Прокуратура Узбекистана вводит «учетные карточки» для всех работников СМИ, особенно электронных
Согласно решениям, принятым на днях прокуратурами многих областей Узбекистана, специальные «учетные карточки» должны быть в обязательном порядке заведены не только на журналистов, но и на всех работников любых отделов региональных телестудий.
В принципе, практика существования в силовых структурах «личных дел» на активно работающих корреспондентов и, тем более, руководителей СМИ, а также на большинство сотрудников банковских систем и предприятий, связанных с компьютерными технологиями, существует в Узбекистане почти с первых лет обретения государством независимости. Но последние шаги властей заставляют многих всерьез задуматься о ближайших перспективах свободы слова в стране, а некоторых молодых специалистов в регионах даже совершить серьезную переоценку своего выбора профессии.
Не для кого не секрет, что журналисты в регионах Узбекистана в своем большинстве и без того никогда не отличались особым стремлением ни к изложению правды, ни к качественной подаче информации. Причем тщательная и вполне добровольная самоцензура в местных условиях диктуется не только соображениями чисто служебной карьеры. В сфере регионального телевидения появление местного журналиста на телеэкране автоматически означает для него и повышение «рейтинга» в сфере частных услуг – проведения всевозможных торжеств, свадеб и юбилеев, в качестве высокооплачиваемого ведущего, «тамады». Если какой-нибудь бойкий телевизионщик в узбекской провинции несколько раз появится на экране, то расценки на его участие в этих мероприятиях могут возрасти не менее чем в 2 раза – с 15-20 долларов за один торжественный вечер, до 40-50, что уже равно его среднемесячной заработной плате. И тележурналисты буквально зубами держатся за эфир, кроме прямого заработка, гарантирующий им надлежащий «имидж» для куда более доходных приработков. Поэтому, по мнению самих журналистов, обеспечивать и впредь абсолютную лояльность властям и «политкорректность» любых выступлений СМИ на местах можно было бы и без введения новых драконовских мер. Малоимущие и бесправные провинциальные тележурналисты и так постоянно дрожат перед слежкой со стороны чиновников налоговых служб. А вся информация, поступающая в эфир региональных теле и радиостудий Узбекистана, и без того проходит тщательнейшую фильтрацию со стороны руководства, сообщающего телеведущим «последние новости» на регулярных планерках.
Однако, власти Узбекистана пошли на введение новых, дополнительных мер контроля, очевидно руководствуясь опасениями, возникшими у них в последнее время. Остается только догадываться, какие «санкции» разрабатывают силовики по отношению к корпусу независимых журналистов и представителей зарубежных СМИ, пока еще действующих в Узбекистане.