По результатам поездки в Узбекистан российские политологи сообщили то, что хотел услышать Ислам Каримов
РОССИЙСКИЕ ПОЛИТОЛОГИ ПОБЫВАЛИ В УЗБЕКИСТАНЕ
Президент Узбекистана Ислам Каримов считает, что его страна подверглась "информационной атаке". Такое мнение он высказал в прошедшую пятницу на встрече в своей резиденции Оксарой с делегацией российских политиков и журналистов во главе с президентом фонда "Политика" Вячеславом Никоновым.
"Сегодня, когда против Узбекистана развернута информационная атака, для нас чрезвычайно важна ваша позиция, основанная на взвешенном и глубоком понимании ситуации", - цитирует РИА "Новости" слова Каримова, с которыми он обратился к участникам встречи.
"Я убежден в вашей беспристрастной и объективной оценке вопросов, которые имеют для Узбекистана серьезное значение", - добавил он, обращаясь к членам делегации.
* * *
Информация о расстрелах мирных жителей на центральной площади Андижана никак не подтверждается, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов, посетивший Андижан в составе российской делегации.
"Цель нашей поездки заключалась в том, чтобы познакомиться с внутриполитической ситуацией в Узбекистане после событий в Андижане, - сказал политолог. - Нам удалось встретиться с представителями руководства Узбекистана, посетить Андижан, поговорить с участниками событий, включая заложников, семьи погибших, с людьми на улицах и военнослужащими".
"Один и наших выводов заключается в том, что там действительно был очень серьезный вооруженный мятеж, количество людей, принимавших в нем участие, составляет порядка 300 человек, которые смогли получить большое количество оружия, выпустить из тюрьмы большое количество заключенных и захватить здание администрации, это был серьезный вызов власти, - отметил В.Никонов. - Судя по всему, это были действительно исламисты-акрамисты, об этом в один голос говорят все стороны". "География участников акции протеста очень широка, это была хорошо подготовленная акция, люди были обучены военному делу и организованы", - отметил политолог.
"Разговоры о том, что на центральной площади Андижана состоялась массовая резня и расстрелы мирных жителей никак не подтверждается, никаких признаков боев на центральной площади Андижана нет, там находится здание из стекла, и на нем отсутствуют следы пуль, - сказал политолог. - Я думаю, там было большое количество жертв, но не на центральной площади". "В областном центре Андижана называют такие цифры: 174 погибших, из которых 54 – боевики и порядка 30 человек военнослужащих, - заметил В.Никонов. - Судя по рассказам очевидцев, основное количество жертв пришлось на период, когда были оставлены коридоры для выхода боевиков с центральной площади, в этот момент произошло несколько столкновений".
Что касается возможности международного расследования обстоятельств произошедшего, по мнению политолога, здесь "лучше пойти по тому пути, по которому сейчас и пошли, – по пути создания международной комиссии из числа дипломатов всех стран, которые аккредитованы в Узбекистане". "Там не только представители ОБСЕ, но и других стран, в том числе азиатских, которые уже подключились к этому расследованию", - заметил В.Никонов. "На мой взгляд, власть Узбекистана не согласится на проведение такого расследования, потому что они исходят из того, что Каримова на Западе заранее считают виновным, а количество жертв определено теми, кого на Западе называют независимыми источниками, - сказал В.Никонов. – Думаю, вряд ли мы узнаем точное количество жертв, это будет трудно установить". (Эхо Москвы)
* * *
Впечатлениями от поездки делится бывший главный редактор «Независимой газеты», а ныне – издатель журнала «Политический класс» Виталий Третьяков:
– Лично для меня самым важным на прошедшей неделе было посещение Узбекистана, я был в Андижане, в Ташкенте встречался с президентом Каримовым, естественно, главный разговор и главный интерес был в событиях в Андижане 12, 13, 14 мая. Что я могу сказать, совершенно очевидно, что это был хорошо подготовленный, заранее спланированный вооруженный мятеж, имеющий в лучшем случае политическую окраску и подоплеку, но, естественно, никакой речи о массах мирных граждан, которые из-за своей нищеты, Андижан – довольно богатый город по узбекским понятиям, из-за своей нищеты вышли на улицы, ничего этого не было. Соответственно, не было, это тоже очевидно для тех, кто побывал в Андижане, не было никаких расстрелов мирных граждан, мирных демонстраций, какие-то эксцессы были, но ситуация вполне очевидна, любое правительство в данных условиях, когда захватывают тюрьмы и военные части, и сотни автоматов, действовало бы также жестко, а многие, я думаю, еще более жестко. Так что когда все видишь своими глазами, пусть не в момент события, а место, где это все происходило, то многое, в том числе и то, что освещается некоторыми СМИ, выглядит совершенно иначе. Так что я бы сказал так, 95% претензий к правительству Узбекистана, которые сейчас звучат, они абсолютно абсурдны и не основываются на реальных фактах, а, следовательно, имеют исключительно политическую подоплеку. Я не так часто бываю на местах таких событий, поэтому для меня это важно и именно об этом я и рассказываю. (Эхо Москвы)
* * *
Высказывания российских политологов комментирует главный редактор «Еженедельного журнала» Михаил Бергер:
– Некоторые дотошные агентства сообщили малозначительный факт, известный российских политолог Вячеслав Никонов находится в Ташкенте. Более того, Никонова принял президент Узбекистана Ислам Каримов. Можно строить разные предположения относительно того, что российские политологи из фонда «Политика» делают в Ташкенте. Но понять, зачем Каримов принял в своей резиденции Никонова, невозможно. Это не поддается рациональному объяснению, хотя и президент Узбекистана, и глава фонда «Политика» – люди, несомненно, рациональные. Единственное объяснение, Никонов приехал туда не сам по себе. Поехал он туда либо по заданию Кремля, либо по просьбе Каримова, а, скорей всего, Никонов – ответ Кремля на просьбу Каримова. Какую просьбу? Понятно, какую. Каримов изо всех сил сопротивляется появлению в Узбекистане иностранных наблюдателей, которые хотят выяснить обстоятельства событий в Андижане. Узбекский лидер упорно никого на свою территорию не пускает, несмотря на настойчивые просьбы и требования. Вероятно, есть, что скрывать. Почему же Каримов пустил к себе Никонова? Никонов должен им помочь спрятать нечто от посторонних глаз. Любой политолог, если он профессионал, и есть, прежде всего, наблюдатель, а Никонов, насколько известно, не гражданин Узбекистана, а, следовательно, иностранный наблюдатель, а его Каримов не только пустил в Узбекистан, но и с помпой принял у себя лично. И почему Каримов его не опасается, скорей всего, потому, что он в нем уверен. Почему, да потому что Россия – единственная страна, которая активно поддерживает Каримова в его нежелании пускать в Узбекистан международных инспекторов. И Никонов с его командой – это бригада союзного десанта, эта бригада должна обеспечить убедительное толкование того, что иностранным наблюдателям в Узбекистане делать нечего. Никонов также должен будет обнаружить в Андижане след чеченских террористов и «Аль Каиды», потому что именно на такой точке зрения стоит официальная Москва. Именно поэтому Каримов так рад приезду Никонова и так торжественно его встречает. И если Каримову есть, что скрывать, то почему Россия так старательно ему в этом помогает? Вот важнейший вопрос. На него не ответят ни Каримов, ни Никонов. А вообще-то зря эти двое так официально встретились. Президенты вообще-то не встречаются с политологами, а если и встречаются, то скрытно, и работают, как правило, через третьих лиц. И как только политолог берет заказ от политика на выполнение какой-нибудь задачи, он перестает быть источником независимого анализа и превращается в банального политтехнолога, чье публичное мнение не стоит и ломаного гроша. (Эхо Москвы)