Члены партии «Озод дехконлар» ходят по домам в Андижане и записывают фамилии погибших
В УЗБЕКИСТАНЕ ПОГИБЛО НЕ МЕНЕЕ 745 ЧЕЛОВЕК
Вчера в узбекских городах Андижане и Пахтаабаде, где в минувшие выходные узбекские власти жестоко подавили антипрезидентский мятеж, местные жители продолжали искать тела погибших родственников и хоронить их. Единственная организация, которая решилась подсчитать точное число жертв, - оппозиционная партия "Озод дехконлар" ("Свободные крестьяне"). Члены этой партии ходят по домам местных жителей и записывают погибших пофамильно. Вчера на момент подписания этого номера "Известий" в печать в списке было уже 745 фамилий.
Партией "Свободные крестьяне", созданной в конце декабря 2003 года, руководит Нигара Хидоятова. На сегодня она главный в Узбекистане оппозиционер Исламу Каримову. "Свободные крестьяне", как и все оппозиционные партии в Узбекистане, не зарегистрирована Министерством юстиции. В ней состоят сто тысяч человек. В основном жители Ферганской долины. В отличие от организации "Акромия", члены которой и подняли мятеж, "Свободные крестьяне" - светская партия. Отношения к исламу не имеет.
- Число жертв необходимо подсчитать просто потому, что президент Каримов, выступая на пресс-конференции, сказал, что погибло всего сто человек, - говорит Нигара Хидоятова. - Но вот вам простой пример. 18-летний житель Андижана Хасан Сардар был убит выстрелом в затылок. Он не ходил на митинги. Он вышел из дома за хлебом. Тело Хасана вернули родственникам. К руке была привязана картонка с порядковым номером трупа - 240.
- Сейчас наши люди в Андижане и Пахтаабаде ходят по домам и спрашивают: у вас никого не убили? - продолжает Нигара Хидоятова. - И записывают фамилию, имя, отчество. Чтобы не было совпадений. Другого способа узнать число жертв этой трагедии у нас нет.
На вчерашний вечер в "андижанском списке" было 542 фамилии. В "пахтаабадском списке" (Пахтаабад - пригород Андижана) - 203 фамилии. В том числе женщины и дети. Итого минимум 745 погибших. Однако перепись жертв еще не закончена. Она продлится во вторник.
При этом Нигара Хидоятова считает, что в ближайшее время Узбекистан ожидают еще более трагические события.
- Я знала, что в Андижане что-то произойдет, только не ожидала, что так скоро, - говорит она. - И власти не ожидали. Все подзабыли, что история Ферганской долины - это череда восстаний. И что Ферганская долина - это родина басмачества. Теперь, после Андижана, события будут развиваться так: ближайшая неделя, пока люди хоронят убитых родственников, будет спокойной. Потом в долине начнутся локальные мятежи. Возможно, не такие массовые, как в Андижане. Власти будут жестоко расправляться с мятежниками. А через пару месяцев произойдет взрыв народного негодования. Он будет таким мощным, что брызги долетят до России. Потому что кровавая расправа в Андижане - это не просто искра, это факел, брошенный в сухую траву.
По словам Нигары Хидоятовой, Андижан - не первый город, где в последние месяцы вспыхивает бунт.
- Первая искра была еще 29 марта - бунт к городе Джизаке. У местных фермеров власти тогда отняли землю. Фермеры устроили демонстрацию. Джизак напоминал поле битвы. Десятки машин перевернуты и сожжены. Милиция бежала. Только после обещания властей вернуть землю, фермеры успокоились. Но на время. 3 мая женщины из Кашкадарьи устроили акцию протеста в Ташкенте. На них спустили спецназ. Женщин и детей избивали, многим переломали руки и ноги. И вот теперь вооруженное восстание в Андижане. Властям кажется, что восстание подавлено. Однако основная часть людей, которых президент Каримов назвал бандитами, ушла в горы и соседнюю Киргизию. Но они еще вернутся.
Нигара Хидоятова считает, что местные жители поддержали повстанцев, "потому что народ устал".
- Монархическая республика Узбекистан дала трещину. За последние 15 лет Узбекистан скатился в разряд самых бедных государств мира. С 1999 года парламент не обсуждает бюджет республики. Представляете? Государство без госбюджета. 30% трудоспособного населения страны не имеют работы. Зато в республике сложился чиновничий класс с неслыханными привилегиями и доходами. Вступить в этот класс - очень дорого. Однако затраты окупаются быстро. Став, например, хакимом района, счастливчик сразу же обзаводится трехэтажным домом, квартирой в Ташкенте. И все это на виду у людей. Все оппозиционные партии в стране запрещены. Президент сам назначает себе оппозицию. За СМИ установлен строгий контроль. Нельзя критиковать литературное творчество Ислама Каримова. Нельзя критиковать указы его кабинета министров. Нельзя писать, что после землетрясения 1966 года Ташкент восстанавливал весь Советский Союз. Про оппозицию - нельзя. Про коррупцию - нельзя. А слово "президент" пишется только с большой буквы.
Что же касается повстанцев из организации "Акромия", то их Нигара Хидоятола не считает мусульманскими фундаменталистами.
- Я видела этих "исламистов". Обычные юноши и девушки, которые зачитывались книжкой "Путь истины". Это социальная утопия с религиозным уклоном. Автор - Акром Юлдашев. Отсюда и название - "Акромия". Но это никакая не организация, а скорее сообщество единомышленников. Клуб любителей. Однако власти усмотрели в утопических идеалах "акромистов" угрозу государственной безопасности. Автора книги посадили. Потом принялись за последователей.
Известия (Москва), 17.05.2005, с. 1, 5