Подробности: Пикет перед зданием посольства США в Ташкенте устроили родственники бизнесмена Чориева из Кашкадарьинской области
В Ташкенте впервые за всю историю независимого Узбекистана проходит бессрочная акция протеста, участники которой разбили палаточный городок возле здания американского посольства и выдвинули ряд требований политического и экономического характера. Власти пытаются вытеснить их при помощи сотрудников спецслужб, переодетых в штатское, и машины по укладке асфальта.
БУДЕТ ЛИ МИТИНГ БЕССРОЧНЫМ?
Акция началась 3 мая примерно в 11.15 утра по местному времени. Группа граждан, прибывших из города Шахрисабза в Кашкадарьинской области, демонстративно стала устанавливать палатки под окнами четырехэтажного жилого дома, буквально через дорогу от здания американской дипмиссии. Всего их собралось около ста человек, более половины из которых составляют женщины с детьми.
Переодетые сотрудники спецслужб, тоже ожидавшие начала акции, попытались не пропустить их к этому месту, и стали оттеснять мужчин, при этом сильно ударив одного из них. В ответ женщины с визгом набросились на них и стали бросаться камнями, обратив их в бегство. После этого протестующие установили палатки и развесили вдоль дороги плакаты с лозунгами.
По словам собравшихся, главным их требованием является возвращение незаконно у них изъятых акций ОАО «КЕШ», которым руководил их родственник Баходыр Чориев. Большинство из прибывших представляют большую семью Чориевых, которая в результате отъема акций потеряла почти все свои сбережения. Провести свою акцию возле американского посольства они решили потому, что считают, что власти не решатся разгонять дубинками женщин и детей возле посольства страны, поддерживающей демократию и права человека во всем мире. По их словам, другого способа восстановить справедливость, у них больше не остается.
Как рассказал корреспонденту агентства «Фергана.Ру» Бахтиёр Чориев, брат председателя ОАО «КЕШ», власти, заранее зная о готовящейся акции, не пустили в Ташкент примерно половину желающих принять в ней участие. Их дома в Шахрисабзе стерегут работники спецслужб в штатском, никого не выпуская на улицу. Остальным удалось добраться в столицу на поезде и на попутных машинах – однако тоже не всем, поскольку на всех дорогах была организована проверка паспортов и если проверяющие обнаруживали, что кто-то из пассажиров носит фамилию «Чориев», то его заставляли возвращаться обратно.
Американское посольство, напротив которого разбили свой городок протестующие, сегодня выглядит так, как будто находится в прифронтовой зоне. Вокруг железной ограды в асфальт вбиты толстые железные столбы. Перед ними установлены бетонные блоки. Из мешков с песком сложены два укрепления, с дырками бойниц. Вокруг них расхаживают автоматчики в касках и бронежилетах.
В пятнадцати метрах от этого «укрепрайона», под окнами четырехэтажного дома, на узкой полоске земли между домом и тротуаром установлены зеленые брезентовые палатки. Вокруг них расхаживают мужчины, а на бетонном бордюре сидят женщины, обмахиваясь газетами. Немного дальше от них строем, в два ряда, выстроилось около пятидесяти мужчин в штатском, азиатской национальности. По виду это переодетые милиционеры или представители СНБ. С балконов на эту картину удивленно взирают жильцы многоэтажного дома. Идущие мимо прохожие замедляют шаг и читают надписи на плакатах.
- Смотрите, как жарко! - говорит Бахтиёр Чориев. – А «эсэнбэшники» (имеются в виду сотрудники Службы национальной безопасности Узбекистана. – прим. ред.) запретили жителям дома нам воду давать, чтобы напиться. Сначала они нам баклажки с водой кидали, а потом им запретили это делать. Хотят, чтобы мы из-за жажды ушли отсюда. Но мы не уйдем.
Присутствующие, действительно, не предусмотрели возможность того, что у них не будет питьевой воды. Покупать минеральную воду в магазине дорого. Один из участников акции протеста позвонил в представительство общества Красного креста и попросил, если можно, помочь им водой. Однако ему ответили, что такой возможности они не имеют. Представиться отвечающий по телефону человек наотрез отказался.
Ближе к вечеру власти предприняли еще одну попытку выкурить нежеланных гостей. Городскому хокимияту срочно понадобилось наложить еще один слой асфальта на тротуар, возле которого были разбиты палатки. На дорожку въехала асфальтоукладочная машина, с дымящимся в кузове горячим асфальтом, собираясь вывалить его возле того места, где сидели женщины и дети. Если бы этот замысел осуществился, то пребывание здесь людей превратилось бы в настоящее пекло. Однако несколько женщин уселись прямо перед машиной и она была вынуждена остановиться. Прошло некоторое время времени, и асфальтоукладчик медленно пополз назад, отступил. Это была вторая маленькая победа протестующих. Противостояние продолжается.
К ИСТОРИИ ВОПРОСА
Проходящая сегодня в Ташкенте акция – уже вторая по счету, связанная с именем Баходира Чориева. В прошлом году 36-летний предприниматель из Кашкадарьинской области намеревался провести митинг возле государственного телецентра. Та акция протеста была сорвана беспрецедентным противодействием узбекских спецслужб. Известен Б.Чориев и тем, что 17 мая 2004 года он вышел на улицы узбекской столицы в майке с надписью «Я за отставку президента Каримова! А вы?»
Семья Баходира Чориева и акционеры ОАО "КЕШ" на протяжении последних лет конфликтуют с властями. В 1999 году семья Чориевых вложила все свои средства в акции ОАО "КЕШ", расположенного в Шахрисабзе. На торгах Ташкентской фондовой биржи они приобрели 60% акций ОАО "КЕШ" общей стоимостью 8.000.000 сум (около 30 тысяч долларов США по тогдашнему курсу).
Ранее, в советскую эпоху, ОАО "КЕШ" было обыкновенным совхозом. Его новым акционерам удалось добиться хороших результатов. Однако уже в 2001 году началась кампания со стороны "Госкомимущества" по выдворению акционеров ОАО "КЕШ" с целью отторжения их имущества в пользу государства. Власти настаивают на том, что при оценке стоимости имущества произошла ошибка. Это и явилось официальной причиной отмены итогов приватизации ОАО "КЕШ".
В 2001 по 2003 гг. независимая аудиторская фирма проверяла финансовую деятельность ОАО "КЕШ" и за 2 года ревизионной проверки выявила, что после вмешательства в деятельность акционерного общества органов МВД, прокуратуры и местного хокимията (администрации), имели место хищения в размере 52 млн. узбекских сумов (около 52 тысяч долларов США). Чориевы утверждают, что подобная практика хищений продолжается и по сей день.
В настоящее время Баходыр Чориев проживает в США, где ему предоставлено политическое убежище.