Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Мавзолей пророка Даниила - тайна в истории Самарканда

28.07.2005 16:06 msk, Андрей Кудряшов, Валерия Саидова

Россия

СВЯТОЕ МЕСТО

Фото © Фергана.Ру

Среди ученых до сих пор нет единого мнения, когда именно и каким образом в Самарканде появился Мавзолей библейского пророка Даниила, почитаемый святым местом представителями трех мировых религий - ислама, иудаизма и христианства. Согласно Библии, в 605 году до нашей эры Даниил с соплеменниками был уведен из Израиля в плен царем Вавилона Навуходоносором, при дворе которого обрел славу за набожность, пророческий дар и способность творить чудеса. Легендарный пророк дожил до освобождения еврейских пленников персидским царем Киром, но из-за преклонного возраста уже не мог вернуться на родину, и был с почестями похоронен в городе Сузы, вблизи нынешнего Мосула в Ираке.


Легенда гласит, что во время похода в Месопотамию и Малую Азию в 1397-1404 Амир Темур, вопреки обыкновению выдающегося полководца, не смог взять Сузы штурмом. От богословов завоеватель узнал, что город защищают мощи пророка. Тогда Темур будто бы договорился с осажденными, что не будет подвергать их имущество разорению, казнить непокорных и уводить пленников в рабство, если ему позволят увезти в Самарканд часть священных мощей, а именно правую руку, чтобы она так же охраняла столицу его Империи от любых бед.

Но эта легенда противоречит исламской традиции, не одобряющей поклонения могилам святых, и тем более считающей недопустимым как-либо тревожить останки умерших людей. И хотя в истории эпохи Темура и Темуридов в общем-то было немало отступлений от этих строгих канонов, многим кажется более вероятным, что завоеватель Азии скорее привез в Самарканд горсть земли из Суз, а Мавзолей приказал воздвигнуть, в ряду прочих, построенных по его приказу, как памятник в честь успешной военной кампании.

Знаток истории Самарканда Артур Самари замечает, что в трудах биографов Темура нет никаких свидетельств об этом эпизоде. Также он обращает внимание на то, что персидский историк Истархи, побывавший в Мавароуннахре за четыре века до рождения Темура, свидетельствовал, что Мавзолей Даниила был в городе уже в то время.

Некоторым исследователям кажется куда более убедительной версия, что мощи Даниила могли быть привезены в Самарканд общиной иудеев еще во времена до ислама, и местные огнепоклонники, терпимо относившиеся к иноверцам, разрешили им возвести храм за стенами города. Подтверждением тому, по мнению Самари, может быть то, что остатки материальной культуры в непосредственных окрестностях Мавзолея датируются археологами не менее чем VI веком до нашей эры, то есть тем самым временем, когда, по Библии, жил и умер пророк Даниил.

Мощи пророка могли привезти в Самарканд и христиане, поскольку известно, что при Византийском Императоре Зеноне какая-то часть праха Даниила была перемещена из Мосула в Константинополь, и с тех пор еще один мавзолей Даниила сохранился до наших дней в современном Стамбуле.


И, наконец, существует мнение, что в Мавзолее в действительности находятся остатки Даниёра - сподвижника Кусама ибн Абасса, двоюродного брата Пророка Мухаммада, который утверждал ислам в Самарканде, и чьему чудесному спасению от язычников в подземной пещере посвящен другой замечательный памятник - Мавзолей Шох-и-Зинда («Живой Царь»), расположенный неподалеку.

Так или иначе, но эта святыня существует очень давно и продолжает привлекать к себе массу паломников, а в наши дни и туристов. Находится мавзолей Даниила хоть и несколько в стороне от остальных исторических достопримечательностей Самарканда, зато в удивительном по красоте и уникальном по природным свойствам месте.

В 1996 году Мавзолей Даниила посетил Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II, благословивший и освятивший «сии места», сказав, что определенно чувствует здесь присутствие святости.

Корреспонденты агентства «Фергана.Ру» решили пройти к святыне не по асфальтированной автомобильной дороге, по которой возят иностранных туристов и многочисленных именитых гостей, а через пустынные холмы Афросиаба, поскольку именно этой тропой, согласно легенде, мог следовать из Месопотамии верблюд с мощами, на месте случайной остановки которого Темур повелел возвести Мавзолей.


От средневековой мечети Хазрат Хызр, возвышающейся над архитектурным ансамблем Шох-и-Зинда, тропа уползает еще выше над городом по совершенно дикой на вид и заросшей степными колючками местности. Местные здесь ходят редко, чтя покой предков. Ведь эти призрачные курганы на самом деле не что иное, как, стертые временем остатки исполинского городища. Анализ некоторых находок на Афросиабе свидетельствует, что развитая культура существовала здесь более чем 2700 лет назад, то есть в VII-VIII веках до Рождества Христова. Но, как и совсем недавно, строили здесь в основном из глины, поэтому стены и улицы уплотнились в холмы и овраги, над которыми земляной горой выступает лишь главная Цитадель, вся изрытая гротами и пещерами. С ее вершины - бывшей крепостной стены - весь Самарканд виден как на ладони, а выше только уже находящаяся за чертой города Чупан-Ата, по преданию некогда перелетевшая из Сирии, чтобы раздавить и погрести под собой целое полчище иноземных завоевателей.


Между холмами и глиняными башнями в середине лета порывы пустынного ветра гонят настоящие пыльные смерчи, попав под один из которых, путешественник сразу забудет, что он находится в паре километров от цивилизации и своей эпохи. Но неожиданно впереди возникает крутой обрыв, с отвесного края которого открывается вид на речную долину, заросшую свежей зеленью и покоящуюся в глубокой тени. Это Сиабский район Самарканда, сохранивший не древнюю, но совершенно традиционную архитектуру глинобитных домов с внутренними дворами. Неширокая, но полноводная река называется Сиаб, от чего и берет название легендарное городище. Афросиаб - значит «рядом с Сиабом».


Левый берег плотно застроен и полон садов, а на правом узкая полоса под обрывом и рощица тополей, в кронах которой на небольшой земляной площадке скрывается Мавзолей Даниила, точнее - нынешнее его здание, последний раз перестроенное в начале XX века. Внутри невысокого сооружения стоит укрытый материей, десятиметровый «саркофаг» с мощами.

Говорят, после того как рука пророка Даниила была привезена из Мосула, она стала расти по нескольку сантиметров за год, отчего Мавзолей приходилось регулярно перестраивать на пожертвования паломников. Будто бы, администрация Самарканда времен Российской Империи однажды даже пригрозили служителям, что разнесет по камням всю постройку, если «чудо» не прекратится. С тех пор рост волшебной руки зафиксировался на 10 метрах, не прирастая, разумеется, в годы советской власти, и, увы, за 13 лет независимости Узбекистана. Хотя есть и версия, что сделать «саркофаг» столь большим повелел еще сам Темур, пожелав таким способом то ли возвеличить значение Мавзолея, то ли оберечь на будущее его содержимое от похитителей. Это еще одна тайна, связанная с местом, временем и персоной легенды.

И еще одна тайна, случайно открывшаяся корреспондентам «Фергана.Ру», до посещения этой святыни уже несколько «поднаторевшим» в наблюдениях за природными артефактами и уникальными уголками Центральной Азии, состоит в том, что пространство здесь на самом деле обладает неким исключительным свойством. Экстрасенсы сказали бы, что «присутствует мощный источник позитивной энергии». Проще же говоря, при спокойном сидении минут пятнадцать возле мощей, само собой, даже без молитв и праведных мыслей, возникает чувство необыкновенной легкости на душе, да и в теле тоже, словно мгновения невесомости и счастливого забытья.

Андрей Кудряшов, Валерия Саидова (Ташкент-Самарканд)