36 msk, А.Кудряшов (Ташкент)

Человеческая жизнь в Узбекистане оценивается чиновниками дешевле кучи мусора

Как уже сообщало агентство «Фергана.Ру», 13 апреля в Ташкенте во дворе дома 25 на массиве Куйлюк-4 пенсионерка Ирина Петровна Алексеева совершила попытку самосожжения, защищая свой палисадник. Корреспонденты «Ферганы.Ру» побывали на месте трагедии, опросив очевидцев, и выслушав комментарии представителей власти.

- Конфликт между жильцами нашего дома и местной властью из-за сноса палисадников обострился еще накануне, 12 марта, когда муниципальные рабочие пришли срезать ограды и корчевать кусты, - рассказала Галина Ивановна Савичева, преподаватель физкультуры. - Мы живем в этом доме с 1976 года. Своими руками расчистили территорию от строительного мусора, потом удобряли землю, провели воду, огородили себе маленькие участки. Никто нам этого не запрещал. Вчера начали ломать ворота перед моим палисадником. Я уговаривала рабочих ничего не трогать, обещала покрасить ограду, привести ее в самый благообразный вид. Но меня не послушали. Председатель махалли повалил сетку-рабицу прямо на меня. Я ударила его палкой по спине. Он стал угрожать мне, но вскоре ушел. Мой огород снесли. Потом приходил капитан милиции и успокаивал нас. Больше всего нас возмущало то, что рубят под корень большие деревья, которые мы с таким трудом вырастили. Хотя в распоряжении мэра Ташкента о благоустройстве дворов жилых домов, насколько известно, говорилось только об уменьшении высоты живой изгороди до 70 сантиметров. В соседнем доме на днях умер от инфаркта старик-кореец – не вынес зрелища, как истребляют его палисадник. У меня повредили деревья хурмы и тутовника. Нервы у всех жильцов нашего дома были взвинчены до предела. Я несколько раз обращалась к врачу.

- 13 марта утром начали крушить огород моей соседки и подруги Ирины Петровны Алексеевой, пенсионерки 1945 года рождения, учительницы музыки в детской музыкальной школе. Она просила этих «карателей», снять только металлическую ограду, которую, как всем известно, используют на металлолом, но оставить в покое зелень. У нее была живая изгородь, гиацинты, розы. Зелень безжалостно вытоптали, вывезли металл, но оставили кучи мусора, ветки срубленных деревьев. При этом присутствовали работники ТСЖ, представители махали, милиция. В ответ на ее мольбы они только глумились, смеялись над ней. Тогда она зашла домой и позвонила мне, просила записать телефон ее сына, проживающего в Кемерово, чтобы я сообщила ему, если с ней что-нибудь случится. Сказала, что здесь у не никого нет, за нее некому заступиться, но она не может видеть, как гибнет то, что было создано ее тридцатилетним трудом. Нас некому защитить, и у нас нет надежды, - такими были ее слова. Потом она взяла бутылку с бензином и пошла в свой огород. Мне опять стало плохо с сердцем, и я вызвала по телефону родственников, позвонила врачу. Смотреть на то, что происходит под нашими окнами, мне уже не хотелось. В этот момент с улицы раздался страшный вопль. Выглянув в окно, я увидела огненный комок, катающийся по земле. Забежали соседи с криками – вызывай скорую помощь, она подожгла себя!..

По словам других очевидцев, в первый раз у отчаявшейся пенсионерки отобрали спички, но уничтожать ее палисадник не прекратили. Ирина Петровна Алексеева подожгла себя со второй попытки, на глазах у рабочих и представителей махали. По мнению жильцов дома 25 причиной трагедии стало циничное отношение к ним муниципальных чиновников.

Алексееву госпитализировали в ожоговое отделение городской больницы N16, и в настоящее время она находится в реанимации в крайне тяжелом состоянии. Находившаяся на ее попечении 90-летняя беспомощная родственница, которая не может ходить, осталась под присмотром соседей.

На вопрос, можно ли было избежать столь драматического исхода конфликта между «благоустроителями» и жильцами, представительница муниципалитета Миробадского района Лола Набиева, оперативно прибывшая на встречу с корреспондентами, сказала:

- Мы не раз объясняли жильцам, что компания по благоустройству территорий перед домами идет сейчас по всему городу.

- Алексеева, по-видимому, недопоняла наших объяснений, или посчитала, что участок под окном квартиры - это ее личная неприкосновенная собственность, а не государственная, - высказала свое мнение так же появившаяся на месте событий председатель женского совета махали Махбура Ниязова. - Государство разрешило людям попользоваться небольшими участками возле домов. Но не так, как им хочется, а по правилам. Мы хотели только помочь очистить территорию и привести ее в надлежащий вид. Чтобы все было красиво.

На прямой вопрос корреспондента «Ферганы.Ру», считают ли власти человеческую жизнь мелочью по сравнению со своими административными решениями, Ниязова ответила:

- Конечно. Как пять пальцев одной руки не одинаковы, так и люди не одинаковы. Одну и ту же вещь все воспринимают по-разному. Ведь остальные жильцы этого и других домов прореагировали на наши действия куда более спокойно. Благоустройство делается для людей. Люди должны быть благодарны, что им помогают жить лучше. Нельзя жить в грязи и беспорядке.

Другие представители муниципальных властей, отказавшиеся представится, попытались оказать давление на корреспондентов «Фергана.Ру», обвинив их в непонимании «государственных задач», «однобоком и субъективном подходе». Ими, разумеется, была выдвинута версия о психической неуравновешенности Ирины Алексеевой. По их настоянию на улицу с верхних этажей вывели под руки пенсионерку Марию Федоровну Демину, которая сказала в микрофон:

- Я ничего не видела и не слышала, лично не знала пострадавшую, но умные люди так не поступают.

Таким образом, «приоритет интересов личности над интересами государства», декларируемый официальной идеологией Узбекистана, изучаемый в вузах, и вмененный в обязательные знания при регулярной аттестации всех должностных лиц страны, на практике воспринимается чиновниками в прямо противоположном смысле. Для них человеческая жизнь, труд, боль и слезы людей, даже самых пожилых и малоимущих, часто стоят дешевле какой-нибудь кучи мусора.

Андрей Кудряшов, собственный корреспондент агентства «Фергана.Ру» в Узбекистане (Ташкент)

На снимке: все, что осталось от палисадника Ирины Алексеевой.

Фото © Фергана.Ру