«Каримовский ампир» изменил облик исторического центра Ташкента
Фото © Фергана.Ру
Меньше чем за месяц после торжественной сдачи в эксплуатацию 1 сентября к 14-летнему юбилею Независимости Узбекистана масштабные новостройки в Старом городе успели стать органичной частью архитектуры исторического центра Ташкента, в очередной раз за последнее десятилетие изменив его облик, но не нарушив самой атмосферы и ритма жизни.
Под монументальным голубым куполом здания Галереи национальной моды, которому архитекторы по личному указанию президента Каримова постарались придать сходство со средневековыми памятниками Самарканда, уже проходят показы коллекций одежды. И смотровая площадка на круглой крыше оригинального сооружения Дома детского творчества почти круглые сутки открыта для посетителей, с удовольствием обозревающих отсюда обновленную панораму вокруг рынка Чорсу. Еще раз перестроен и сам базар, где к огромному крытому павильону прибавились новые торговые ряды, а так же подвергся реконструкции магазин «Детский мир», пострадавший от взрыва террористки-смертницы в марте 2004 года.
На весь район наведен внешний глянец. С высоты смотровой площадки не видны узкие и кривые улочки, глинобитные дувалы одноэтажных кварталов, автостоянки, окутанные дымом шашлычных мангалов «обжорные» ряды, беспорядочные скопления тряпичных торговых палаток - словом, вся та хаотическая, неумытая и непричесанная азиатская "экзотика", которая привлекает любопытство зарубежных туристов, предпочитающих находить ее в путешествиях по странам третьего мира. Зато должен порадоваться глаз отечественного патриота, с удовлетворением отмечающего за ростом колонн, куполов, арок и площадей непрерывное возрастание мощи государства и крепости национального духа.
"Ампир" или "имперский стиль" в архитектуре и градостроительстве исторически возник в первые десятилетия XIX века во Франции в период наполеоновских войн. Его парадное великолепие и подчеркнуто монументальные формы, открыто подражавшие архитектуре Древнего Рима, Греции и Египта, служили выражением идей государственной независимости, единства нации и эпохальных амбиций. В итоге стиль утвердился в России и странах Европы, победой над Наполеоном возвеличивших свой суверенитет и державные устремления. Позже здание Капитолия в Вашингтоне, где заседает Конгресс США, было возведено в подражании Храму Юпитера на Капитолийском холме, в котором собирался Сенат Римской Империи.
В новейшей истории термином «сталинский ампир» принято обозначать стиль административных и общественных зданий, построенных в СССР за 30-50 годы. Крупнейшими из них стали комплекс зданий Московского Университета, гостиницы «Украина» и «Ленинградская», Министерство иностранных дел, административное и жилое здания у Красных ворот, жилые дома на Котельнической набережной и площади Восстания. И в окраинных центрах Советской Империи до наших дней сохранилось множество зданий сталинского ампира, не столь величественных, но с непременными атрибутами стиля - колоннами, арками, куполами. Имперский стиль в СССР должен был наглядно демонстрировать собственному народу и «враждебному капиталистическому окружению» силу, мощь, неисчерпаемые возможности и великую будущность советского государства.
«Каримовский ампир», соединивший типичные европейские элементы с традиционным восточным наследием эпохи Тимура и тимуридов - явление уникальное как в архитектурном, так и в идеологическом смысле. За 14 лет независимости его значительные артефакты сконцентрированы в основном в столице Узбекистана - здания Олий Мажлиса (парламента) и городского хокимията (мэрии), Дворец Туркистон и построенное в этом году здание Сената на площади Мустакилик. Подобные дворцы есть и в областных центрах и крупных городах.
Но большинство колоннад, циклопических арок и куполов, которых можно насчитать по стране уже тысячи, украшают не административные сооружения, а общественные места. Они возвышаются над базарными площадями, стадионами, памятниками или парковыми мемориалами. Их торжественность и величие как бы нависают над пустотой или повседневно кишащей внизу людской суетой, что особенно подчеркивает главную имперскую парадигму - несоизмеримость масштабов личности и государства, отдельной человеческой судьбы и глобальных исторических замыслов. В этом ракурсе новостройки в районе Старого города и рынка Чорсу выглядят особенно любопытно, как новая экзотика нового времени. Дети и пожилые люди с большим удовольствием посещают открытые как бы специально для них достопримечательности, с непосредственным простодушием радуясь блеску и высоте сооружений. А рядом продолжает течь обыденная жизнь взрослых людей, погруженных в свои будничные заботы.