Суд над корреспондентом Радио Свобода отложен
Назначенный на 23 августа этого года суд над корреспондентом Радио Свобода был отложен по причине неявки ответчика. Носир Идрисалиевич Зокиров, более известный под псевдонимом Носир Зокир, корреспондент Радио Свобода по Наманганской и Ферганской областям, обвиняется в оскорблении сотрудников СНБ.
А началось все с другого уголовного дела, а точнее со стихов 53-летнего Хайдарали Комилова, прозвучавших в мае месяце после андижанских событий в эфире Радио Свобода. В этих стихах подверглись критике действия Президента РУ и его сподвижников, названных автором «кровожадной сворой». Правоохранительные органы города Намангана возбудили против поэта уголовное дело, по которому Х. Комилов обвиняется в оскорблении чести и достоинства Президента РУ. Это было первое в истории нашего суверенного государства обвинение по статье 158 УК РУ. Ведет дело следователь следственного отдела СНБ Наманганской области Дилмурод Исамухаммедов. Корреспондент Радио Свобода Носир Зокир проходит по этому делу как свидетель.
Как говорится в обвинительном заключении уголовного дела №250866, возбужденного против Н. Зокирова по статье 140 ч.3а, 21 августа следователь Исамухамедов позвонил корреспонденту на мобильный телефон и предложил ему прибыть к нему на следующий день с копиями паспортов детей со справкой с места жительства. Находившийся в то время в городе Пап, Носир Зокир объяснил следователю, что не сможет прибыть к нему в указанное время, ссылаясь на занятость. Несколько дней спустя корреспондента принудительно доставили к следователю. Эти действия правоохранительных органов Носир Зокир назвал противозаконными, так как никакой официальной повестки им получено не было.
Со слов следователя, «когда его привели ко мне в 16:00, Носир Зокир сказал, что если он не выйдет отсюда в течение часа, то его знакомый по имени Хусниддин, работающий в Ташкентском офисе, поднимет большой скандал». Далее следователь показал, что Носир Зокир был груб и заносчив. Говорил, что «в скором времени Каримов уйдет, потом какими глазами будем смотреть друг - на друга?».
Вскоре после этих событий к Носиру Зокиру домой пришел поэт Х. Комилов. Он сказал, что получил на эту встречу согласие следователя и рассказал корреспонденту подробности своей встречи со следователем. Последний, по словам поэта, просил написать стихи против корреспондента Радио Свобода, которого называл предателем.
Объяснения Х. Комилова из обвинительного заключения:
- На очередном допросе Исамухамедов показал мне аудиокассету и сказал, что здесь все мои стихи записаны, и передал ему это Носир Зокир.
- Как Вы назвали бы эти действия? – спросил следователь поэта.
- По крайней мере, это непорядочно, но мне не верится, что он это сделал.
- Это называется предательством! – сказал следователь поникшему поэту и предложил:
- А почему бы вам, не написать стихи против него, мы бы их прикрепили к делу?
«Под воздействием рассказа Х. Комилова я в гневе позвонил в СНБ», - приводятся в обвинительном заключении слова Носира Зокира. “Рядом стояла моя жена и постоянно вмешивалась в мой разговор и причитала, чтобы я ничего не говорил лишнего. Оскорбительные слова на самом деле были направлены против нее. <…> Никаких оскорбительных высказываний против Президента я не говорил, и ничего против него не имею. <…> Я против государства никаких противозаконных действий не совершал и не намерен их совершать в будущем. Я только выполняю свои служебные обязанности в рамках действующего законодательства. Меня достали всяческие нападки, клевета и доносы. А слова поэта меня сильно обидели».
По данному делу проходят еще два свидетеля – оперативные дежурные СНБ Резяпов Рустам и Сайдалиев Гайрат.
- В тот день, 6 августа в 21:50 позвонил Носир Зокир и представился корреспондентом Радио Свобода, - говорит в своих показаниях Резяпов Рустам. - Он был груб и нецензурно ругал Исамухамедова и других сотрудников. Мой напарник в это время проверял посты.
В тот вечер Носир Зокир звонил в дежурку еще. На этот раз с ним разговаривал Гайрат Сайдалиев:
- Хотя звонивший не говорил оскорбительных слов, но тон его был грубым и заносчивым. Носир Зокир говорил, что он стоит выше нас и скоро президент уйдет в отставку.
На основании магнитных записей и стенограмм было возбуждено уголовное дело и передано в Наманганский городской суд, который пока по причине неявки ответчика не состоялся.